Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:42, магистерская работа
Цель диссертационной работы состоит в формировании теоретического обоснования представлений об инвестиционных стратегиях малого бизнеса на примере крестьянских фермерских хозяйств в различных точках финансового цикла фирмы в условиях глобализации экономики и разработке рекомендаций по применению мирового опыта в Республике Беларусь на современном этапе ее интеграции в мировое сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МИРЕ 8
1.1. Малые и средние предприятия: сущность и классификация в Евросоюзе и Республике Беларусь. 8
1.2 Особенности функционирования малых и средних предприятий в Республике Беларусь 19
1.3 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере. 21
1.4 Развитие принципов малых предприятий в Республике Беларусь. 25
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ. 27
2.1. Теория финансового цикла предприятия. 27
2.2 Применение модели финансового цикла фирмы к сектору МСП 30
2.3 Финансирование малых и средних предприятий в ЕС. Финансовый цикл предприятия 35
2.4 Государственная поддержка малых и средних предприятий в США и ЕС. 45
2.5 Государственное регулирование венчурного финансирования. Мировой опыт 53
2.6 Программы государственных гарантий возврата кредитов. 56
2.7 Взаимодействие малых и крупных предприятий 58
3. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙТСВ 61
3.1 Малый и средний бизнес Республики Беларусь на современном этапе развития 61
3.2 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь 64
3.3 Финансовая поддержка крестьянских фермерских хозяйств 73
3.4 Перспективы развития крестьянских фермерских хозяйств в Республики Беларусь 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 85
После того как фирма прошла раннюю стадию, ей требуется финансирование роста производства и дополнительных НИОКР. Наличие лишь нематериальных активов и неопределенность в поступлении наличности все еще не позволяет ей стать идеальным кандидатом для кредитного финансирования. В дополнение к этому в банках довольно мало собственных экспертов по инновациям, которые могли бы оценить перспективы роста таких предприятий. Несовершенная финансовая отчетность и бизнес-планы еще более затрудняют банкам выдачу кредитов малым и средним предприятиям, а высокие административные издержки предоставления займов делают сравнительно небольшие кредиты малым и средним предприятиям неприбыльным бизнесом.
Если МИП располагаются в странах, где фондовый рынок не развит то, при отсутствии венчурного финансирования проектов, у них нет другого выхода, как кредитное финансирование. В таких случаях государство может снизить риски для банков с помощью специальных государственных программ гарантий по кредиту.
Если проанализировать источники финансирования европейских малых предприятий, то 80% из них получают капитал в банке – эти кредиты составляют 70% общего объема финансирования малых и средних предприятий, хотя часто их довольно сложно получить: подготовка требуемой банком информации занимает достаточно длительное время, тормозя при этом реализацию проекта.
Если у предприятия отсутствует стратегический план возврата долгосрочной ссуды, банки относятся к таким клиентам с недоверием, ибо его собственный капитал также слишком мал, чтобы покрыть риск невозврата кредита. Форма микрокредитов – основная для малого бизнеса, микрокредиты составляют треть всех кредитов, выдаваемых банками и другими финансовыми учреждениями малым и средним предприятиям.
В Германии, Австрии и Швеции наиболее часто встречается лизинг оборудования, лишь 24% европейских малых и средних предприятий предпочитают получать кредиты для его покупки – лизинг становится устойчивой опорой гибкого банковского финансирования в случае приобретения техники. Лишь 11% малых и средних предприятий получают доступ к государственным финансовым институтам, которые уделяют больше внимания крупным предприятиям и иногда оказывают финансовые и консультативные услуги для средних предприятий.
При публичном предложении ценных бумаг (IPO) молодой компанией изменение курса ее акций дает поставщику капитала информацию о ходе проекта, позволяя контролировать разработки и принимать дальнейшие решения. Однако публичное предложение ценных бумаг облегчает малым фирмам получение средств, ведь стоимость банковского кредита нередко зависит от котировок акций данной компании, ее сильной торговой позиции или наличия материальных активов. В любом случае по мере укрупнения фирмы банки все больше становятся главным источником финансирования.
Венчурный капитал.
Рисковый, или венчурный, капитал обычно участвует в инвестировании с высоким риском и потенциально высокими доходами. В 2004 г. инвестирование венчурного капитала в ЕС составило 10,8 млрд. евро против 16,5 млрд. евро в США. Это объясняется недостатком частных инвесторов на начальной стадии, раздроблением рынков в Европе, недостатком предприимчивости и инвестиционной подготовленности предпринимателей.
После того как фирма проходит раннюю отборочную стадию, она становится кандидатом на венчурное инвестирование. Венчурные фирмы снижают риск инвестирования в МИП интенсивным исследованием их деятельности до начала финансирования и последующим наблюдением, а также каждый раз при расширении финансирования путем создания альянсов с другими венчурными фирмами. Венчурные фирмы тщательно проверяют представленный на рассмотрение бизнес-план потенциальной коммерциализации предложенных технологий, а также опыт управления и возможный размер рынка.
Постепенно венчурные фирмы увеличивают вкладываемый капитал, инвестируя в более структурированные предприятия, например в общества с ограниченной ответственностью. Часто необходимым условием инвестирования становятся привилегированные ценные бумаги, а само инвестирование делается на стадиях, близких к получению прибыли от финансируемого проекта.
Следует помнить, что стиль управления
венчурным капиталом
Главная цель венчурного капитала –
максимизировать норму
Венчурный капитал обеспечивает связь между инновациями и финансами, предоставляя рыночному капиталу доступ к малым инновационным фирмам, но размеры рынка венчурного капитала очень различаются в зависимости от страны. В США венчурный капитал обеспечивает 8% промышленных инноваций, причем в США и Канаде наиболее распространено инвестирование на ранней стадии, а в Италии, Швеции и Великобритании венчурное инвестирование планируется на поздней стадии. Такие различия в стадии получения венчурного финансирования отражают различия в производственной структуре рынках капитала, в доступности публичного предложения ценных бумаг.
Инфраструктура финансирования малых и средних предприятий.
Международная сеть для малых и средних предприятий (INSME) – некоммерческая организация, открытая для участников из разных стран. Она стимулирует международное сотрудничество, государственно-частные партнерства в области технологического трансфера для малых и средних предприятий. Глобализация вынуждает малые и средние предприятия стремиться к повышению конкурентоспособности через инновационные технологии, а политики и финансовые посредники играют решающую роль в содействии малым и средним предприятиям:
– политики обеспечивают поддержку инновационной политики и государственное финансирование малых и средних предприятий;
– финансовые посредники обеспечивают венчурное финансирование малых и средних предприятий при осуществлении проекта.
При этом INSME действует в качестве центра интереса, распространителя информации и учредителя сетей. Европейская комиссия стремится к улучшению функционирования единого европейского финансового рынка. Для этого предусмотрены следующие виды финансирования, покрывающие нужды малых и средних предприятий на разных стадиях их жизненного цикла (таблица 2).
1. Быстрое развитие
2. Аккредитивы малых и средних
предприятий обеспечивают
3. Финансирование на начальной
стадии при найме
Расчет малых и средних
– развития системы поручительств финансовых посредников;
– финансирования большего числа малых компаний с обеспечением гарантий возврата;
– создания и развития новых систем гарантий.
Предполагаемые убытки по гарантиям рассчитываются в Европейском инвестиционном фонде и других финансовых институтах ЕС. Расчеты малых и средних предприятий аккредитивом охватывают компании с персоналом до 100 сотрудников. Финансовые посредники (кредитно-финансовые компании) имеют определенные критерии для малых и средних предприятий, зависящие от гарантий и типа ссуды, но в любом случае полностью отвечают за оценку рисков.
Таблица 2
Объемы финансирования, предусмотренные рамочными программами ЕС
Шестая рамочная программа ЕС |
Седьмая рамочная программа ЕС |
Период: 2000–2006 гг. |
Период: 2007–2013 гг. |
Программа для предприятий и предпринимательства |
Конкурентоспособная и инновационная рамочная программа |
(бюджет: 400 млн. евро) |
(бюджет: 1 млрд. евро) |
Венчурное инвестирование стартовых компаний на ранних стадиях (170 млн. евро) |
Рост и инновационные возможности малых и средних предприятий (500 млн. евро). Венчурные фонды: – на ранних стадиях; – на стадии расширения инновационных компаний. Участие в финансировании бизнес-ангелов. Предписание рамочной программы о вложении за период 2007–2013 гг. 10% европейского венчурного капитала |
Аккредитивы малых и средних предприятий (340 млн. евро) |
Аккредитивы малых и средних предприятий (500 млн.) |
Создание потенциала (60 млн. евро) |
Создание потенциала (100 млн. евро) |
Источник: Собственная разработка
Виды гарантий при расчете аккредитивом:
– микрогарантии по кредиту поддерживают микроссуды для очень малых предприятий, имеющих до 10 сотрудников;
– капитальные гарантии покрывают инвестиции в уставный капитал среднего предприятия с численностью персонала до 250 сотрудников (без прямых гарантий);
– гарантия конверсии долга в ценные бумаги малых и средних предприятий.
Система гарантий в целом имеет высокий эффект при привлечении заемных средств: на 1 евро гарантий Комиссии ЕС приходится 75 евро кредитов. Гарантии по кредиту высокоэффективны, так как выдаются в форме встречной гарантии финансовым посредникам, которые, в свою очередь, гарантируют риски банкам, т. е. имеет место распределение рисков между разными участниками финансового рынка.
Цель развития инвестиционных возможностей малых и средних предприятий – повысить вложение венчурного капитала в инновационные предприятия при их создании и на ранних стадиях развития. Инвестирование происходит через фонды венчурного капитала, которые действуют на региональном уровне и финансируют использование результатов НИОКР.
Инвестиции в малые и средние предприятия составляют 10–25% европейского венчурного капитала. Максимальный размер инвестиций в одно предприятие – 10 млн. евро. В особенных случаях инвестиции могут быть выше, но не более 15 млн. евро.
На основании предложений
Согласно данным Европейского рынка акционерного капитала и Ассоциации венчурного капитала, европейский рынок венчурного капитала на ранних стадиях сейчас равен 2 млрд. евро, а к 2013 г. ожидается его увеличение до 6 млрд. евро. Обычно европейские структурные фонды уделяют внимание исследованиям, таккак Комиссия ЕС содействует инновационному развитию, основанному на партнерстве и совместном управлении.
В период 6РП расходы на исследования и инновации составили 7,5 млрд. евро из Европейского фонда регионального развития для слабо развитых регионов и 2,4 млрд. евро на экономическую реструктуризацию регионов. Комиссия предложила странам – членам ЕС увеличить вложения в эти области в период 7РП. При этом финансируется деятельность по исследованиям и инновациям, включая региональные кластеры, технологический трансфер, поддержку предпринимательства и развитие человеческого капитала, а также помощь сотрудникам компаний в адаптации к экономическим изменениям.
Структурные фонды создаются для выравнивания развития стран – членов ЕС, поддержки экономического и социального взаимодействия внутри Евросоюза. Европейская комиссия участвует в финансировании региональных проектов в странах-участницах.
Важно то, что акцент делается на поддержке малых и средних предприятий и на финансировании экономически наиболее слаборазвитых регионов, а в остальных регионах приоритет отдается деятельности на основе привлечения заемных средств.
Европейский региональный фонд развития на период 2007–2013 гг. имеет три приоритетных цели с общим финансированием 336 млрд. евро:
Европейский социальный фонд на период 2007–2013 гг. предоставляет поддержку в сфере прогнозирования и управления социальными изменениями, включая поддержку малых и средних предприятий. Четыре ключевых области поддержки в Региональной программе конкурентоспособности и занятости:
– помощь в адаптации сотрудников и предприятий;
– увеличение доступа к трудовым ресурсам и участие в рынке труда;
– усиление социальной интеграции, противодействие дискриминации в доступе на рынки;
– содействие партнерствам.
В регионах фонд концентрируется на структурных преобразованиях, создании рабочих мест и поддерживает следующие цели конвергенции:
– расширение инвестирования в человеческий капитал в части улучшения образования и систем тренингов;
– развитие потенциала и повышение эффективности государственного управления на национальном, региональном и местном уровнях.
Европейский инвестиционный фонд – финансовая платформа для малых и средних предприятий с широким географическим покрытием и разными рыночными сегментами (инвестирование венчурного капитала на ранних стадиях, гарантии микрокредитов).
Фонд работает при поддержке Европейского инвестиционного банка и является посредником для международных и национальных финансовых учреждений, инвестиционных фондов, учреждений по микрокредитованию и других организаций государственного и частного секторов.
Рисунок 2
Финансовые инструменты для малых и средних предприятий в ЕС
Источник: 19
Финансирование направляется через Европейский инвестиционный фонд к местным финансовым учреждениям, которые, в свою очередь, обеспечивают финансирование малых и средних предприятий согласно следующим критериям:
– малые и средние фирмы сами
финансируют оборотные