Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа
Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85
К малым и средним предприятиям относятся предприятия:
Малое предприятие определяется как предприятие, которое:
Макропредприятиями считаются МСП, имеющие менее 10 работников.
Под независимыми понимаются предприятия, в капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не являющимися малыми или средними, не превышает 25%.
Если изначально действующее как малое (среднее) предприятие в течение двух лет превышает установленный критерий по численности занятых или по структуре капитала, то оно утрачивает статус малого (среднего) предприятия. При определении мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства иногда учитываются и другие показатели, а страны-члены ЕС допускают использование и собственных критериев при отнесении фирм к МСП.
В целом политика ЕС в отношении МСП основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.
Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на МСП. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями МСП в органах ЕС, и другими службами Комиссии ЕС.
Горизонтальный подход базируется на защите интересов МСП в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций МСП в соответствующем виде деятельности.
Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа "социального и экономического слияния", направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.
Учитывая важность МСП для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Поэтому кроме важности "макроэкономических" позиций, следует помнить о роли МСП на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития МСП должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).
Главными целями надгосударственного
регулирования и поддержки
Национальная политика в странах-членах
ЕС имеет своей целью
Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или учреждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются частными.
Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС ответственность распределена между несколькими министерствами или между специальными отделами по МСП внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства ведется Министерством экономических дел и/или Министерством промышленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по поддержке МСП (например, Министерство занятости, Министерство экономики, Центр общественной технологии, специальные общественные банки и др.), чья деятельность связана с оказанием помощи МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Такое распределение ответственности между несколькими министерствами требует большой координации деятельности всех стран в рамках ЕС.
Учреждения со смешанной формой
собственности и частные
В качестве других частных организаций можно назвать финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, общества распространения капитала), частные исследовательские институты, ассоциации предприятий и служащих, центры по оказанию услуг производителям (например, консультирование менеджмента и администрации, технологическое и маркетинговое консультирование и т.д.).
Совместная деятельность национальных и надгосударственных органов по регулированию содействия развитию МСП в ЕС заключается в улучшении соответсвующей среды (специальное внимание уделяется проблемам малого и среднего предпринимательства и их воздействию на законодательство ЕС) и в стимулировании развития МСП (определение и распространение "лучшего" опыта по их поддержке, преодоление недостатков в коммуникации между предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг).
Для расширения межфирменного сотрудничества в начале 80-х гг. было создано Бюро по сближению предприятий, имеющиее свои представительства не только в странах ЕС, но и в 20 других странах мира. Через сеть своих отделений Бюро получает заявки компаний различных стран и устанавливает между ними контакты по интересующим их проблемам.
В 1985 г. Совет ЕС принял рекомендации по упрощению административных процедур необходимых для организации и функционирования МСП, а в 1987 г. КЕС основала сеть Европейского информационного центра для обеспечения малых и средних предприятий сведениями о внутреннем рынке. Сейчас в странах-членах ЕС действует 210 таких инфоцентров и 14 корреспондентских центров в других странах. Их основной функцией является сбор запросов малых и средних фирм с предложениями по сотрудничеству. Важно, что с 1993 г. МСП имеют возможность пользоваться услугами любых отделений банков во всех странах ЕС и получать выигрыш от сближения цен в условиях конкуренции на финансовых рынках.
В рамках специальной программы "Европартнерство" генеральным директоратом КЕС были проведены мероприятия по установлению сотрудничества малых и средних предприятий из наименее развитых регионов ЕС с компаниями ведущих стран-членов ЕС, а созданная в 1983 г. Европейская ассоциация венчурного капитала способствует созданию и развитию малых совместных фирм. Комиссией ЕС сформирован также новый комитет, включающий официальных лиц и представителей деловых кругов от каждой страны-члена ЕС, ответственных за упрощение процедур в сфере предпринимательства. Важное внимание уделяется развитию "духа предпринимательства" как привлекательной деятельности и инструмента борьбы с безработицей и неполной занятостью населения.
Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в малом и среднем предпринимательстве РБ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики Беларуси.
Как известно, доля малого предпринимательства РБ в ВВП страны составляет 12-13%, а доля работающих в общей численности занятых 21%, - при аналогичных показателях в развитых странах, равных двум третям. Следует иметь в виду, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной Беларуси относительно краток и охватывает последнее десятилетие. Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. Создание и развитие малых предприятий (МП) происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования МП.
В соответствии с Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
Анализ статистических данных по МП Беларуси позволяет сделать следующие выводы:
По данным государственной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывалось 84164 организации малого бизнеса. Из них 74246 организаций осуществляли деятельность в 2010 году (или 88,2% от общего числа организаций малого бизнеса республики). Микроорганизации составляли 86,1 % от общего количества организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9 %. За последние годы в республике наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2009 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось на 8,7%.
Территориальное распределение субъектов
малого предпринимательства в
Наибольшее количество МП сконцентрировано в торговле и общественном питании – 42,5%, промышленности - 21%, в строительстве – 9,6%, в транспорте - 8,7%, в сельском хозяйстве – 3,5%. На эти же отрасли приходится подавляющая доля в объеме произведенной продукции (работ, услуг): торговля и общественное питание – 24%, строительство – 15,3% и промышленность – 38,2% от общего числа.
Доля малого бизнеса в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась с 23,9% в 2009 году до 27,2% в 2010-м. Малые предприятия освоили 14,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал (в 2009-м — 10,4 трлн.).
Во внешнеторговом обороте удельный вес малого бизнеса составил 33,7%, увеличившись на 3,2 процентного пункта по сравнению с 2009 годом. При этом объем экспорта товаров малого бизнеса Беларуси в 2010 году возрос на 35% и составил 9,8 млрд. долларов.
Увеличился также импорт товаров — 10,4 млрд. долларов (+33%). Это привело к росту отрицательного внешнеторгового сальдо на 7% по сравнению с 2009 годом.
Чистая прибыль организаций малого бизнеса по итогам работы за 2010 год выросла на 56,6% к уровню 2009 года и составила 4,3 трлн. рублей.
Хотя сектор МП и вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики, складывающаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности.
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. Итоги анализа в этом направлении можно представить следующим образом.
Во-первых, надо отметить крайне неравномерное их размещение на территории Беларуси. Более половины их общего числа сосредоточена в Минске и минской области – 53%. Это свидетельствует о том, что по-прежнему подавляющую долю составляют крупные предприятия, большинство из которых являются монополистами в своей отрасли или на территории республики.
Во-вторых, эти же данные подтверждаются относительными показателями количества малых предприятий на 1000 человек населения. Наибольший уровень деловой активности наблюдается в Минске: 27 частных фирм на 1000 жителей трудоспособного возраста. Средний же показатель по республике — 16,6.