Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы финансового прогнозирования и проанализировать финансовое прогнозирование, а также предложить мероприятия по совершенствованию планирования и прогнозирования на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты финансового прогнозирования и планирования на предприятии;
рассмотреть классификацию основных методов прогнозирования;
дать краткую характеристику ООО ЦМС «Связной»
провести анализ финансового прогнозирования на предприятии на примере ООО ЦМС «Связной»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности ООО ЦМС «Связной».
спрогнозировать изменение финансовых показателей.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы финансового прогнозирования и бюджетирования

6
1.1. Понятие и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия

6
1.2 Особенности финансового бюджетирования в деятельности отечественных предприятий

22
1.3.Зарубежный опыт бюджетирования и прогнозирования в финансовой деятельности предприятий

31
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО « Связной »

39
2.1. Финансово-экономическая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Связной»

39
2.2. Опыт прогнозирования и бюджетирования в деятельности ООО «Связной»

46
Глава 3. Совершенствование системы прогнозирования и бюджетирования в ООО «Связной»

60
3.1. Разработка методики финансового прогнозирования в ООО «Связной»

60
3.2. Рекомендации по созданию системы бюджетирования на предприятии

78
Заключение
85
Список использованной литературы
89

Файлы: 1 файл

Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятиях.....docx

— 204.50 Кб (Скачать файл)

1) экономия существенных  денежных средств на привлечении  внешних специалистов: контролировать  и взыскивать дебиторскую задолженность  может любой работник компании, обладающий минимальными навыками;

2) приобретение возможности  работы с встроенными в ИПС  «УДЗ» методиками для сопровождения  и поддержания каждого шага  при работе с дебиторами, как  на этапе управления, так и  на этапе взыскания долгов  с проблемных дебиторов; 

3) приобретение эффективного  инструмента контроля и учета  выставленных счетов, их оплаты  и движения денежных средств  внутри компании;

4) автоматизация процесса  учета, контроля и взыскания  средств с недобросовестных контрагентов;

5) приобретение возможности  принимать управленческие решения  на основании автоматически формируемых  программой аналитических отчетов; 

6) техническая поддержка,  консультации специалистов и  бесплатные обновления методической  базы в течение всего срока  службы программы.

Затраты, связанные с приобретением  и внедрением программного продукта ИПС «Управление дебиторской  задолженностью» будут следующие:

Стоимость программного продукта 9000 руб.

Определение структуры бюджетов, описание источников, статей затрат и  составление технического задания  финансистом для приглашенного  программиста потребуется 15 чел./часов.

Заработная плата штатного финансиста составляет 12 000 рублей в  месяц.

Среднедневная стоимость 1 чел./часа экономиста приблизительно стоит: 12000: 22: 8 = 68,18 рублей,

где 22 – количество рабочих  смен;

8 – продолжительность  смены.

В стоимостном выражении: 15 * 68,18 = 1022,70 рублей.

Установка и настройка  программного продукта, исполнение технического задания приглашенным программистом  потребует 10 чел./часов. Средняя стоимость  аналогичных работ стоит 350 рублей в час.

В стоимостном выражении: 10 * 350 = 3500 рублей.

Таким образом, общая стоимость  приобретенного, установленного и настроенного программного продукта составит:

3500+1022,70+9000 = 13522,70 руб.

В качестве подтверждения  необходимости данного нововведения рассчитаем экономию времени и средств  от внедрения данного мероприятия  на этапе планирования. По данным разработчиков  программы ИПС «Управление дебиторской  задолженностью», а так же на основе информации полученной от руководства  и специалистов ООО ЦМС «Связной» внедрение программы позволит сократить затраты рабочего времени примерно на 1 час в день. Среднемесячная заработная плата 1 экономиста составляет 12000 рублей в месяц (среднедневная заработная плата 1 чел./часа составляет 68,18 рублей).

Следовательно, условная экономия средств составит: 68,18*1 = 68,18 рублей в  день, или 68,18*22*12 = 17 999,52 рубля в год. Таким образом, затраты на приобретение программы окупятся экономией средств  от ее внедрения.

Таким образом, основными  мероприятиями позволяющими, улучшить состояние расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО ЦМС  «Связной» могут быть следующие:

  • совершенствование маркетинговой политики предприятия
  • применение системы скидок с договорной цены, предоставляемых покупателям при условии досрочной оплаты


  • тщательный отбор потенциальных покупателей и определение жестких условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах
  • использование факторинга
  • использование системы скидок предоставляемой поставщиками продукции;
  • внедрение информационно-правовой системы «Управление дебиторской задолженностью».

Внедрение предложенных мероприятий  позволит улучшить финансовое состояния  ООО ЦМС «Связной» и повысить эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.

 

3.2. Рекомендации  по  созданию системы бюджетирования  на предприятии

 

Практика  показывает, что большинство российских предприятий все еще не владеют  философией бюджетирования и относятся  скептически к полезности такого подхода к управлению. Основная проблема российских предприятий состоит  в том, что вопросам стратегического  планирования и бюджетирования уделяется  второстепенное внимание. Ввиду сложного финансового состояния многие предприятия  пытаются найти выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной  проработки долгосрочных целей они  меняют свои приоритеты в развитии продукции и услуг, выходят на многообещающие сегменты рынка, а затем  бросают их.

Обеспечение стратегического управления компанией  выдвинулось в число наиболее важных проблем успешного развития отечественного бизнеса. Реализация стратегии  раскрывается в бюджетах в виде решения  среднесрочных и текущих задач, развивающих и конкретизирующих положение стратегического плана. Ключевую роль при этом играет то, насколько  организационная структура и  система управления предприятия  приспособлены к реализации поставленных стратегических целей и задач [32, стр. 51].

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования – важнейшей  функции управления. Вся система  внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше  – денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие будет производить и продавать, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования – это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.

Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового  состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно  для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской  отчетности не теряют своей значимости. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия  или фирмы, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно буде базироваться на этих данных. Недостаток сведений бухгалтерской отчетности заключается в том, что это  данные прошлых периодов, и они  могут быть мало полезны руководителям предприятия [15, стр. 135].

Кроме того, любой финансовый анализ, детально разработанный инструментарий финансового  менеджмента применимы лишь тогда, когда есть необходимые исходные данные, то есть сведения об ожидаемом, будущем, а не прошлом финансовом состоянии предприятия. Если таких  исходных, первичных данных нет, то сценарный анализ, расчет и оценка вариантов даже на ближайшую перспективу (по принципу «что, если…») уже невозможны.

Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования в принятии управленческих решений заключаются в том, чтобы  представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия  в максимально удобной форме  для менеджера, представить соответствующие  показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений  виде.

Для того чтобы принимать решения, делать это осознанно и своевременно, нужна определенная система координат, нужен некий прогноз, по которому можно оценивать все возможные  проблемы или вероятные трудности  и выработать систему мер для  их исправления. Без такой системы  координат у руководителя предприятия  не буде даже возможности оценить, куда двигается компания. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценивать  последствия текущего положения  дел на предприятии и реализуемой  стратегии для финансового состояния  этого предприятия (путем расчета  и анализа финансовых коэффициентов  или применения других инструментов финансового анализа). Таким образом, бюджетирование позволяет заранее  оценивать финансовую состоятельность  отдельных бизнес-единиц и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия [36, стр. 286].

Для определения  любых мер по повышению конкурентоспособности (будь то улучшение качества или  увеличение производительности труда) необходимо формирование системы координат, в которой можно будет отслеживать  происходящие изменения. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или  эффективности по отдельным видам  товаров и услуг, видам деятельности и структурным подразделениям предприятия. Превышение установленных лимитов  – сигнал к корректировке текущей  политики управления компанией. Все  показатели качества и производительности труда, мониторинг процессов их повышения так или иначе связаны системой бюджетов.

Бюджетирование  – это основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего повышения  ответственности руководителей  различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурами. Бюджетирование предполагает стимулирование не за единовременный финансовый результат (который чаще всего может обернуться большими потерями в будущем), а за вклад  в повышение финансовой устойчивости всей компании. Причем премирование чаще всего вообще не связано с бюджетированием, а базируется лишь на достигнутых  показателях качества продукции  и работы. Куда важнее роль бюджетирования в обеспечении контроля за всеми видами затрат, за которые может нести ответственность конкретный руководитель, в установлении так называемого контроля снизу. Все необходимые ограничения отслеживаются и обеспечиваются самим исполнителями, которые в случае необходимости должны «найти внутренние резервы», чтобы конечный результат соответствовал установленным лимитам и нормативам затрат.

В условиях глобального дефицита инвестиционных ресурсов не менее важно определить, куда нужно вкладывать деньги в первую очередь. Бюджетирование помогает выбрать  наиболее перспективные сферы приложения инвестиций [16, стр. 261].

Кроме того, бюджетирование позволяет сделать  предприятие «финансово прозрачным», а потому более привлекательным  для внешних инвесторов. В Российской Федерации для подавляющего большинства  предприятий острой проблемой является обилие приватизированной собственности  и неумение эффективно управлять  ей. Бюджетирование позволяет определить неэффективные активы, от которых  предприятию необходимо избавиться. Наследство старой системы хозяйствования таково, что многие производственные процессы, технологии, оборудование, здания и сооружения, без которых хозяйственная  деятельность в прошлом была немыслима, сегодня выступают в качестве фактора неконкурентоспособности. Поэтому бюджетирование является основой  для осмысленного принятия управленческих решений по вопросам реструктуризации предприятия, оптимизации его структуры капитала (активов).

Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволяет решить проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств  и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи [29, стр. 125].

При постановке бюджетирования важно не просто понимать общее назначение финансового планирования для принятия управленческих решений, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия призвано обеспечить бюджетирование. Прежде всего имеются в виду задачи, соответствующие главным целям компании. Назначение бюджетирования при принятии управленческих решений во взаимосвязи с некоторыми главными целями предприятия показано в таблице 11

Таблица 11

 Назначение бюджетирования  во взаимосвязи с главными  целями фирмы

Главные финансовые цели

Наиболее вероятные значения показателей

Некоторые задачи бюджетирования в  компании

Быстрорастущий бизнес

Рост объемов продаж в сопоставимых ценах более чем на 20% в год

Контроль за дебиторской задолженностью.

Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных  кредитов.

Контроль за состоянием ликвидности компании.

Высокорентабельный бизнес

Обеспечение нормы чистой прибыли  в размере 25%

Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных  видов бизнесов (продуктов, проектов).

Установление лимитов затрат и  норм расходов с целью их последующего сокращения.

Определение оптимального соотношения  «цена – объем продаж».

Быстрорастущая стоимость компании

Увеличение стоимости акционерного капитала на 100% в год

Контроль за доходностью общих активов компании.

Сравнительный анализ динамики массы  нераспределенной прибыли по видам  деятельности.


 

Итак, внедрение системы бюджетирования на предприятии позволит руководству:

  • получить возможность прогнозирования состояния предприятия, организовать регулярный контроль над процессами;
  • повысить уровень информированности – аналитичность, оперативность, полноту, точность;
  • усилить связь стратегии развития компании и ее годовых планов;
  • ввести в практику регулярный контроль и анализ выполнения плановых показателей, анализ причин отклонения факта от плана;
  • увеличить глубину координации служб Управления и структурных подразделений предприятия;
  • документально регламентировать процесс разработки планов, контроля их исполнения;
  • повысить финансовую прозрачность предприятия;
  • повысить инвестиционную привлекательность предприятия.

Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе принятия управленческих решений. Причем эта роль зависит  от различных особенностей предприятия. К особенностям можно отнести  отраслевую принадлежность, размер компании и т.п.

В то же время, несмотря на имеющиеся отраслевые и иные особенности, бюджетирование крайне важно для системы управления предприятием любой отрасли.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии