Финансовая деятельность коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важнейшим элементом финансовой системы государства, составляющим ее основу, являются финансы коммерческих организаций. Финансы коммерческих организаций непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Важно отметить, что они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самой организации, но и используются для образования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства: формировании бюджетных фондов,

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые и теоретические основы финансовой деятельности коммерческих организаций
1.1. Понятие, признаки, функции и особенности финансов коммерческих организаций…………………………………………………………………………7.
1.2. Правовой режим формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций………………………………………………………………………...23
Глава 2. Правовое регулирование образования, распределения и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций различных организационно-правовых форм
2.1.Особенности создания и распределения финансовых ресурсов акционерного общества……………………………………………………………37
2.2. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...51
2.3. Организация финансовой деятельности коммерческих предприятий уголовно-исполнительной системы…………………………………………….67
Заключение………………………………………………………………...74
Список литературы……………………………………………………….87
Приложения………………………………………………………………..81

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)


на тему:

Финансовая деятельность коммерческих организаций

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Правовые и теоретические основы финансовой деятельности коммерческих организаций

1.1. Понятие, признаки, функции и особенности финансов коммерческих организаций…………………………………………………………………………7.

1.2. Правовой режим формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций………………………………………………………………………...23

Глава 2. Правовое регулирование образования, распределения и использования  финансовых ресурсов коммерческих организаций различных организационно-правовых форм

2.1.Особенности  создания и распределения финансовых  ресурсов акционерного общества……………………………………………………………37

2.2. Правовое регулирование  финансовой деятельности государственных  и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...51

2.3. Организация финансовой деятельности коммерческих предприятий уголовно-исполнительной системы…………………………………………….67

Заключение………………………………………………………………...74

Список литературы……………………………………………………….87

Приложения………………………………………………………………..81

 

 

Введение

Актуальность исследования. Важнейшим элементом финансовой системы государства, составляющим ее основу, являются финансы коммерческих организаций. Финансы коммерческих организаций непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Важно отметить, что они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самой организации, но и используются для образования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства: формировании бюджетных фондов, пенсионного фонда, фонда социального и медицинского страховании и т.д. Как отмечается в научной литературе - финансы хозяйствующих субъектов это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов организаций в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

В условиях рыночных отношений роль финансов организаций  заметно возрастает, т.к. изменяется сам механизм финансово-экономической деятельности организаций. При административно-командной системе управления экономикой государство глобально вмешивалось в распределительные отношения. Нормативно-правовому регулированию подвергалась вся финансово-хозяйственная деятельность государственных предприятий. Государство как собственник имущества предприятий регулировало цены на сырье, оборудование, комплектующие, готовую продукцию и т.д. Планированию подвергалась величина получаемой прибыли, пропорции ее распределения как внутри предприятия в различные внутрихозяйственные фонды, так и в порядке отчисления в различные бюджетные фонды. Строго регламентированный порядок был характерен для исчисления и формирования амортизационных фондов как способа возмещения стоимости основных средств в течение нормативного срока службы.

Заметим, что жесткая регламентация амортизационных отчислений - это одна из положительных черт государственного регулирования финансовых распределительных отношений. К большому сожалению, данная сфера в настоящее время подвергается недостаточному правовому регулированию со стороны государства. Как следствие этого, 7080% основных фондов организаций в сфере промышленного производства выработали свой ресурс и находятся в аварийном состоянии. В современных экономических условиях организации ориентируются, прежде всего, на спрос и потребности рынка. Состояние и динамика финансов организации зависят от действия законов рыночной экономики. Конкуренция на товарных рынках диктует, какой финансово-распределительный механизм обеспечит нормальное функционирование организации.

Концептуальные основы организации финансовой деятельности коммерческих организаций нашли отражение в публикациях ряда отечественных ученых: И.О. Ананьина, Ю.А,- Аванесова, М.И. Баканова, А.Р. Бернвальда, С.Н. Виноградовой, Ф.Г. Панкратова, Ф.Р. Половцевой, Т.К. Серегиной.

Современные проблемы организации финансовой деятельности коммерческих организаций рассматриваются в трудах Э.А. Арустамова, ИД. Барчука, П.И. Вахрина, Г.В. Маклакова, Л.П. Наговициной, О.А. Новикова, Р.А. Раицкого, В.В. Салия и др.

При всей ценности этих трудов следует отметить, что назрела необходимость разработки конкретных предложений по совершенствованию вопросов финансовой деятельности коммерческих организаций.

 Именно это  и обусловили выбор темы дипломного  проекта, круг исследуемых проблем  и структуру работы.

Нормативно-правовой базой исследования являются международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты Минфина России и Минэкономразвития.

Объектом  исследования выступают урегулированные нормами финансового права общественные отношения в области образования (аккумулирования), распределения и использования децентрализованных финансовых ресурсов коммерческих организаций.

Предметом исследования является нормативно-правовые, теоретические и организационные основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) и негосударственных коммерческих организаций.

Цель  дипломного исследования заключается в комплексном, всестороннем изучении процесса образования, распределения и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:

- проанализировать  нормативно-правовые акты, регламентирующие финансовую деятельность коммерческих организаций и выявить недостатки в правовом регулировании данной деятельности;

- на основе  анализа различных научных литературных  источников определить понятие  финансов коммерческих организаций, функции финансов, предложить классификацию децентрализованных финансов.

- провести критический  анализ образования, распределения  и использования финансовых ресурсов  акционерных обществ различного  типа;

- рассмотреть  современное состояние финансово-правовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- рассмотреть  деятельность промышленных предприятий  Федеральной службы исполнения  наказаний.

Методологическая  и теоретическая основа исследования. В качестве методологической базы использован системный подход. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод, в рамках которого применены и иные методы изучения социально-правовых явлений и процессов.

Объем и структура  дипломной работы обусловлена задачами исследования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического перечня литературы и нормативного материала, использованного при написании работы, а также приложений.

 

 

 

 

Глава 1.Правовые и теоретические основы финансовой деятельности коммерческих организаций

1.1. Понятие, признаки, функции и особенности финансов коммерческих организаций

Для целей работы важно ответить на вопрос, что следует понимать под категорией «финансы» вообще и категорией «финансы организаций» в частности. Относительно понятия «финансы» высказаны различные точки зрения. Так, некоторые авторы считают, что термин «финансы» происходит от латинского «finire», что означает окончить, урегулировать спор (обычно денежный), Отсюда «financia» — обязательная уплата денег или денежный платеж вообще1. В некоторых источниках отмечается, что понятие «финансы» происходит от французского «finance» как совокупности всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования2.

При отсутствии единства взглядов относительно понятия «финансы» все без исключения авторы, исследующие данную категорию отмечают, что финансы - это не сами денежные средства, это система экономических отношений, посредством которых аккумулируются, распределяются, перераспределяются и используются государственные финансовые (денежные) ресурсы (фонды)3.

Таким образом, под финансами организации  следует понимать систему распределительных экономических отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности организации, связанные с формированием, распределением и использованием различных внутрихозяйственных фондов в целях реализации производственных, социальных и иных задач. Аналогичный подход к определению финансов организации мы находим и у представителей экономической науки4.

Особый  характер финансов организаций выражается в том, что они органически  связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции и при эффективном использовании стимулируют развитие производства, создают предпосылки снижения издержек производства и обращения товара, а также влияют на повышение конкурентоспособности продукции на рынке. Не случайно, что в последние годы особым спросом на рынке труда пользуются специалисты по финансовому менеджменту, умеющие эффективно управлять денежными потоками и финансовыми ресурсами по научно обоснованным методикам.

Если  все финансы в государстве  условно распределить по двум группам: централизованным и децентрализованным финансам, то финансы организаций будут относиться к децентрализованным финансовым ресурсам, образуемых в конкретных организациях и используемых для производственных и социальных целей этих организаций.

В науке  финансового права высказывается  достаточно дискуссионное мнение, что к децентрализованным фондам государства могут относиться только финансы государственных и муниципальных предприятий. Данная точка зрения основана на том, что финансы иных частных коммерческих организаций подвергаются государственному воздействию с иных позиций. Один из сторонников данной концепции, французский ученый П.М. Годме писал: «Основное различие между частными и государственными финансами обусловлено тем фактором, что состояние и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти»5.

Эффективность использования финансов организаций  закономерно отражается на финансовой деятельности государства. В связи с этим объективен публичный интерес государства к финансам хозяйствующих субъектов, что предопределяет установление единых норм и правил их формирования и использования.

Следует отметить, что государственное регулирование  финансово-распределительных отношений организаций должно быть разумным и сбалансированным. Как отмечалось выше, эффективный механизм распределения финансов позволяет обеспечить надлежащее исполнение финансовых обязательств организаций перед государством, в части изъятия доли прибыли. Если же государство преследует только фискальные цели, то в конечном итоге это негативно отражается как на финансах самих организаций, так и на финансах государства.

Правовой  формой контроля государства за финансами  организации выступают такие экономико-правовые инструменты, как бухгалтерский учет и отчетность, налоговый и иной государственный контроль.

В связи  с этим определенной регламентации подвергается ряд экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации: состав затрат, относимых на себестоимость продукции; нормы отчислений в различные централизованные и децентрализованные фонды государства; нормы амортизации; объекты и ставки налогообложения и некоторые другие.

Важно отметить, что финансы хозяйствующих  субъектов представляют интерес для изучения, как для специалистов экономической науки, так и для представителей финансового права6. Заметим, что представители названных наук подвергают анализу одну и ту же категорию, только с разных позиций. Если перед экономистами стоит цель обосновать наиболее эффективное управление финансовыми ресурсами, то с позиции права нормативно урегулировать данные распределительные отношения, т.к. правовые нормы являются юридической оболочкой финансовых отношений. Эффективное правовое регулирование финансами способно направлять финансовые потоки для образования денежных фондов, которые влияют непосредственно на экономическую деятельность организации и в конечном итоге государства.

В то же время для удобства характеристики финансов принято их классифицировать по самым разным критериям. Одним из критериев классификации финансов служит их отраслевая принадлежность, позволяющая выделить финансы организаций промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д., что, в сущности, не отражается на их экономической природе.

Отраслевая  классификация в определенной мере обусловлена отраслевыми особенностями финансов, что находит свое выражение в содержании соответствующих финансовых отношений: порядке создания определенных фондов и специфике их использовании. Например, особенности функционирования коммерческих организаций в сфере сельскохозяйственного производства обуславливают необходимость государственной поддержки, путем финансирования различных федеральных и региональных программ, сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Определенными особенностями отличаются финансовые отношения, складывающиеся между государством и государственными и муниципальными предприятиями, по сравнению с финансовыми отношениями, характерными для государства и иных коммерческих организаций.

Особенностью  финансов является то, что сами по себе они не имеют натурально-вещественного содержания. В научной литературе отмечается, что эта независимость от вещественного содержания относительная, поскольку экономическую основу финансов составляет материальное производство, и за каждой фазой их движения стоит определенный цикл движения производственных фондов7.

Информация о работе Финансовая деятельность коммерческих организаций