Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа
Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85
Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.
Акционерным обществом (АО) признается
коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на определенное число
акций, удовлетворяющих
В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров).
Как наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие.
Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:
Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, к которым относятся:
Государственное регулирование
В условиях экономического кризиса
одним из наиболее важных направлений
в повышении эффективности
Таким образом, можно выделить несколько основных принципов и качеств каким должен обладать малый бизнес для дальнейшего развития:
1. Конкурентоспособность выпускаемой продукции, в силу того, что предприятие должно существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.
2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися ресурсами для достижения эффекта.
3. Ритмичность и гибкость производства, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей.
4. Разработка мер по
улучшению выпускаемой
Таким образом, можно сделать
вывод, что государство не
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
Модель стадии или теории жизненного
цикла предприятия берет
свое начало в экономической
литературе с 1952 года (Пенроуз), 1960 (Ростоу)
и обычно используется для
описания пошагового развития успешной фирмы.
Модель жизненного цикла предприятия
описывает развитие фирмы
в качестве линейного последовательного процесса в
течение нескольких этапов. Вопросу
разработки этапов жизненного цикла предприятия
было посвящено множество работ, из которых
следует, что нет определенного числа
этапов, которые организация должна пройти
за весь жизненный цикл. Например, Стейнметс (1969) предлагает модель,
основанную на трех фазах роста,
в то время Грейнер (1972) предлагает пяти – этапную "эволюция-революция" модель, с
каждым этапом, разделенным
на "революционные
изменения". При
выводе таксономии стадий
роста для высокотехнологичных организаций, Хэнкс и
др.. (1994) определил
общие этапы развития на
основе
сравнения нескольких стадий
роста предприятия, а
именно запуска, расширение,
зрелость, диверсификации
и снижения финансовой
активности. Определение возрастных
категорий для каждого
этапа развития в универсальную
модель жизненного цикла представляется
затруднительным, потому что существуют
внутренние отраслевые различия. Попытки определить
конкретные возрастные
группы, таким образом,
как правило, ограничивается конкретными
секторами экономики (Хэнкс и
др.. 1994).
Подобно стадийной модели развития предприятия, разработанной в литературе по исследованию развития предприятия, модель финансового жизненного цикла фирмы, разработанная в области корпоративных финансов, включает в себя ряд этапов в финансовом развитии предприятия. В модели финансового жизненного цикла фирмы описываются источники финансирования, как правило, доступные на различных этапах роста фирмы, и потенциальные проблемы финансирования, которые могут возникнуть на каждом этапе (Таблица 2.1)
Таблица 1 - Финансовый цикл предприятия.
Стадия |
Источник финансирования |
Возможные проблемы |
Начало деятельности предприятия |
Личные средства владельца предприятия |
Недостаточность вложений (Недокапитализация) |
Рост 1 |
Как и выше,
плюс: |
Сверх активность, кризис ликвидности |
Рост 2 |
Как и выше, плюс: Долгосрочное финансирование от финансовых учреждений |
Недостаточность финансирования в связи с быстрым ростом предприятия |
Рост 3 |
Как и выше, плюс: Выход на новые рынки |
Потеря контроля над организацией |
Зрелость предприятия |
Все ресурсы доступны |
Растущая окупаемость |
Снижение финансовой активности |
Прекращение финансирования, Продажа предприятия по частям (США), ликвидация |
Снижение окупаемости |
Источник: [18, 25]
При запуске
нового предприятия фирмы имеют трудности
с доступом к внешнему
финансированию, из-за непрозрачности
и в принципе отсутствия информации
о новом предприятии. Наиболее важным
и часто используемым источником
финансирования на данном
этапе являются личные
сбережения владельца
фирмы, и финансирование от
друзей и членов семьи. Вклад владельца
в зарождающееся предприятие ограничивается
не только непосредственными финансовыми
вложениями, но обычно включает
в себя предоставление квази-акционерного
капитала в форме личных активов,
используемых в качестве залога
для обеспечения бизнес долга[18,25]. Хотя предприятие может получить достаточно
средств, чтобы начать торговлю, отсутствие планирования может
привести к проблемам недостаточности
финансирования на самых
ранних стадиях развития предприятия. В
крайних случаях, особенно
в условиях сильной конкуренции, фирма не может
быть в состоянии продолжать
свою деятельность.
Для успешных предприятий, преодолевших начальную стадию своего развития, личные финансовые сбережения владельца предприятия становятся относительно не важными в качестве инвестиций, так как инвестирование проектов начинает осуществляться за счет нераспределенной прибыли. Кроме того, наличие истории жизнедеятельности предприятия значительно облегчает доступ к более широкому спектру финансовых источников, в частности к получению кредитов коммерческих банков. У быстро растущих предприятий, при отсутствии адекватного оборотного капитала, на донном этапе развития могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Фирмы, сталкиваются с проблемой верх активности, часто стремятся смягчить эти проблемы с ликвидностью за счет увеличения овердрафта. Таким образом, подобные проблемы являются общими для малых и средних предприятий, имеющих высокий уровень краткосрочного долга. Краткосрочный долг не является ни достаточным, ни подходит для фирм, требующих большого количества дополнительных внешних финансовых средств для инвестирования. Потребность в подобных инвестициях вполне удовлетворяется использованием долгосрочного кредитования или за счет повышения внешнего капитала через частное размещение или первоначальное публичное размещение обыкновенных акций. Предприятия, требующие большого количества прямых внешних инвестиций, характеризуется достижения высокой стратегии роста, и могут быть вовлечены в развития продуктов и услуг на основе новых технологий. Следствием привлечения крупных капиталовложений в качестве акционерного капитала является утрата полного контроля над предприятием и управленческой независимости владельцем предприятия.
По достижении зрелости, предприятие приобретает торговую историю, и как правило, имеют доступ к широкому спектру финансовых источников. Доступ к источникам финансирования на данном этапе определяется предпочтениями владельцев предприятия, а не ограничивается со стороны предложения. Некоторые предприятия могут затем войти в стадию снижения в связи с убывающей доходности, после чего предприятие может быть ликвидировано или захвачено.
Ирландскими исследователями был проведен анализ финансового цикла предприятия, основанный на опросе 275 организаций малого и среднего бизнеса на предмет использования ими следующих вариантов финансовой поддержки: внутреннее финансирование (личные сбережения основателя предприятия, помощь со стороны друзей и семьи и нераспределенная прибыль) и внешние источники финансирования (венчурный капитал, бизнес-ангелы и частные инвесторы, правительственные субсидии, краткосрочный банковский кредит и овердрафт, долгосрочный кредит, забалансовое финансирование, например, лизинг и др.) Анализ был проведен при помощи эконометрических методов обработки информащии.
Данные, представленные в Приложении
1, показывают существенные различия в
источниках финансирования в зависимости
от возраста предприятия. Доля финансирования из
внутренних источников
и внешних источников примерно одинакова
для всех предприятий.
Далее стоит рассмотреть каждый источник
финансирования в отдельности.
Самым важным источником
капитала для фирм в младшей
возрастной категории являются личные
сбережения основателя фирмы,
а также средства от друзей
и семьи. Пропорциональное использование личных
сбережений и на
50% ниже у
предприятий, которые работают более 10 лет,
чем среди фирм в младшей
возрастной категории.
Снижение использование личных
сбережений в качестве финансирования
сопровождается растущей
зависимости от накопленной
нераспределенной прибыли. Использование предприятиями личных источников
финансирования владельца
предприятия
подчеркивает, две
различные особенности финансирования малого
и среднего бизнеса:
Прогрессирующая через возрастные категории, нераспределенная прибыли становится пропорционально более важным источником финансирования для предприятий, и наиболее важным источником финансирования для всех предприятий, кроме тех, которые в младшей возрастной категории. Использование нераспределенной прибыли как доля финансирования у предприятий в возрасте 5-9 лет увеличивается в три раза по сравнению с предприятиями младше 5 лет. Его применение увеличивает в долевом выражении от общего финансирования для всех фирм младше 30 лет, достигая максимума для фирм в возрасте от 20 до 29 лет. Использование нераспределенной прибыли падает незначительно, как доля финансирования для компаний старше 30 лет. Последняя ситуация может быть отнесена к снижению нормы прибыли для наиболее зрелых предприятий. Этот результат подтверждает первостепенное значение доходности в финансировании малых и средних предприятий.