Дипломная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

-----

Файлы: 1 файл

Диплом. Ксения..doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

– формы первичных  учетных документов, используемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

– правила документооборота и технологию обработки учетной  информации;

– системы регистров  бухгалтерского учета;

– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации;

– приемы контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для рациональной постановки бухгалтерского учета. Система внутреннего  контроля может осуществляться службой  внутреннего аудита;

– иные соответствующие  способы и приемы.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные действующей организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной  политики (или изменений, вносимых в нее по решению организации).

Копия или выписка  из учетной политики должна быть представлена в инспекцию МНС по месту постановки на учет.

По решению организации  изменения в учетную политику могут вноситься с 1 января года, следующего за годом утверждения, т.е. с начала отчетного года.

Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности организации, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности и объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности

Порядок ведения налогового учета изложен в Инструкции о  порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Минфина и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114 (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). Учитывая тот факт, что по-разному формируются затраты на производство продукции (работ, услуг), издержки обращения в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения, необходимо корректировать данные бухгалтерского учета для определения налогооблагаемой базы.

Согласно ст. Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" учетная политика организации включает в себя:

– описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;

– план счетов бухгалтерского учета организации;

– применяемые организацией формы первичных документов и  регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;

– регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).

В учетной политике может  предусматриваться использование  компьютерной техники, программно-методическое обеспечение, уровень бухгалтерских  кадров и т.д.

Учетная политика оформляется  как приказ руководителя или как  положение по учетной политике, утверждаемое и вводимое в действие соответствующим  приказом. Порядок составления приказа  по учетной политике определен ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете  и отчетности".

В учетной политике должны быть отражены важнейшие аспекты  учетного процесса: методический, технический  и организационный.

В методическом разделе  раскрываются способы и методы ведения  бухгалтерского учета имущества  и обязательств с учетом законодательно выработанной методологии бухгалтерского учета.

В организационно-техническом  разделе фиксируются положения  по рациональной организации учета: формирование бухгалтерской службы, ведение документооборота, проведение инвентаризаций, применение форм бухгалтерского учета и т.д.

Принятая учетная политика должна соблюдаться в течение  года. Основные ее положения организация  сообщает налоговому органу по месту  регистрации.

Главному бухгалтеру необходимо оптимизировать (или разработать) документооборот, который складывается из общего документооборота и документооборота внутри бухгалтерии. При этом устанавливается:

– перечень первичных  документов, применяемых в организации;

– перечень должностных  лиц, имеющих право подписи. Кроме  фамилии и должности работника такой перечень содержит наименование утверждаемого документа, а также указание ответственности за несоблюдение правильности оформления и несвоевременность представления документа в бухгалтерию. Перечень утверждается руководителем организации;

– рабочая схема действующих отделов организации;

– порядок движения каждого  документа между отделами организации  и крайний срок представления  документов конечному потребителю  информации (например, бухгалтерии);

– график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.

 После составления  графика каждому лицу, участвующему  в документообороте, вручается соответствующая  выписка и определяется ответственность  за невыполнение требований документооборота.

График документооборота позволяет улучшить контроль со стороны  бухгалтерии всей работы организации, т.е. повышает эффективность всей учетной  работы организации.

Рекомендуется составить  соответствующий приказ руководителя по организации, в котором устанавливается ответственность (выговор, лишение премии и др.) за непредставление документов в бухгалтерию в установленные сроки.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень - законодательные  документы (федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в  России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень - положения  по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Третий уровень - методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые  Министерством Финансов и другими  органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Четвертый уровень - рабочие  документы, формирующие учетную  политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной  политики организаций являются следующие документы:

- - ПБУ 1/2008 «Учетная  политика организации»,утвержденное  приказом Минфина РФ от 6 октября  2008 г. N 106н;

- Положение по бухгалтерскому  учету и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденное  приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных  запасов», утвержденное приказом  Минфина России от 9 июня 2001 г.  №44н;

- ПБУ 6/01«Учет основных  средств», утвержденное приказом  Минфина России от 30 марта 2001 г.  № 26н;

- ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина  РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина  РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных  активов», утвержденное приказом  Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов  по займам и кредитам», утвержденное  Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

- ПБУ 19/02 «Учет финансовых  вложений», утвержденное приказом  Минфина РФ от 10 января 2002 г. №  126н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых  также рассматриваются вопросы  учетной политики и которыми следует  руководствоваться при ее выборе, являются:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет договоров строительного  подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций, а также Инструкция  по его применению, утвержденные  приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Указания об объеме форм  бухгалтерской отчетности и Указами  о порядке составления бухгалтерской  отчетности, утвержденные приказом  Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №  67н;

- Методические рекомендации о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения организации следует применять учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом руководителя организации.

При этом учетная политика для целей  налогообложения должна отвечать следующим требованиям:

1) применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения,  соответствующим распорядительным  документом руководителя организации;

2) учетная политика для целей  налогообложения, принятая вновь  созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;

3) является обязательной для  всех обособленных подразделений  организации.

С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый  учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

Исходя из приведенной нормы  Налогового кодекса для расчета  налоговой базы, используются, прежде всего, данные бухгалтерского учета. При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом

Таким образом, учетная политика любой  организации должна полностью соответствовать  нормативно - правовым документам. Поэтому  руководителям и бухгалтерской  организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

 

1.4 Порядок  составления учетной политики  организации

 

Основные требования к составляемой организациями учетной политике изложены в Законе РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года).

Информация о работе Дипломная работа