Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа

Описание работы

Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85

Файлы: 1 файл

Фин поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских хермерских хозяйств.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Похожая ситуация в Италии, где 680 ассоциаций малых и средних предприятий(Confidi) предоставляют гарантии финансовым учреждениям при кредитовании МСП, атакже обеспечивают эти предприятия доступной бизнес-информацией. Каждая ассоциацияразделяет риски кредитования малых и средних предприятий между большим количествомчленов-участников.

Во Франции местные малые и средние предприятия также предоставляют гарантиипо кредитам друг другу в рамках 115 организаций взаимного гарантирования обязательствтретьих лиц, резервы которых создавались самими МСП.

В странах, где коммерческий банковский сектор нацелен на снижение риска, государственныегарантии возврата кредитов являются эффективными, однако когда банковскийсектор не столь осмотрителен, программы гарантий имеют большие издержки и немогут функционировать без постоянных бюджетных вливаний. Последние исследованияпозволяют сделать некоторые выводы относительно условий успешности таких проектов:

    • если рынок кредитов для инновационных МСП действительно несовершенен, тоэто следует устранять, связывая между собой различные виды кредитных ресурсов, а недублируя стандартные схемы страхования кредитов;
    • проекты гарантий по кредитам должны предназначаться для работы с рискованнымипроектами достойных клиентов;
    • банки, предоставляющие кредиты, должны оставлять себе значительную долюриска, чтобы внимательно оценивать заявку на кредит;
    • итоговая сумма кредита должна включать все издержки программы, включаяподготовительные операции и транзакционные издержки.
        1.  Взаимодействие малых и крупных предприятий

В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой сложилась система многоступенчатых субподрядных отношений, которая позволяет крупным компаниям при расширении производства не инвестировать в дополнительное оборудование и персонал, а в случае сокращения его объемов переложить издержки на малые предприятия – поставщиков. С другой стороны, хозяйственная автономия поставщиков увеличивает их инновационные возможности, а быстрота реагирования малых предприятий на изменяющиеся внешние условия повышает гибкость крупных компаний, позволяя им видоизменять конечную продукцию согласно рыночному спросу.

Таким образом, МИП используют эффект технологического разделения труда, причем их доля в стоимости готовых изделий в обрабатывающей промышленности составляет 25–30%, а в производстве электротехники и авиации достигает 50–70%. В Японии укрепление хозяйственных связей по линии субподрядов привело к образованию «кэйрэцу» – сравнительно устойчивых групп, где ядро составляют крупные корпорации, вокруг которых сосредоточено две трети малых и средних предприятий Японии. Один из крупнейших концернов США «Дженерал электрик» использует более 30 тыс. малых предприятий – поставщиков.

Статистика показывает, что более 40% госсредств, выделяемых на НИОКР, направляется в такие финансовоемкие отрасли, как космические, ядерные и военные исследования, в которых задействованы преимущественно крупные компании. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой имеются отработанные механизмы привлечения малых предприятий к выполнению государственных заказов, когда государственные заказчики резервируют для них определенную долю заказа (до 20% от общей стоимости).

Через двенадцать федеральных ведомств США производится 99% государственных расходов на НИОКР, при этом законодательно установлено, что в федеральных научнотехнических контрактах стоимостью свыше 50–100 тыс. долл., заключаемых с крупными американскими корпорациями, малому и среднему бизнесу выделяется определенная часть субподрядных работ на конкурсной основе. Программа государственных закупок стала в США действенным рычагом регулирования деятельности МИП и создания новых рабочих мест в этом секторе. Вовлекается малый бизнес и в государственные научнотехнические проекты, включая крупнейшие, например «Спейс шаттл».

В странах Европейского сообщества 293 тыс. малых и средних предприятий (на которых работают более 4 млн. человек) взаимодействуют с крупными компаниями в процессе промышленной субконтрактации, ведь участие в реализации государственного заказа, полученного крупной компанией, является важным аспектом «раскрутки», свидетельствуя о деловой надежности. Если говорить о сфере НИОКР, то в ЕС критериями отбора малых предприятий – субподрядчиков при выполнении проектов являются:

– научная квалификация и техническая  компетентность персонала фирмы;

– научно-техническая новизна, рациональность методов исследования;

– сметная стоимость проекта.

Государство поощряет указанную субконтрактацию, не только резервируя определенную долю заказа для малых предприятий (раздельный конкурс), но и проводя общий конкурс, победитель которого размещает среди малых предприятий заранее определенную долю заказа. Иногда крупные компании – поставщики продукции для государственных нужд выходят на конкурс совместно с малыми предприятиями (субпоставщиками).

Все это не исключает прямого  участия малых предприятий в конкурсах на поставку продукции государству наравне с крупными компаниями. Если говорить об использовании в России зарубежного опыта взаимодействия малых и крупных предприятий, то необходимо отметить, что увеличение доли малых предприятий, взаимодействующих с крупными компаниями, не является самоцелью. Оно должно быть экономически оправданно как для малых предприятий, так и для государства.

В частности, следует развивать  кооперацию малых предприятий с крупным производством лишь в тех отраслях, где это повышает эффективность инновационной деятельности и в целом конкурентоспособность национальной экономики.

Кроме того, субконтрактация намного  эффективней, чем любые льготы, содействует созданию новых рабочих мест в малых предприятиях, увеличивая бюджетные доходы за счет налогов, а также развивает конкуренцию и стимулирует предпринимательскую инициативу

  1. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ

    1. Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития

По информации Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, по состоянию  на 1 мая 2011 г. в республике состоит  на учете 89637 субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц. По сравнению  с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7756 (или на 9,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 3443 (или на 4%).

По состоянию на 1 мая 2011 г. на учете  стоит 2377 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2011 г. составила 236217 человек. К уровню 1 мая 2010 г. численность  индивидуальных предпринимателей увеличилась  на 9144 человека (или 4%), по сравнению  с их численностью на начало года - выросла на 4383 человека (или на 1,9%).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и  среднего предпринимательства на 1 мая 2011 г. составил 28,6%, в том числе  от субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц – 17,8%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,8%, от индивидуальных предпринимателей – 3%.

В соответствии с моделью финансового  жизненного цикла предприятия существуют следующие средства финансовой поддержки  малого и среднего бизнеса:

    1. Внутреннее финансирование (личный сбережения владельца предприятия, семьи и друзей; использование нераспределенной прибыли)
    2. Внешнее финансирование (венчурный капитал, бизнес-ангелы и частные инвесторы, краткосрочное и долгосрочное кредитование внебалансовое финансирование, как-то: лизинг, торговый кредит, отсрочка налоговых выплат и др.)

Финансирование МСП по средством  венчурного капитала, бизнес-ангелов  и частные инвесторов практически не развито в Республике Беларусь.

Управляющая компания "Зубр капитал", работающая в Беларуси с фондами прямых инвестиций, планирует создасть фонд венчурных инвестиций.

Фонд венчурных инвестиций будет  финансировать компании, которые  находятся на начальной стадии развития. В фонд планируется привлечь средства как зарубежных частных фондов, так и международных организаций, включая ЕБРР. Венчурные инвестиции будут направлены, прежде всего, на проекты, связанные с информационными технологиями. На первом этапе в фонд венчурных инвестиций планируется привлечь $30-50 млн.

Кроме того, тремя акционерами холдинга "Атлант-М" уже создан фонд прямых инвестиций SMH, который вложил в акции белорусских предприятий $70 млн. В частности, фонд располагает 66% акций Минского транзитного банка, контрольным пакетом акций оператора связи "Альтернативная цифровая сеть", долей в компании "Атлант-консалт". В настоящее время фонд закрыт для привлечения дополнительных инвестиций. В 2014 году акционеры планируют ликвидировать фонд, продав активы и достигнув доходности в размере 25%.

В 2011 году управляющая компания намерена создать еще один фонд прямых инвестиций в белорусские предприятия, причем в 2012 году, как планируется, он аккумулирует от $50 до 100 млн. в виде инвестиций. Создаваемый в этом году фонд прямых инвестиций будет ориентироваться на меньшую доходность, которая должна составить 15%. Привлеченные инвестиции планируется направить в устоявшиеся белорусские предприятия, которые уверенно чувствуют себя на рынке.

Однако в свете последних  событий привлечь иностранные инвестиции в национальную экономику будет довольно сложно.

О деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки  предпринимателей

Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является: оказание государственной  финансовой поддержки субъектам  малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная финансовая поддержка  оказывается путем предоставления:

    • финансовых средств  на возвратной возмездной или  безвозмездной основе;

    • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

    • гарантий по льготным  кредитам, выдаваемым банками Республики  Беларусь.

Государственная финансовая поддержка  оказывается:

субъектам малого предпринимательства  при реализации  инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д.

Государственная финансовая поддержка  предоставляется:

1) на конкурсной основе;

2) с соблюдением принципа целевой направленности;

3) при обеспечении исполнения  обязательств;

4) на условиях срочности и  возвратности:

    • финансовые средства  на условиях займа – до 3 лет,

    • имущества на условиях  лизинга – до 5 лет,

    • гарантии по льготным  кредитам – до 3 лет;

5)  на условиях  платности:

    • процентная ставка  за пользование финансовыми средствами  на условиях займа равна   ставке рефинансирования, установленной  Национальным банком Республики  Беларусь,

    • вознаграждение по  договору лизинга  устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь,

    • плата за предоставление  гарантии составляет 5% от размера  предоставленной гарантии;

6) в национальной валюте Республики  Беларусь;

7) в безналичном порядке.

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия предоставления государственной финансовой поддержки:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. 

    1. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  в организации и осуществлении  предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

На 3 июня 2011 г. в республике действует  сеть субъектов инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 55 центров поддержки предпринимательства  (далее – центр) и 12 инкубаторов малого предпринимательства (далее - инкубатор).

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от  
21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 23 октября 2009 г. № 518 “О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом”, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.

1. Центры.

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Информация о работе Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств