Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа

Описание работы

Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85

Файлы: 1 файл

Фин поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских хермерских хозяйств.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

– предпочтение отдается малым и  микропредприятиям;

– подходящие малые и средние  предприятия должны быть в частной  собственности или на заключительной стадии приватизации и не осуществляют деятельность в следующих областях: игорный бизнес, недвижимость, банковская деятельность, страхование или финансовое посредничество, производство или торговля оружием и другой деятельностью из запретного списка Европейского инвестиционного фонда и банка.

        1. Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС.

В США государственная поддержка  НИОКР существует с незапамятных времен, и особенно она развивалась в послевоенный период (как и в СССР). Остальные страны лишь в последнее время стали уделять особое внимание развитию собственных научных исследований, и тем более формам их финансирования из государственного бюджета. Хотя в настоящее время общие тенденции государственной поддержки НИОКР, проводимых МИП в США и Европе, сравнительно одинаковы и уровень ее растет во всех развитых странах, ориентиром по-прежнему остаются США.

Создание новой техники и  технологий, «прорывы» на новейших направлениях науки, открытия и изобретения, освоение ноу-хау, создание новых материалов и новых инженерно-технических решений для будущих поколений – все это концентрируется в значительной мере в руках двух групп федеральных подрядчиков. Во-первых, это бесприбыльные организации, а во-вторых – мелкие или средние фирмы (ассоциации, партнерства, консорциумы, кооперативы, смешанные и рисковые компании).

Именно им принадлежит важное место  на государственном рынке США по осуществлению программ НИОКР и созданию новейшей техники и технологий. Эти две категории ежегодно осваивают более 40% программных средств государства на НИОКР, в основном в области фундаментальных и прикладных наук, осваивая до 25 млрд. долл., или до 22–24% всех расходов государства на науку и создание новой техники и технологий, тем самым составляя научно-техническую элиту США.

Как показывает статистика, за последние 30–40 лет на долю малых и средних специализированных фирм в промышленности США падает основная доля открытий и изобретений. Вклад в создание и освоение новой техники и технологии со стороны средних и мелких фирм по своим масштабам многократно превышал соответствующую долю крупных промышленных корпораций. Передовая роль мелких инновационных компаний в сфере НИОКР и создании новых технологий определяется узкой специализацией и высокой квалификацией кадров.

Одна из причин жизненной стойкости  малых специализированных фирм состоит в их способности к более гибкой реакции на изменения и спрос рыночной конъюнктуры. Осуществление НИОКР и создание экспериментального образца новой технологии на государственном рынке США при разработке крупных инженерных систем не требует от мелких фирм крупных начальных финансовых средств или производственных мощностей.

Вклад малых фирм возрастает там, где  рождаются подлинно новые технология и материалы, производственно-технологические процессы, идеи и концепции на стадии активных научно-исследовательских работ.

Малые и средние фирмы являются основными исполнителями опытно-конструкторских разработок, разработчиками мелких, но уникальных узлов, компонентов и подсистем, требующих особых технических знаний и производственного опыта. Их создание не требует крупной производственной базы, а опирается на привлечение интеллектуального потенциала мелких и средних специализированных фирм.

Налоги на увеличение рыночной стоимости  капитала влияют не столько на создание, сколько на функционирование фондов венчурного финансирования, ведь существенная часть венчурных фондов принадлежит инвесторам, освобожденным от уплаты налогов в США, т. е. на них не влияют изменения ставки налога на прирост капитальной стоимости. Зато высокая ставка налога на прирост капитала отрицательно влияет на венчурные инвестиции в перспективные проекты малых предприятий.

Программа финансирования инновационных  исследований в малом бизнесе – SBIR (Small business innovation research) является комплексной программой оказания финансовой поддержки так называемым квалифицированным (соответствующим определенным критериям) малым фирмам наукоемкого бизнеса и некоммерческим научноисследовательским институтам (университетам и федеральным центрам НИОКР, финансируемым из госбюджетных источников).

