Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа

Описание работы

Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85

Файлы: 1 файл

Фин поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских хермерских хозяйств.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых секторах экономики (торговля, бытовые услуги, строительство, коммерческая деятельность) на долю малых предприятий  уже приходится до половины общего количества предприятий и численности занятых от числа всех действующих в стране.

Особенно хочется подчеркнуть  тот факт, что малые предприятия  успешно адаптируются к условиям рынка. Так, если в целом по Беларуси 30,2% предприятий закончили 2000 г. с убытками, то в секторе МП таких предприятий было около 21,9%. Вместе с тем 17,674 тыс. малых предприятий имели убытки по итогам работы за 2010 год. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 21% от их общего числа, в транспорте и связи – 19,6%, в финансовой деятельности – 16,7%, в предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 16,5%, в строительстве – 14,2%, в здравоохранение и предоставление социальных услуг – 13%, в образовании – 11,9%. Наименьший удельный вес убыточных предприятий сложился в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 3,9%.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод как  об эффективности функционирования малых предприятий Беларуси, так и о назревшей необходимости их государственной поддержки - для преодоления его явного отставания от развития МСП в развитых странах, в том числе и в ЕС.

Рассматривая кризисное положение  малого предпринимательства Беларуси, трудно винить в этом только предпринимателей. Во многом это вызвано нестабильной политической обстановкой в стране, что сводит на-нет значение стратегического планирования на микро- уровне и не способствует притоку иностранных инвестиций, нестабильностью правовых норм и частым изменением государством “правил игры”, отсутствием правовых гарантий равенства всех форм собственности, невыполнением принятых законов и норм, тяжелым налоговым бременем, недоступностью основных ресурсных рынков и т.д.

Взаимоотношения государственных  и других органов и рыночных структур с малым бизнесом построены так, что последний не защищен как  от иностранных конкурентов, так и от отечественных монополистов. Административные барьеры, создаваемые органами власти разных уровней, усложняют процедуру и увеличивают стоимость регистрации малых предприятий, усложняют систему лицензирования, держат малые предприятия под бдительным контролем дублирующих друг друга органов. Именно поэтому, на наш взгляд, большая доля МП (по разным оценкам от 50% до 90%) находится в теневом секторе, что остро ставит проблему оказания содействия их развитию.

Активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на республиканском, и местном уровне.

На республиканском уровне могут осуществляться следующие меры:

    • учет потребностей МП в общеэкономическом законодательстве, а также разработка специальных нормативных актов по их поддержке;
    • содействие созданию инфраструктуры МП и информационных систем;
    • прямая помощь малым предприятиям на основе специальных программ, обеспечение льготных кредитных и налоговых режимов.

На местном уровне практическая деятельность должна быть сосредоточена  на организации выполнения законодательства, регулировании земельных, арендных и других видов отношений, организации всех видов контроля, работы транспорта и удовлетворения других вопросов функционирования конкретных малых предприятий.

На мой взгляд, решение перечисленных проблем и реализация мероприятий государственной поддержки позволит избежать тех трудностей, с которыми сейчас сталкиваются малые предприятия Республики Беларусь при осуществлении общественно полезной предпринимательской деятельности.

 

    1. Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь

 

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции.Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие  реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или  на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь – по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости  от его организационно-правовой формы  являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и  осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность  за соблюдение кредитных договоров  и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом).

Малое предприятие может заключать  на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных  правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а  также другие виды их доходов устанавливается  предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.  Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. [7, c. 57]

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской  деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства:

Производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (белорусский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. [5, c. 38]

    1.  Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере.

В соответствии с законодательством  малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами малого предпринимательства  могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Физические лица (граждане) могут  быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими  организациями, могут создаваться  в форме:

           - хозяйственных товариществ и обществ,

           - производственных кооперативов,

           - государственных и муниципальных унитарных предприятии.

Основными организационно-правовыми  субъектами малого предпринимательства  являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в  различных отраслях экономики.

Основными организационно-правовыми  формами субъектов малого предпринимательства  являются хозяйственные товарищества и общества:

- полные товарищества,

- товарищества на вере (коммандитные),

- общества с ограниченной ответственностью,

- открытые и закрытые акционерные общества.

Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как  субъектов предпринимательской  деятельности.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество.

Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным Госкомстата  РБ, на 1 января 2009 г. функционировало  всего 899 полных товариществ, что составляет 0,32 % всех хозяйственных товариществ  и обществ.

Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено законом.

Информация о работе Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств