Финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовые рынки.
1.1. Институты денежного рынка: коммерческие банки, кредитные союзы, сберегательные учреждения.
1.2. Структура банковского сектора России.
1.3. Резервная банковская система. Денежный мультипликатор.
Глава 2.
2.1. Виды финансового рынка.
2.2.
2.3.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсаччччччччч.docx

— 725.06 Кб (Скачать файл)

Пайщики могут вносить целевые  деньги для формирования сметы расходов кредитного союза на его управление. Эти взносы, поступая в собственность  кредитного союза, не возвращаются пайщикам. Их использование находится под  контролем ревизионной комиссии, аудиторских проверок и налоговых  инспекций.

Денежные взносы членов кооператива  составляют финансовую основу деятельности кредитного союза и основной источник фонда финансовой взаимопомощи, предназначенного, как указывалось выше, для выдачи займов пайщикам. Порядок и процедура  предоставления займа также утверждаются общим собранием и также представляют собой уставную норму.

Виды займов

Любой заем должен быть возвращен. В  этом денежный заем не отличается от денежного  кредита. В обыденной речи между  понятиями "заем" и "кредит" не делают различия, хотя в хозяйственной  практике это различие является существенным. Оно закреплено ГК РФ в главе 42 "Заем и кредит". Договор займа может  быть заключен между гражданами, предметом  займа могут быть деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками; заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества, но не обязательно на условиях платности  займа. В отличие от кредита заем может быть беспроцентным: "Договор  займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено  иное..." (ГК РФ, ст. 809, п. 3). Кредитный  договор заключается между банком или иной кредитной организацией и заемщиком на возмездной основе: "...заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее".

Можно возразить, что кредитный  союз редко практикует выдачу беспроцентных  займов. Это верно. Однако процент, который  платят пайщики за предоставленный  заем, возвращается пайщикам же в виде процента по сбережениям. Поэтому для  кредитного союза, как и для его  пайщиков, очень важно сбалансировать интересы пайщиков как заемщиков  и тех же самых пайщиков как  заимодавцев. Очевидно, что чем выше процент по сбережениям, тем выше должен быть процент по займам. Баланс интересов пайщиков и соответственно величины процентов (то есть компенсации) — один из центральных аспектов финансового управления в кредитном  союзе.

Предоставление и получение  займа оформляется договором, в  котором оговариваются цель, на которую  берутся деньги, срок займа, гарантии его возврата и размер компенсации (процент). Займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Максимальный срок долгосрочного займа в кредитном союзе не превышает двенадцати месяцев. Исключение составляют займы, полученные по жилищным программам, иногда займы на поддержку индивидуальных предпринимателей. В этих случаях гарантией обеспечения возврата должен быть залог, адекватный сроку и сумме займа, включая сберегательные взносы пайщика, либо поручительство, достаточное для покрытия возможного невозврата. Процент по долгосрочному займу должен учитывать риск невозврата, включая предпринимательский риск, если это заем индивидуальному предпринимателю.

Если заем возвращается досрочно, то процент взимается только за время  фактического пользования займом.

Как некоммерческая организация, кредитный  союз разрабатывает целевые программы  своей деятельности. Практически  — это программы формирования и использования фонда финансовой взаимопомощи. Они также обсуждаются  и утверждаются общим собранием  пайщиков, то есть основываются на принципах  кооперативной демократии. Основная деятельность кредитного союза таким образом не направлена на цели получения прибыли, не является предпринимательской и осуществляется под демократическим кооперативным управлением и контролем.

Средства фонда финансовой взаимопомощи, сформированные преимущественно за счет средств пайщиков, кредитный  союз использует исключительно для  предоставления займов пайщикам. Если образуется некоторый остаток, он должен быть размещен в интересах пайщиков в надежных сберегательных инструментах, низкорисковых активах. Величина свободного остатка не может превышать половины величины фонда финансовой взаимопомощи. Если кредитный союз решает разместить этот остаток на депозитном счете банка, он должен получить решение правления, выражающее волю пайщиков. При этом кредитный союз заключает с банком договор "в пользу третьих лиц", представив в качестве третьих лиц списочный состав пайщиков, в пользу которых заключен договор. Доход по депозитному договору перечисляется в кредитный союз на личные счета пайщиков по представленному в договоре списку.

Размещение временно свободного остатка  в экономических условиях современной  России является трудной проблемой, как и вообще проблема размещения денег в надежные активы. Представлявшиеся совсем недавно надежными государственные  ценные бумаги сильно скомпрометированы  августовским финансовым кризисом 1998 г. Тем не менее они, как и другие государственные и муниципальные обязательства, будут продолжать играть роль сберегательного инструмента, в том числе и для кредитных союзов.

Совершая операции с ценными  бумагами, кредитный союз выступает  не как профессиональный участник рынка  ценных бумаг, а как клиент- покупатель или продавец, пользующийся услугами финансового посредника. В ценных бумагах кредитный союз лишь хранит денежные сбережения пайщиков, действуя от имени и по поручению пайщиков на основании членства (по аналогии с нормой, установленной ГК РФ для обществ взаимного страхования - ст. 968 п. 3), а не на основании договора поручения. Поэтому операции кредитного союза с ценными бумагами не могут быть отнесены к трастовым операциям, которыми занимаются профессиональные участники финансового рынка.

Как мы видим, основная деятельность кредитного союза по оказанию финансовых услуг своим пайщикам не преследует цели получения прибыли, не относится  к рисковой деятельности и, следовательно, не является предпринимательской. Тем  самым подтверждается статус кредитного союза как некоммерческой, не кредитной  организации.

Здесь важно совместить статус кредитного союза как финансовой и одновременно как некоммерческой организации. Это  чрезвычайно важный аспект жизни  кредитного союза, для которого решающую роль играют правила и нормы, нарушение  которых может привести к фактической  утрате статуса кредитным союзом. Поэтому для кредитных союзов России Центром развития кредитных  союзов была разработана система  стандартов, принятая Лигой кредитных  союзов и утвержденная Ассамблеей Лиги в мае 1995 г.

Стандарты закрепляют условия членства, виды деятельности, порядок и процедуры  управления и контроля в кредитных  союзах. Соблюдение стандартов контролируют органы кредитного союза, а также  Лига кредитных союзов, устав которой  предусматривает обязательную периодическую  инспекцию деятельности кредитных  союзов — членов Лиги. Система государственного контроля за деятельностью еще должна быть сформирована.

В начале XX столетия в Российской империи  учреждениями мелкого кредита занимались специальные инспекции по делам  мелкого кредита при Государственном  казначействе и Государственном  банке. Это было оправданно, поскольку  деньги на создание и деятельность учреждений мелкого кредита шли  из государственной казны.

На сегодняшний день вопрос о  специальном государственном органе, который бы ведал делами кредитных  союзов, остается открытым. Кредитные  союзы подпадают под общие  правила и процедуры государственного контроля со стороны налоговых органов, госпожнадзора, прокурорского надзора и других традиционных форм государственного управления. Однако кредитный союз как специфическая финансовая организация нуждается и в специальном порядке государственного контроля.

В России складывается опыт контроля за деятельностью кредитных союзов в субъектах Федерации. Например, в Волгоградской области, единственной, где принят и действует региональный закон о кредитных союзах, при областной администрации создана инспекция, под эгидой которой создаются и работают кредитные кооперативы, в том числе и кредитные союзы.

Управление кредитным союзом

Главная задача управления в кредитном  союзе — обеспечить его финансовую стабильность, оградить сбережения пайщиков от угрозы их утраты или обесценения. В то же время, управление кредитным  союзом осуществляется на принципах  кооперативной демократии и кооперативного поведения. Процесс управления должен обеспечить реализацию прав пайщиков в кредитном союзе: равные возможности  при пользовании всеми услугами кредитного союза, участие в управлении кредитным союзом, получение любой  информации о деятельности кредитного союза, в том числе информации о результатах проверок финансовой деятельности и др.

Процесс управления должен обеспечить также знание и понимание всеми  членами кредитного союза принципов  и философии кредитных союзов, соблюдение требований устава, исполнение взятых на себя пайщиками обязательств, в первую очередь, своевременного возврата денежного займа. Наряду с решением чисто хозяйственных и операционных задач, управление в кредитном союзе  должно иметь в виду формирование у граждан правил и норм кооперативного поведения. Кооперативное поведение  означает уважение интересов друг друга. Пайщики должны понимать, что возможность  кредитного союза оказывать финансовую помощь зависит от ответственного отношения  каждого к своим обязательствам. Практика показывает, что в России самый надежный вид активов —  это потребительские займы в кредитном союзе. Процент невозрата в кредитных союзах на порядок меньше этого показателя в банках.

Органами кредитного союза являются общее собрание членов' кредитного союза, правление КС, ревизионная  комиссия, директор КС. В кредитной  союзе может быть создан кредитный комитет, комитет по членству, другие комитеты, если в них возникнет необходимость. Высшим органом КС является общее собрание пайщиков, в компетенцию которого входит: утверждение устава, положения о порядке формирования и использования фонда финансовой взаимопомощи и других положений; выборы правления и других органов КС, назначение директора КС и отстранение его от должности. Общее собрание заслушивает и утверждает отчеты органов кредитного союза, обсуждает целевые программы деятельности союза и принимает решение об их исполнении.

Общее собрание обеспечивает демократический  контроль со стороны членов кредитного союза. Правление несет ответственность  перед членами кредитного союза  за управление и контроль при ведении  дел, использовании средств, а также  регулярно отчитывается перед пайщиками. Члены правления выбирают из своего состава председателя и могут  утвердить исполнительный комитет, уполномочив его действовать  от имени правления между заседаниями. Общее собрание избирает правление, ревизионную комиссию, кредитный  комитет и другие комитеты кредитного союза. Компетенция и полномочия выборных органов определяются уставом  и положением об органах управления. Правление утверждает директора  и главного бухгалтера. В отличие  от председателя и членов правления, директор и главный бухгалтер, являясь  управленческой номенклатурой, работают на платной, возмездной основе. Председатель правления и члены правления  за свою деятельность не получают платы  и никаких "номенклатурных" льгот  иметь не должны. Правление определяет стратегию кредитного союза, обращая  особое внимание на финансовое планирование; правление утверждает целевые программы  деятельности кредитного союза, осуществляет контроль за их реализацией. Оперативную работу по управлению (организацию учета и отчетности, операционную деятельность по обслуживанию пайщиков) осуществляет персонал, работающий по найму. Штатный состав персонала утверждает правление; смета на управленческие расходы утверждается общим собранием. Важная проблема для кредитного союза — разграничение полномочий между выборными органами управления и управленческой номенклатурой (директор, главный бухгалтер). От того, как она решается, зависит оптимальное соотношение принципов кооперативной демократии и профессионального высокотехнологичного управления. Проблемы разрешаются там, где определены и разграничены полномочия и предусмотрены механизмы ответственности как для членов выборных органов, так и для управленческой номенклатуры.

 

 

 
Введение.  
       

 Сбербанк России  является крупнейшим банком Российской  Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%),  а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журналаThe Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.      

 Основанный в  1841 г. Сбербанк России сегодня  - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных  групп клиентов в широком спектре  банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).        

 Сбербанк России  обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане,  на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.      

 Рассматривая  международный вектор как важнейшую  составляющую стратегии своего  развития, Сбербанк России осуществляет  казначейские операции на международном  рынке и операции торгового  финансирования, поддерживает корреспондентские  отношения с более чем 220 ведущими  банками мира и участвует в  деятельности ряда авторитетных  международных организаций, представляющих  интересы мирового банковского  сообщества.    Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.    
  
  
  

 
   
       

1. Краткая характеристика  Сбербанка России.

1.1 История развития  Сбербанка России.     

 История Сбербанка  России начинается с именного  указа царя Николая от 1841 года  об учреждении сберегательных  касс, первая из которых открылась  в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в  1987 году — на базе государственных  трудовых сберегательных касс  создан специализированный Банк  трудовых сбережений и кредитования  населения — Сбербанк СССР, который  обслуживал также и юридические  лица. В состав Сбербанка СССР  входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский  банк.       

Информация о работе Финансовые рынки