Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы финансового прогнозирования и проанализировать финансовое прогнозирование, а также предложить мероприятия по совершенствованию планирования и прогнозирования на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты финансового прогнозирования и планирования на предприятии;
рассмотреть классификацию основных методов прогнозирования;
дать краткую характеристику ООО ЦМС «Связной»
провести анализ финансового прогнозирования на предприятии на примере ООО ЦМС «Связной»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности ООО ЦМС «Связной».
спрогнозировать изменение финансовых показателей.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы финансового прогнозирования и бюджетирования

6
1.1. Понятие и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия

6
1.2 Особенности финансового бюджетирования в деятельности отечественных предприятий

22
1.3.Зарубежный опыт бюджетирования и прогнозирования в финансовой деятельности предприятий

31
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО « Связной »

39
2.1. Финансово-экономическая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Связной»

39
2.2. Опыт прогнозирования и бюджетирования в деятельности ООО «Связной»

46
Глава 3. Совершенствование системы прогнозирования и бюджетирования в ООО «Связной»

60
3.1. Разработка методики финансового прогнозирования в ООО «Связной»

60
3.2. Рекомендации по созданию системы бюджетирования на предприятии

78
Заключение
85
Список использованной литературы
89

Файлы: 1 файл

Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятиях.....docx

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Общая политика взыскания  по счетам дебиторов должна определяется ООО ЦМС «Связной» путем комбинирования целого рада используемых им процедур взимания платежей. Такие процедуры включают отправку писем, телефонные звонки, личное посещение должника и мероприятия юридического характера. Одним из основных переменных факторов, определяющих эту политику, является сумма, затрачиваемая на процедуры взыскания долгов.

Если же все используемые меры не приносят желаемого результата, счет может быть передан в банк, т.е. произойдет переуступка права  требования долга. Поскольку банк несет определенный кредитный риск, занимаясь сбором дебиторской задолженности, он получает определенные комиссионные, которые составляют 10% от номинальной стоимости дебиторской задолженности (по товарам). Кредитная организация не оплачивает предприятию покупку сразу после приобретения у него конкретного счета. Платежи выполняются на фактическую дату платежа по всем существующим счетам дебиторов. Если банк переведет деньги предприятию до наступления даты, на которую они должны поступить от клиентов, то он (предприятие) обязан выплатить банку определенные проценты в виде аванса. Такого рода досрочные платежи представляют собой еще одну кредиторскую функцию банка, дополняющую бремя риска и обслуживание дебиторской задолженности. За эту дополнительную функцию он также требует компенсации.

По состоянию на 31.12.2010г. у предприятия ООО ЦМС «Связной» имеется задолженность покупателя ИП Степанова в сумме 300 тыс. руб., которую можно получить, используя факторинг.

Если по факторингу должно быть получено 300 тыс. руб., а факторинговая комиссия составляет 10%, то кредитная организация оставляет предприятию, которому ранее принадлежала эта задолженность, 270 тыс. руб. Если предприятие захочет воспользоваться этими средствами до наступления срока платежа по дебиторской задолженности, то ему придется оплатить проценты - 1,5 % в месяц – за использование этих средств.

Так, если предприятие захочет  получить деньги авансом, а срок платежей по дебиторской задолженности в  среднем наступит через месяц, расходы  по выплате процентов могут составить  около 0,015 * 270 тыс. руб. = 4,05 тыс. руб.

Таким образом, общие расходы  по факторингу складываются из факторинговой комиссии и процентных платежей в случае, если предприятие берет аванс и в результате предприятие получит 266 тыс. руб.

Также, одним из важнейших  моментов в управлении оборотным  капиталом является определение  разумного соотношения между  дебиторской и кредиторской задолженностями.

При этом необходимо проводить  оценку не только своих собственных  условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков  сырья и материалов, с точки  зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого  предприятием при использовании  скидок. Предположим, что поставщики предоставляют предприятию скидку 5% при оплате платежа в течение 15 дней вместо 47 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки  зрения покупателя, использующего для  досрочной оплаты кредита под 23 % годовых. Расчет приведен в таблице 10

 

Таблица 10

Расчет экономического эффекта  от предоставленной скидки (расчет на каждую 1000 рублей)

Показатель

Оплата со скидкой

Оплата без скидки

1. Оплата поставщикам,  руб.

2. Расходы по выплате  процентов, руб.

950

10

1000

-

Итого

960

1000


 

В результате оплаты со скидкой  предприятие сэкономит 40 руб. с каждой тысячи договорной цены.

Предприятию при таких  условиях выгоднее использовать скидки и совершать досрочную оплату. Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению капитала в денежной или  натуральной форме.

Однако анализ положительных  и отрицательных сторон кредиторской задолженности показывает, что, привлекая  заемные средства, предприятие имеет  дополнительную возможность увеличить  выручку от реализации, а, следовательно, и чистую прибыль.

Увеличивая пассивы, предприятие  увеличивает и активы, что в  свою очередь снижает отдачу с  каждого рубля, вложенного в имущество. Конечный результат будет определяться эффектностью использования заемных  средств, привлечение которых рационально  только при условии, если цена этих средств будет ниже, чем рентабельность вложенного капитала.

На практике описанных  идеальных условий, как правило, не бывает. Предприятию приходится решать проблемы, возникающие из-за отсутствия идеальных условий расчетов с дебиторами и кредиторами. Вот  некоторые из них:

а) сроки расчетов с дебиторами и кредиторами. Если дебиторы платят предприятию реже, чем предприятие  должно платить кредиторам, может  наступить недостаток денежных средств  в обороте, могут потребоваться  дополнительные источники финансирования большой дебиторской задолженности;

б) суммы платежей дебиторов  и суммы, которые надо заплатить  кредиторам на каждую дату, соответствующую  срокам платежей. Если кредиторам по состоянию  на определенную дату надо заплатить  больше, чем мы имеем на эту дату от дебиторов, придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения  кредиторской задолженности или  оно превратится в просроченную.

Любое предприятие, так или  иначе, сталкивается с задачей контроля уровня дебиторской задолженности. Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской  задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности.

Располагая многолетним  успешным опытом по управлению и взысканию  дебиторской задолженности, Консалтинговая группа «Вектор» разработала информационно–правовую систему «Управление дебиторской  задолженностью» (далее – ИПС  «УДЗ»).

Данная система обеспечивает возможность постоянной (ежедневной) работы с контрагентами, как исполняющими свои обязательства в установленные  договором сроки, так и с недобросовестными  должниками.

Основными пользователями программы  являются:

а) специалисты и руководители отдела сбыта (контроль и востребование  дебиторской задолженности, а так  же работа по ее взысканию);

б) специалисты юридической  службы (взыскание проблемных долгов с контрагентов);

в) топ менеджмент небольших  компаний (анализ причин не возврата долгов, принятие управленческих решений);

г) бухгалтерская служба (контроль сроков оплаты дебиторской  задолженности, ее востребование и  учет).

Возможности и преимущества ИПС «Управление дебиторской  задолженностью»:

- полностью автоматизирует  процесс работы с должниками;

- оптимизирует рабочее  время сотрудников предприятия,  отвечающих за вопросы управления  дебиторской задолженностью;

- своевременно обрабатывает  историю взаимоотношений с каждым  контрагентом;

- устанавливает и контролирует  всех занесенных в систему  дебиторов, вне зависимости от  суммы долга и от сроков  платежа; 

- позволяет значительно  снизить затраты организации  на профессиональную юридическую  помощь, оказываемую внешними юридическими  компаниями;

- контролирует сроки взыскания  задолженности, что исключает  риски организации, вытекающие  из несвоевременного получения  денежных средств; 

- оптимизирует процесс  подготовки документов по взысканию  дебиторской задолженности в  претензионном и судебном порядке; 

- позволяет вести работу  по взысканию с должника не  только суммы долга, но и  штрафных санкции за несвоевременное  исполнение обязательств, которые  рассчитываются автоматически; 

- автоматически формирует  отчеты в целях принятия пользователем  управленческих решений.

ИПС «Управление дебиторской  задолженностью» предоставляет  пользователю возможность работать с:

- перечнем контрагентов  организации; 

- сведениями по основаниям  возникновения задолженности; 

- справочной информацией  по истории работы с каждым  контрагентом;

- автоматизированным алгоритмом  действий по востребованию долгов;

- нормативно-правовой базой,  регламентирующей порядок взыскания  задолженности; 

- положениями судебно-арбитражной  практики;

- формами процессуальных  и иных документов;

- аналитическими отчетами, необходимыми для принятия управленческих  решений; 

- комментариями и инструкциями  ведущих специалистов Консалтинговой  группы «Вектор».

Система является профессиональным помощником, который автоматически  планирует, учитывает и контролирует деятельность по работе с контрагентами  организации. Она проста в установке  и эксплуатации, ее применение и  использование не требует специального юридического образования, других профессиональных или технических знаний.

Фактически, в одной программе  заложено два блока для работы с дебиторской задолженностью:

1) контроллинг оплаты выставленных счетов;

2) помощник востребования  проблемной дебиторской задолженности.

В области управления дебиторской  задолженностью ИПС «УДЗ» позволяет вести анализ выставленных счетов, как оплаченных, так и не оплаченных со стороны контрагентов и представляет собой инструмент для оптимизации работы с дебиторской задолженностью.

При большом количестве выставленных счетов осуществлять контроль своевременной  оплаты очень сложно (редко в какой  организации данный процесс отлажен  до автоматизма). Не позволяет в автономном режиме это делать и программа 1С, так как она направлена только на учет, а не на управление.

Вместе с тем, первая часть  системы, позволяет осуществлять контрольные  функции по выставленным счетам, при  этом специальные действия пользователя минимальны (занести информацию в  программу или импортировать  ее из 1С). В дальнейшем программа  отреагирует, и сама покажет неоплаченный счет.

При загрузке приложения перед  пользователем открывается главная  форма – список организаций-дебиторов (с указанием суммы долга, срока  платежа), которые ранжированы в  зависимости от установленных для  них сроков оплаты по следующим группам:

— «срочные» дебиторы, работа по которым запланирована на текущую  дату;

— дебиторы «средней срочности», которые переходят в разряд «срочных»  в ближайшие дни;

— «несрочные» дебиторы, работа по которым запланирована  на более поздний срок.

Система самостоятельно определяет состояние дебиторской задолженности  по каждому должнику и «подсказывает» пользователю, когда и какие конкретные действия необходимо осуществить, автоматически  демонстрируя именно те сведения, которые  требуются для реализации этих действий:

- наименование контрагента; 

- основания возникновения  задолженности (номер и дата  договора, номер и дата счета  на оплату);

- сумма долга по договору;

- сумма, оплаченная должником  на текущую дату;

- сумма задолженности  по состоянию на текущую дату;

- срок оплаты;

- сумма, уплаченная контрагентом  добровольно или после определенных  действий пользователя (список произведенных  должником платежей);

- количество дней просрочки; 

- сумма штрафных санкций  (рассчитывается автоматически);

- необходимые действия  по востребованию задолженности; 

- рекомендации по осуществлению  пошаговых действий (сценарий проведения  переговоров, оформление письменных  документов и т.п.).

Вторая часть функционала  программы направлена на поэтапную работу с несвоевременными платежами - дебиторской задолженностью. В программе четко и последовательно выстроена схема действий, направленных на погашение дебиторской задолженности:

1. Телефонный звонок;

2. Проект претензии и  комментарии по ее оформлению  и отправке;

3. Проект искового заявления.

Пользователю предоставлена  возможность в любой момент обратиться к разделу «Правовая поддержка», в котором подробно описана последовательность действий по взысканию дебиторской  задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной  практики, а также представлены формы  необходимых документов и рекомендации по их заполнению. При этом предусмотрена  возможность автоматического заполнения текстов документов (претензии, исковые  заявления, ходатайства и т.д.), которые  могут быть отредактированы путем  копирования в любом текстовом  редакторе.

Покупая и устанавливая информационно-правовую систему «Управление дебиторской  задолженностью» мы приобретаем, следующие  ценности:

Информация о работе Финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии