Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы финансового прогнозирования и проанализировать финансовое прогнозирование, а также предложить мероприятия по совершенствованию планирования и прогнозирования на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты финансового прогнозирования и планирования на предприятии;
рассмотреть классификацию основных методов прогнозирования;
дать краткую характеристику ООО ЦМС «Связной»
провести анализ финансового прогнозирования на предприятии на примере ООО ЦМС «Связной»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности ООО ЦМС «Связной».
спрогнозировать изменение финансовых показателей.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы финансового прогнозирования и бюджетирования

6
1.1. Понятие и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия

6
1.2 Особенности финансового бюджетирования в деятельности отечественных предприятий

22
1.3.Зарубежный опыт бюджетирования и прогнозирования в финансовой деятельности предприятий

31
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО « Связной »

39
2.1. Финансово-экономическая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Связной»

39
2.2. Опыт прогнозирования и бюджетирования в деятельности ООО «Связной»

46
Глава 3. Совершенствование системы прогнозирования и бюджетирования в ООО «Связной»

60
3.1. Разработка методики финансового прогнозирования в ООО «Связной»

60
3.2. Рекомендации по созданию системы бюджетирования на предприятии

78
Заключение
85
Список использованной литературы
89

Файлы: 1 файл

Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятиях.....docx

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, за анализируемый  период отмечается значительное превышение оборотных активов над обязательствами. Высокие значения показателей позволяют  предположить, что в начале прошедшего года предприятие располагало достаточным  объёмом средств для обеспечения погашения своих обязательств.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или  финансовые операции.

Исходя из состава имущества  предприятия и проводимых хозяйственных  и финансовых операций, формируются  показатели рентабельности (таблица 7).

 

Таблица 7

Показатели рентабельности предприятия

Показатели

Расчетная формула

Годы

2009г.

2010 г.

2011 г.

Рентабельность оборотного капитала (К17), %

К17 = Чистая прибыль./Оборотные  активы 100

32,2

59,4

40,2

Рентабельность (окупаемость) продаж (К18), %

К18 = Выручка от реализации/ Прибыль от продаж 100

518

350

708

Рентабельность активов (К19),%

К19 = Чистая прибыль/ Баланс активов  100

27,8

90,8

83,1

Рентабельность реализованной  продукции (К 20), %

К 20 = Прибыль от продаж/ себестоимость  продукции  100

52,6

80,0

39,8

Рентабельность собственного капитала (К 21), %

К 21 = Чистая прибыль./СК 100

82,2

90,8

83,1


 

Исходя из показателей  таблицы 7, рентабельность оборотного капитала сократилась по отношению  к 2010 году почти на 20%. Уменьшение рентабельности в 2011 году связано с увеличением закупочных цен на семена, удобрения и т.д., расценок на общехозяйственные расходы (электричество, воду и т.д.).

Рентабельность продаж показывает сколько рублей прибыли приходится на один рубль реализованной продукции. В 2009 году на один рубль выручки приходилось 5 рублей 26 копейки прибыли от реализованной продукции, а в 2011г. увеличилось до 7 рублей 08 копейки прибыли. Данное увеличение может быть следствием увеличением производства.

В 2010 году на один рубль активов приходилось 90 копеек выручки, а к 2011г. только 83 копейки.

В 2011 году рентабельность собственного капитала составила 83%, что на 7,7% меньше, чем в 2010 году.

При проведении анализа финансового  состояния компании ООО ЦМС «Связной» были выявлены следующие проблемы:

  1. В компании отсутствует общая стратегия развития, укрепления собственных позиций. В процессе открытия компании ООО ЦМС «Связной» не были продуманы основные шаги развития компании в будущем. Главная цель, которую преследовали учредители компании получить прибыль в кратчайшие сроки без будущего развития компании. Как правило, подход построения управления, в котором существует конкретная стратегия развития компании, финансовая политика, кадровая и другие виды политики управления, существует на крупных предприятиях с большой численностью персонала, с широким ассортиментом, крупной производственной базой. Нередко мелкие компании пренебрегают необходимостью прописывать стратегию компании, в том числе и финансовую политику. Проблема формирования общей политики компании заключается в том, что конъюнктура рынка стремительно меняется. При этих условиях достаточно сложно выстроить общую схему развития бизнеса.
  2. Поток денежных средств в компании ООО ЦМС «Связной» непостоянен. С одной стороны данный факт можно объяснить тем, что производимая продукция относится к сезонной, и это приводит к перебоям в поступлениях денежных средств, с другой стороны – отсутствие собственного капитала в обороте ограничивает действия руководства, направленные на стабилизацию и структурирование расходов.
  3. Себестоимость продукции выросла за счет увеличения цен на сырье и материалы. Несмотря на это, сохранились высокое качество производимой продукции, ассортиментный ряд, клиентская база. Эти факторы позволят компании ООО ЦМС «Связной» стабильно развиваться в будущем. Импортная продукция более высокого качества, имеет более привлекательный вид, цены ниже за счет большего объема продукции, выводимого на рынок. Для того, чтобы качество продукции ООО ЦМС «Связной» было на уровне необходимо закупать сырье высокого качества, улучшать условия производства, совершенствовать упаковочный процесс, осуществлять 100 % выходной контроль. Это приведет к увеличению затрат на материалы, снижению рентабельности продаж, но даст шанс компании укрепить собственное положение на рынке.
  4. Проводится постоянный поиск клиентов, что позволяет сохранить объем производимой и реализованной продукции в состоянии баланса.

Для укрепления позиций собственной  компании на рынке, а также для  подстраховки руководство компании решило, что необходимо четко сформулировать стратегию: финансовую, учетную, сбытовую и ценовую политику, упорядочить  бухгалтерский учет, разработать  бизнес-план компании.

Компании необходимо тщательно  продумать стратегию дальнейшего  развития во время экономического кризиса, чтобы укрепить собственные позиции  на российском рынке товаров общего потребления: расширить ассортимент, понизить цены в допустимых рамках, увеличить оптовую и розничную  сеть.

В связи с тем, что компания существует всего 4 года и основные результаты по времени совпали с  мировым экономическим кризисом, то говорить о ведении какой-либо инвестиционной деятельности не приходится.

 

 

2.2. Опыт прогнозирования  и бюджетирования в деятельности  ООО «Связной»

 

Процесс финансового прогнозирования  и бюджетирования в ООО ЦМС «Связной» состоит из следующих этапов:

1.Финансовое прогнозирование

1.1.Всесторонний сбор информации (внутренней и внешней)

1.2.Составление прогнозных  документов

1.3.Проверка корректности  полученных данных

2.Корректировка

2.1.Проверка прогнозируемых  результатов на соответствие  определенным критериям

2.2.Выработка целевых указаний  по корректировке отдельных прогнозных  показателей.

2.3.Корректировка отдельных  прогнозных показателей

2.4.Формирование окончательного  варианта прогнозных документов

2.5.Утверждение планов

Сбор информации является начальным этапом финансового прогнозирования  в организации. На этом этапе планово-экономический  отдел ООО ЦМС «Связной» проводит работу по сбору информации, ее предварительной обработке, систематизирует соответственно с другими показателями. Здесь происходит сбор информации об объемах произведенной продукции, затратах, исполнении сметы затрат, остатках, структуре затрат и т.д.

На этапе составления  документов планово-экономический  отдел производит необходимые расчеты, руководителем утверждаются плановые документы. Затем составляется производственный, а затем финансовый план, включающий прогнозный Отчет о прибылях и  убытках и баланс.

Проверка корректности полученных данных осуществляется при составлении  прогнозного баланса. Если данные некорректны, то ведется поиск ошибок.

Затем проводится корректировка  планов. Это делается на основе предварительных  плановых данных о наличии финансовых ресурсов в плановом периоде. Источником этой информации служит доходная часть  плана движения денежных средств. Процесс  корректировки заключается в  последовательной доработке составных  документов Финансового плана и  других документов таким образом, чтобы  запланированное погашение обязательств соответствовало имеющимся платежным  средствам.

В результате получается Финансовый план, удовлетворяющий предъявляемым  требованиям (с учетом специфики  предприятия и существующих ограничений). Скорректированный Финансовый план утверждается руководителем.