Как указывалось выше, оценки эффективности программы SBIR в США весьма противоречивы, при этом следует отметить, что систематической оценки результатов не проводилось и все выводы базируются на анализе достаточно случайного круга компаний – получателей помощи. Так, были опубликованы результаты сравнительного обследования 513 компаний, получивших гранты SBIR, и еще 185 компаний, чьи заявки были отвергнуты, а также 79 компаний, соответствующих требованиям программы SBIR, но не подававших заявки.

Расчеты показали, что чем больше грантов получает компания по программе SBIR, тем меньше растут ее собственные затраты на НИОКР. Таким образом, имеет место классический эффект вытеснения частных затрат государственными, а ведь цель программы была прямо противоположной – поддержать небольшие компании, с тем чтобы они наращивали собственные затраты на НИОКР.

В то же время, данные по 50 наиболее коммерчески успешным компаниям в рамках программы SBIR свидетельствуют о том, что государственные вложения полностью окупились. Так, суммарный объем продаж этих компаний составил 9,1 млрд. долл. – в 30 раз больше объема ассигнований, выделенных в рамках SBIR5. Привлеченные этими компаниями на третьем этапе частные инвестиции составили 963 млн. долл., что в три раза больше указанных ассигнований, а число рабочих мест выросло почти в десять раз, с 1254 до 10 287.

Федеральные ведомства США активно  используют на государственном рынке НИОКР потенциал малых и средних специализированных фирм, которым гарантируются особые льготы и привилегии: налоговый иммунитет, упрощенная процедура участия в государственных торгах, право выступать в борьбе за заказ без конкуренции других фирм в качестве единственного подрядчика казны.

Создание подобного государственного рынка товаров и услуг и его особого сектора науки, техники и технологий, соответствующие методы и принципы управления могут иметь широкое применение в условиях рыночной экономики Беларуси.

Малые и средние предприятия  представляют значительную часть европейского частного бизнеса, от специализированных высокотехнологических компаний до фирм в традиционных секторах. Они производят две трети ВВП ЕС7, причем инновационные и предпринимательские фирмы имеют большой потенциал в передаче информации между секторами и регионами.

Во Франции в 2008 г. насчитывалось 2,44 млн. МСП различного профиля с числом сотрудников менее 250 человек. Ими реализуется около 30% всего государственного заказа (в США – 23%) и производится 57% товаров и услуг. Две тысячи малых и средних инновационных предприятий с общим персоналом более 250 тыс. человек создают 65% прибавочной стоимости в высокотехнологичных отраслях промышленности и выпускают до 80% экспортной продукции, при этом на экспорт работают не более 100 тыс. МСП (в Германии – 200 тыс.).

Для повышения конкурентоспособности экономики Франции необходима всесторонняя поддержка инновационных МСП в наиболее современных отраслях экономики, поэтому разрабатываются меры по совершенствованию юридического статуса, налогового и фискального режимов, процедуры найма рабочей силы и пр., причем особое внимание уделяется увеличению числа МИП.

Создать МИП во Франции несложно, однако главная проблема состоит  в обеспечении его длительной рентабельной деятельности и стабильного развития. В 2008 г. в стране появились 200 тыс. новых МИП (в 2009 г. – 230 тыс.), при этом 55% из них, по данным статистики, перестают существовать в течение первых пяти лет.

Традиционно в некоторых странах  существует снижение прямых налогов для стимулирования компаний венчурного капитала. В Великобритании бизнес-ангелам и физическим лицам, которые приобретают паи компаний в рамках Системы инвестирования предприятий (EIS), предоставляется освобождение от уплаты налогов. Доверительный фонд венчурного капитала (VCT) в Великобритании также предлагает налоговые льготы физическим лицам, размещающим капитал в VCT. Сопоставление двух проектов в Великобритании предполагает, что EIS более эффективна для увеличения инвестирования, которого могло и не быть при отсутствии скидок с налога.

Ставки налога на прирост капитальной стоимости различаются по странам OECD, варьируясь от полного освобождения от налога до 50%-ного, например в Германии.

Многие развитые страны, поощряя  глобализацию, применяют специальные информационные программы, упрощенные процедуры заявок, экспортные гарантии и страховые премии. Экспортная гарантия предоставляется экспортеру или импортеру, страхуя риски материальных потерь при задержке поставки экспортного товара, и бывает краткосрочной (до 2 лет), среднесрочной (до 5 лет) и долгосрочной (свыше 5 лет). Экспортные гарантии снижают потенциальные риски экспортирования для малых и средних предприятий, но, как и в других государственных программах, расходы на них должны соответствовать поступлениям в бюджет от экспорта.

Одним из направлений поиска конкурентоспособных форм проведения НИОКР является формирование сети технопарков по примеру США, в рамках которых предусматривается партнерство профильных исследовательских центров, учебных заведений и внедренческих МИП, объединенных на основе разработки и реализации крупных инновационных проектов.

Участие малых и средних предприятий  в интеграционных проектах ЕС, которые длятся обычно пять лет, преследует исследовательские цели и увеличение конкурентоспособности ЕС. Одни малые и средние предприятия занимаются исследовательской деятельностью и хотят увеличить свои технологические возможности, другие пытаются увеличить конкурентоспособность в традиционных видах деятельности.

Интеграционные проекты предоставляют  таким предприятиям возможности:

    • привилегированного доступа к передовым научным и технологическим знаниям;
    • совместной работы вместе с крупными высокотехнологичными фирмами, занимающимися передовыми исследованиями;
    • контакта с общеевропейскими исследовательскими сетями;
    • непосредственной проверки результатов НИОКР (испытания опытного образца);
    • маркетинговых исследований;
    • ускоренного распространения результатов НИОКР.

Рамочные программы ЕС сосредотачиваются  на конкретных результатах проекта в виде продукции или услуг, доступных для широкого использования. По этой причине распространение результатов исследований играет центральную роль в проекте, а план и стратегия этого распространения составляют основную часть заявки на финансирование. Распространение результатов включает информирование о результатах проекта и их коммерциализацию, что на практике означает:

– информацию о реализации проекта;

– оценку результатов проекта;

– обеспечение распространения  созданной продукции.

Распространение должно быть спланировано так, чтобы проект оказал влияние на каждую страну-партнера. Универсальной модели для этого нет, но обязательно должна быть выбрана целевая группа потребителей создаваемой продукции и предусмотрены расходы, например на рассылку брошюр или создание web-сайта, которые включаются в общие затраты.

Для подготовки успешной заявки следует учитывать современные требования ЕС, приветствующие участие в социальной политике и акцентирование гендерного (мужчин и женщин) равенства. Только крупные проекты, основанные на хорошей идее и выполняемые сильным консорциумом, имеют шанс на участие в программе, поэтому выбор партнеров должен соответствовать целям проекта.

Для участия в рамочной программе  ЕС не обязательно заявлять инновационные идеи в сфере исследований и развития бизнеса – существуют и другие возможности вовлечения малых и средних предприятий в эти программы, например организация конференций и других услуг, полезных рамочной программе в целом.

Несмотря на тематические приоритеты, существенным для рассмотрения заявки на участие является межгосударственный характер запланированного проекта, т. е. подать заявку может лишь консорциум партнеров по меньшей мере из трех стран – членов ЕС. Партнеры разделяют ответственность при выполнении исследовательских работ по программе, поэтому так важен их подбор. В консорциуме могут также участвовать партнеры из стран, не входящих в ЕС (например, из США или Японии), но их издержки, связанные с проектом, обычно не финансируются Комиссией ЕС.

Во Франции существует программа Национального агентства поощрения научных исследований – ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche), которая является одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого бизнеса. Это государственное агентство промышленно-коммерческого направления создано в 1979 г. и является независимым концерном, однако его миссия определяется правительством, и правительство же предоставляет основные средства в фонды агентства. ANVAR действует под эгидой нескольких министерств, которые отвечают за сферу научных исследований впромышленности, и в частности в секторе МСП.Только в 2008 г. ANVAR распределил между 2 тыс. инновационных МСП около300 млн. евро (в 2009 г. – 268 млн. евро) для финансирования НИОКР и запуска последующего производства, предоставил 1,3 тыс. грантов для оплаты работы привлеченных научных работников и специалистов. Большая часть этих средств получена из госбюджета (222 млн. евро), остальная – из взносов, кредитов и пожертвований частного сектора, а также субсидий Евросоюза.

Информация о работе Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств