Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа
Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85
Ежегодно ANVAR рассматривает свыше 4 тыс. заявок МСП на получение финансовой помощи. Треть этих предприятий работает в сфере новых технологий и информатики, остальные – в области естественных наук, причем свыше 60% таких МСП существуют более пяти лет. Двадцать четыре региональных отделения ANVAR осуществляют отбор проектов с учетом технико-экономических показателей заявок. Финансовая поддержка инновационным предприятиям и научно-исследовательским лабораториям оказывается в двух формах.
Одна из них представляет собой беспроцентный заем на срок до 5–6 лет, который подлежит возврату в случае успешного выполнения инновационного проекта или трансфера технологии и покрывает до 50% общих затрат; вторая – предоставление грантов на сумму до 38 тыс. евро.
Финансирование может быть использовано для подготовки и реализации инновационных программ и создания инновационных компаний, а также повышения технологического уровня МСП путем привлечения исследователей, передачи научнотехнической информации и пр.
По данным агентства ANVAR, с 1981 по 1999 г. оно предоставило поддержку 22 тыс. компаний и лабораторий, профинансировав 34 тыс. инновационных проектов общей стоимостью 3,13 млрд. евро. При этом, согласно проведенной в 2001 г. Независимой оценке, возвращается в среднем от 40 до 50% предоставленных кредитов.
Данный факт вызывает беспокойство и заставляет искать направления улучшения деятельности агентства. В частности, дискуссионным является вопрос о том, справедливо ли требовать возврата средств лишь от тех организаций, чьи проекты оказались коммерчески успешными, и не стимулирует ли это иждивенческие настроения у других участников программ агентства, которые могут при таких условиях просто «проедать» средства.
В 2005 г. ANVAR и БРМСП (Банк развития малых и средних предприятий) объединились для расширения финансовой поддержки МСП. Со своей стороны правительство увеличило до 160 млн. евро бюджет новой структуры (не считая поступления от региональных бизнес-сообществ), которая планирует открыть 70 филиалов и предоставлять самый полный набор услуг МСП, доказавшим свою роль в налаживании стабильного производства и увеличении роста занятости.
В Швеции поддержка малых технологических фирм осуществляется через Фонд промышленного развития – IDF (Industrial Development Fund)9. Он осуществляет кредитование и прямые инвестиции в малые фирмы, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития (информационные и коммуникационные технологии, науки о жизни, промышленные технологии), имеющие численность сотрудников до 250 человек и оборот до 400 млн. шведских крон.
Для получения кредита малой фирме необходимо продемонстрировать, что проект имеет хорошую коммерческую перспективу и высокий уровень менеджмента. Полная стоимость проекта должна быть не менее 4 млн. шведских крон. Кредит IDF может покрыть до 50% полной стоимости проекта, а его ставка определяется на рыночной основе. IDF предлагает различные схемы, в том числе и конвертацию кредита в акции компании при успешном развитии бизнеса.
Кроме того, IDF инвестирует в компании на разных стадиях развития проекта, но не предоставляет безвозмездное финансирование в виде грантов. Для получения инвестиций проект должен содержать уникальную идею, имеющую явный потенциал коммерциализации. Демонстрация рыночного потенциала данного проекта очень важна, ведь права интеллектуальной собственности на базовые технологии остаются у разработчика.
В первую очередь IDF интересуется технологическими компаниями, основанными выходцами из университетов. Первоначальная сумма запрашиваемых инвестиций должна быть в пределах от 250 тыс. до 2 млн. шведских крон. В настоящее время IDF сделаны инвестиции более чем в 300 компаний, в результате чего фонд владеет акциями на сумму около 390 млн. евро при инвестициях около 210 млн. евро.
Для усиления государственного финансирования НИОКР в малом бизнесе в Нидерландах и Великобритании существуют программы, аналогичные американской программе SBIR. Для стимулирования стартовых компаний в высокотехнологичных областях в Нидерландах существуют специальные схемы предоставления гарантий при кредитовании НИОКР в малом бизнесе.
Все больше малых инновационных предприятий получают гранты для поддержания высокого уровня деловой активности и улучшения результатов коммерческой деятельности. Имеется набор различных типов исследовательских грантов, область применения которых обычно предлагается самим исследователем.
Некоторые программы по поддержке малого бизнеса имеют более узкую направленность и призваны увеличить доходы от реализации результатов государственных исследований: например, совместная программа Академии Австрии с частным сектором (AplusB) занимается в основном трансфером технологий. Значительно упрощается государственная поддержка частных НИОКР, особенно в сфере малого бизнеса, как прямая (через гранты и контракты), так и косвенная (через налоговые льготы для НИОКР на ранних этапах развития МИП). Австрия, Финляндия, Германия и Нидерланды усовершенствовали и объединили свои программы поддержки инноваций. С 2004 г. в Бельгии, Ирландии и Польше появились новые виды налоговых льгот, а уже существующие схемы их предоставления были значительно расширены. Роль государства на финансовых рынках, включая банковскую систему, пенсионные фонды и венчурные компании, остается обширной, но зачастую программы прямого государственного кредитования не соответствуют особенностям малых инновационных предприятий, в связи с чем государство не получает потенциальную прибыль, а только несет существенную часть риска убытков.
Использование венчурного капитала при финансировании НИОКР в малых и средних компаниях также постепенно растет – американские венчурные инвестиции в 2005 г. превысили 22 млрд. долл. по сравнению с 19,6 млрд. долл. в 2002 г. В Европе рост венчурных инвестиций несколько меньше, тем не менее они достигли в 2005 г. 11,4 млрд. евро (около 14 млрд. долл. по сравнению с 12,1 млрд. долл. в 2002 г.). Одним из основных факторов развития венчурного капитала в США является наличие инвестиционных фондов (в том числе пенсионных и страховых) как основного ресурса венчурного финансирования. В США в 1979 г. были сняты многие ограничения на разрешенные инвестиции пенсионных фондов, что вызвало прилив денежных средств в венчурные фонды. Венчурное финансирование в Великобритании также зависит от пенсионных средств, но не в такой степени, как в США. Еще меньшую роль играют институциональные инвесторы в Корее, Австрии, Бельгии, Португалии, Венгрии и Греции. Как уже было сказано, Дания, Ирландия, Япония и Великобритания также вносят поправки, позволяющие пенсионным фондам инвестировать в высокорисковые венчурные фонды.
Во всех этих странах остается регулирование инвестиционных фондов, например в Великобритании ограничение рисков пенсионных фондов снижает их доходы (и размеры инвестиционных фондов) по сравнению с США. В 1986 г. Закон о финансовом обслуживании ограничил прямое инвестирование пенсионных фондов Великобритании в частный акционерный капитал, а минимальные требования к такому инвестированию, предъявленные в 1995 г. Законом о пенсиях устанавливают минимальный уровень доходов пенсионной системы для покрытия потенциальных задолженностей.
В Канаде трудовые компании венчурного капитала – LSVCCs (Labour-Sponsored Venture Capital Corporations), имеющие целью не только максимизацию прибыли, но и решение социальных задач, вытесняют частное инвестирование и ограничивают его развитие, а государство стимулирует их, введя с 1986 г. для LSVCCs налоговые скидки, зависящие от периода функционирования.
Банк развития бизнеса Канады (BDS) также продвигает финансирование частного сектора, запуская различные программы. Вложения венчурного капитала со стороны BDS составляют 2% от общего инвестиционного капитала Канады.
В 1997 г. Республика Корея приняла Закон о содействии венчурному бизнесу, смягчив условия венчурного инвестирования банкам и пенсионным фондам и сняв ограничения на иностранные инвестиции в венчурные компании. Правительство Республики Корея внесло поправки в Государственную программу пенсионного обеспечения, допуская инвестиции пенсионных фондов в фонды с ограниченной ответственностью – LPFs (limited partnership funds).
Корейский подход основывается на прямом государственном финансировании и гарантиях безопасности частных инвестиций в венчурные фонды, например Фонд гарантий по технологическому кредиту предоставляет 70–100%-ную гарантию при инвестициях в венчурный бизнес и полные гарантии по первичным облигационным обязательствам венчурных предприятий.
Ослабление инвестиционного
Администрация малого бизнеса США отбирает по конкурсу компании новых рынков венчурного капитала NMVC (The New Markets Venture Capital), созданных в 2000 г. для развития территорий с низким уровнем жизни и заключает соглашение с каждой компанией. В Великобритании региональные фонды венчурного капитала увеличивают сумму финансирования, доступного малым и средним предприятиям, предоставляя качественные критерии этого финансирования. Успех этого начинания отражает отсутствие на данном рынке местной банковской системы, и Великобритания повторяет успех системы SBIC, успешно внедренной в США, – частные компании получают финансирование от венчурного капитала, риски которого берет на себя государство.
Схожим образом Япония использовала государственные фонды для организации после 1963 г. трех компаний для инвестиций в малый и средний бизнес. Эти компании вместе инвестировали капитал в 2,5 тыс. фирм, причем только в 1996 г. вложили в капитал 78 компаний государственные ценные бумаги. Пока они занимаются в основном инвестированием в действующие МСП, а не в стартовые компании.
Другой метод обеспечения ссуд коммерческих банков со стороны МИП создан в Чили, где Социальный инвестиционный фонд с 1993 г. ежегодно проводит два аукциона, на которых коммерческие банки разыгрывают возвратные дотации, причем победителями становятся предложившие больший объем ссуд на меньший объем дотации.
Проект ФРГ BTU (Beteiligungskapital für kleine Technologieunternehem) служит примером странам, заинтересованным в развитии национального рынка венчурного капитала, предлагая долгосрочные кредиты государственного банка венчурным инвесторам с одновременной частичной гарантией неисполнения обязательств реципиента. По этой программе с 1989 г. малые технологически ориентированные компании получили уже более 3 млрд. евро. В настоящее время BTU продолжает кредитование венчурных фондов и, наряду с частными инвесторами, прямые инвестиции в малые технологически ориентированные компании на коммерческой основе, однако не предоставляет остальным инвесторам частичные гарантии от потерь.
Опыт этих стран показывает, что простое предоставление государством капитала недостаточно для становления рынка венчурного капитала, поэтому новый европейский план улучшения функционирования рискового капитала может оказаться эффективным. Данный план заключается в снижении ограничений (налогообложение, регулирование и пр.), которые препятствуют развитию рынков капитала в Европе.
Трудности в получении кредитов инновационными МСП зависят от большей, чем у прочих, рискованности их бизнеса, поэтому многие государства вводят программы страхования коммерческих кредитов от риска невозврата, чтобы снять указанные различия и перенести часть риска на государственный сектор, причем банки обычно включают издержки по страхованию в сумму кредита.
Успех таких программ зависит от способности их персонала снижать риск невозврата кредитов, которые МИП не могут получить на стандартных финансовых рынках. Существуют два главных критерия выгодности таких кредитов: размер страховой премии (включаемой в сумму кредита) и процент гарантированного возмещения при невозврате кредита, поэтому государству необходимо соблюдать баланс этих параметров, чтобы обеспечить финансирование достойных МИП.
В Канаде Закон о кредитовании малого бизнеса (SBLA) был разработан, чтобы заполнить пробелы в кредитном финансировании малых и средних предприятий. Программа SBLA финансирует кредитные кооперативы и банки при условии выдачи ими кредитов МСП, смягчая чрезмерную строгость требований основных банков Канады. Однако иногда помощь получают фирмы, которые и без того имели доступ к обычному кредитованию. С другой стороны, во многих случаях банки использовали эту программу для снижения рисков по кредитам, которые они и так бы выдали.
жения рисков по кредитам, которые они и так бы выдали.
В Великобритании опыт функционирования программ страхования кредитов для малых фирм (SFLG) показал, что более 50% реципиентов могли бы получить кредиты из обычных ресурсов и при отсутствии программы. Более того, размер страховой премии оказался недостаточным для покрытия невозвращенных займов, поэтому в программу постоянно привлекались средства налогоплательщиков. И все же роль SFLG остается позитивной – почти 70% предприятий, получающих кредиты, являются инновационными и ориентированными на стабильный рост. Однако программа могла стать эффективней, если бы уровень гарантий по кредитам был различным для стартовых компаний и стабильногобизнеса.
В Японии существует двухуровневая структура кредитования малых и среднихпредприятий. Корпорации кредитных гарантий – CGCs (The Credit GuaranteeCorporations) обеспечивают финансовые институты кредитными гарантиями возвратакредитов малыми и средними предприятиями, за что МСП платят CGC комиссию. Всвою очередь, CGC страхует выданные гарантии в Японской корпорации малых и среднихпредприятий (JASMEC), которой сама платит страховую премию. При этом ставкастрахового взноса соответствует низкому уровню получаемой от МСП комиссии за гарантию,а страховой платеж покрывает 70–80% гарантии. На территории Японии существуют52 независимых корпорации кредитных гарантий, и каждая из них предоставляетсвои гарантии исходя из местных экономических условий.