По глубине горизонта  планирование в ООО ЦМС «Связной» подразделяется на текущее и долгосрочное. Текущее осуществляется на 1 месяц вперед. Осуществляется с 25 по 30 число месяца, предшествующего планируемому. Долгосрочное – это планирование на период не более года. Осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь.

В основе того и другого  планирования лежит месячный план. На год составляется двенадцать планов на каждый месяц отдельно.

Между тем необходимо отметить, что составляемый план на год часто  оказывается неэффективным, т.к. ожидаемые  данные меняются (например, изменение  тарифов, цен, которое за год –  полгода до этого не планировалось, изменения в законодательстве и  т.д.).

Необходимо отметить, что  планово-экономический отдел предприятия  почти не занимается долгосрочным финансовым прогнозированием.

Только раз в год  на основе отчетных данных делают прогнозный баланс на перспективу 3 года на основе метода пропорциональной зависимости  показателей от объема реализации. Основная причина пренебрежения  финансовым прогнозированием – недоверие  к прогнозным результатам, нестабильность экономики, политические ситуации.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1.На предприятии сформирована  система финансового планирования.

2.По глубине горизонта  планирование в ООО ЦМС «Связной» подразделяется на текущее и долгосрочное.

3.Вместе с тем, в  структуре предприятия не предусмотрено  отдельной должности специалиста  по управлению денежными потоками, поэтому планово-экономический отдел  предприятия почти не занимается  долгосрочным финансовым прогнозированием, в результате составляемый план  на год часто оказывается неэффективным,  т.к. ожидаемые данные меняются. Основная причина пренебрежения  финансовым прогнозированием –  недоверие к прогнозным результатам,  нестабильность экономики, политические  ситуации.

Для оценки эффективности  системы финансового планирования и прогнозирования ООО ЦМС  «Связной» проведем комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Используя данные ООО ЦМС  «Связной» за 2008-2010 гг., можно рассчитать показатели деятельности предприятия. Основные показатели деятельности предприятия за анализируемый период изменились следующим образом (табл. 1).

В таблице 1. представлены динамика изменений некоторых технико-экономических  показателей организации за период с 2009 по 2011 гг.

 

 

Таблица 1

Основные технико-экономические  показатели организации

Показатель

Расчетная формула

 Годы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Среднемесячная выручка (К1), млн. руб.

K1=Выручка общ./год (12 мес.)

0,48

0,58

0,95

Доля денежных средств  в выручке (К2),%

К2 = Денеж. средства /Выручка общ.

16

6

6

Среднесписочная численность  работников (К3),чел.

К3=из форм статистической отчетности

12

14

14


 

По данным таблицы 1, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, за период с 2009 по 2011 годы среднемесячная выручка увеличилась. Исходя из таблицы 1 также видно, что сократилась доля денежных средств в выручке. Это связано с увеличением объемов продаж.

К сожалению, в компании отсутствует  четкая политика действий, что значительно  затрудняет прогнозирование и планирование дальнейшего развития компании.

Таким образом, подводя итоги  можно отметить, что развитие компании очень стремительно. Положительным  моментом является то, что коэффициент  задолженности по кредитам банков и  займам постоянно снижается.

Текущее финансовое состояние  предприятия можно охарактеризовать как нормальное, то есть предприятие  успешно функционирует и для  покрытия запасов использует различные  источники средств – собственные  и привлечённые.

В будущем руководство  планирует вложить деньги в развитие собственной розничной сети, планируется  приобретение новых торговых площадей, транспорта с целью осуществления  доставки в отдаленные области и  районы.

 

Глава 3. Совершенствование  системы прогнозирования и бюджетирования в ООО «Связной»

 

3.1. Разработка  методики финансового прогнозирования  в ООО «Связной»

 

В качестве мероприятий по совершенствованию системы финансового прогнозирования на предприятии предлагается принять в штат специалиста по управлению дебиторской задолженностью.

Специалист будет собирать данные о клиентах в систему (базу данных). В этой системе будет  размещаться информация о контрагентах, нарушающих условия оплаты. Грамотно настроенная база данных и анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют  принять обоснованное решение о  дальнейшей работе с данным клиентом.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии