Совокупные
активы банковского сектора в
первом квартале 2011 года увеличились
на 0,6% – с 33,8 трлн. руб. до 34 трлн. руб.
(рис. 1.3.1.), а в сравнении с данными
на 1 апреля 2010 года рост составил примерно
5 трлн. руб., что в процентном выражении
равно 14,7%.
34000
33800
Рис.1.3.1. Активы банковского сектора РФ на 1 апреля
2011 г., млрд. руб.
Соответственно,
рост активов влечет за собой и
увеличение пассивов, но необходимо определить
за счет какой структурной единицы
происходит увеличение. Рассматривая
структуру пассивов можно сделать
вывод, что происходит уменьшение капитала
банковского сектора на 2,2% – с
4,73 до 4,62 трлн. руб. (рис. 1.3.2).
4730
4620
Рис. 1.3.2. Капитал банковского сектора РФ на 1
апреля 2011 г., млрд. руб.
Если
происходит уменьшение капитала, то наблюдается
рост кредитных обязательств (рис. 1.3.3.).
Но так же в структуре кредитного
портфеля происходит снижение просроченной
задолженности, следовательно, происходит
погашение кредитных обязательств,
и как следствие – уменьшение
размера капитала.
|
Кредитный портфель банковского сектора |
|
Просроченная задолженность в
кредитном портфеле (правая шкала) |
Рис
1.3.3. Кредитный
портфель и просроченная задолженность
на 1 апреля 2011 г., млрд. руб.
Уменьшение
капитала привело к понижению
норматива достаточности собственных
средств банков. На 1 апреля 2011 г. его
среднее значение составило 17,2% (18,1%
по состоянию с данными на 1 января
текущего года) при минимально допустимом
значении 10%. Это свидетельствует
о том, что большинство организаций
банковской системы сохраняют существенный
запас прочности.
Несмотря
на сравнительно успешное восстановление
роста экономики и банковской системы
в 2010 году, в перспективе важно повысить
качествj этого роста, в первую очередь,
придать ему устойчивость, а также увеличить
роль внутренних источников. С учетом
наблюдаемого реального укрепления рубля
и роста импорта, необходима эффективная
поддержка промышленности для повышения
её конкурентоспособности, как на внутреннем,
так и на внешнем рынке.[Ошибка! Источник ссылки не
найден.]
1.3. Резервная банковская
система. Денежный мультипликатор.
Банковская система
Банковская система - это
совокупность действующих в стране
банков, кредитных учреждений и отдельных
экономических организаций, выполняющих
банковские операции. Кроме того, в
банковскую систему входят специализированные
организации, обеспечивающие деятельность
банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые
и клиринговые центры, фирмы по
аудиту банков, дилерские фирмы по
работе с ценными бумагами банков,
организации, обеспечивающие банки
оборудованием, информацией, кадрами.
Сложившаяся банковская система
имеет двухуровневую организацию.
Верхний уровень - это Центральный
банк (ЦБ); нижний уровень коммерческие
банки и кредитные организации.
ЦБ является определяющим для банковской
системы, его деятельность позволяет
регулировать и контролировать кредитно-денежные
отношения в целом при сохранении
свободы частного предпринимательства,
которая обеспечивается деятельностью
коммерческих банков. ЦБ во всех странах
является главным звеном банковской
системы, институтом, осуществляющим функции
регулирования всей банковской системы.
Банк, защищая и реализуя
интересы государства, в целом выполняет
следующие функции: осуществляет монопольную
эмиссию банкнот, тем самым является
банком банков; является банкиром правительства;
проводит денежно-кредитное регулирование
и банковский надзор. Он также регулирует
резервы иностранной валюты и
залога, является традиционным хранителем
золотовалютных резервов и осуществляет
многочисленные финансовые операции на
международном уровне: регулирует международные
расчеты, платежные балансы, участвует
в операциях мирового рынка ссудных
капиталов и золота, представляет
свою страну в международных кредитных
операциях.
Основными функциями коммерческих
банков являются:
1) мобилизация временно
свободных денежных средств предприятий,
организаций, населения и превращение
их в капитал;
2) кредитование предприятий,
государства, населения;
3) расчетно-кассовое обслуживание
клиентов.
Денежный мультипликатор
Мультипликатор (Multiplier) - числовой
коэффициент, показывающий, во сколько
раз сумма прироста/сокращения национального
продукта, дохода или денежного обращения
превышает инициирующую такое изменение
сумму инвестиций, правительственных
расходов, налоговых отчислений или вкладов
в финансово-кредитные учреждения.
Различают:
- мультипликатор денежного
предложения;
- мультипликатор инвестиционных
расходов;
- мультипликатор правительственных
расходов;
- мультипликатор потребительских
расходов;
- налоговый мультипликатор.
Инвестиционный мультипликатор
- коэффициент, определяющий влияние
небольших по объему инвестиций на
увеличение суммарного дохода.
Мультипликатор расходов(Expenditure
multiplier) - числовой коэффициент, показывающий,
во сколько раз сумма прироста либо сокращения
планируемых расходов. В закрытой экономике
Мультипликатор расходов
= 1 / Предельная склонность к сбережениям.
Мультипликатор чистых налогов
(Net tax multiplier) - числовой коэффициент, показывающий
во сколько раз конечная сумма прироста/сокращения
планируемых расходов, образующих национальный
продукт, превысит первоначальную сумму
изменения чистых налогов. Сокращение
чистых налогов означает либо сокращение
налоговых поступлений, либо увеличение
трансфертных платежей населению.
Мультипликатор чистых налогов
= мультипликатор расходов - 1.
Мультипликатор автономных
налогов. Поскольку в простой
кейнсианской модели предполагается,
что налоги взимаются только с
домохозяйств, т.е. оказывают влияние
на величину потребительских расходов,
то с включением в наш анализ налогов
меняется функция потребления, принимая
вид:
С = С + mрc (Y - Т).
Изменение налогов ведет
к изменению величины располагаемого
дохода.
(РД = ЛД - Т).
Рост налогов сокращает
располагаемый доход, а сокращение
налогов - увеличивает располагаемый
доход. Если, например, налоги сокращаются
на 100$, то располагаемый доход увеличивается
на 100$. Но располагаемый доход делится
на потребление (С) и сбережения (S). Если
мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого
дохода на 100$ потребление увеличивается
на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор
расходов в этом случае равен 5 (1/(1 - 0.8)
= 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода
в результате изменения налогов на 100$
С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случаеY
= составит 400$ ( изменения государственных
закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный
эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает
действовать как бы со второй ступени
(первым членом геометрической прогрессии
будет не 100, а 80).
Определим теперь величину
мультипликатора налогов. Налоги действуют
на совокупный спрос через изменение
потребительских расходов. Поскольку
(1)
при этом, а то (2) Подставив
формулу (2) в формулу (1) и несколько
перегруппировав, получим: Ю (3)
Величина и есть мультипликатор
налогов. А поскольку (1 - mрc) есть не
что иное, как mрs (предельная склонность
к сбережению), то мультипликатор налогов
можно записать и как (-mрc / mрs). В нашем
примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2
= - 4).
Мультипликатор налогов
- это коэффициент, который показывает,
во сколько раз увеличится (сократится)
совокупный доход при сокращении
(увеличении) налогов на единицу. Выведем
мультипликатор автономных налогов
алгебраически. Подставим функцию
потребления: в функцию национального
дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y - Т) +
I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор
Т (4) Следует обратитьY = КТ автономных
налогов КТ, то и, следовательно внимание
на 2 момента: 1) мультипликатор налогов
всегда величина отрицательная. Это означает,
что его действие на совокупный доход
обратное. Рост налогов приводит к снижению
совокупного дохода, а сокращение налогов
- к росту совокупного дохода. В нашем примере
сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело
к увеличению совокупного дохода на 400$
(DY = - mрc /(1 - mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 - 0.2) х 100 = - 4 х
(-100) = 400) 2) по своему абсолютному значению
мультипликатор налогов всегда меньше
мультипликатора автономных расходов.
Итак, мультипликативный эффект налогов
меньше, чем мультипликативный эффект
государственных закупок (очевидно, что
[mрc / (1- mрc)] < [1 / (1 - mрc)]), поскольку изменение
государственных закупок воздействует
на совокупный спрос непосредственно
(они включены в формулу совокупного спроса),
а изменение налогов воздействует косвенно
- через изменение потребительских расходов.
Например, если при mрс = 0.8 и государственные
закупки, и налоги увеличиваются на 100$,
то рост государственных закупок увеличивает
совокупный доход на 500$ (DY = DG х 1/(1 - mрс)
= 100 х 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный
доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 - mрс)] = 100 х (-
4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход
(выпуск) увеличился на $100. Исходя из этого
обстоятельства, можно вывести мультипликатор
сбалансированного бюджета для автономных
(аккордных) налогов.
Экспортный мультипликатор
(Export multiplier) - отношение прироста национального
дохода, вызванного экспортом, к приросту
самого экспорта.
Эффект мультипликатора
(Multiplier effect ) - эффект изменения в равновесном
уровне национального дохода в большем
размере, чем инициирующее его изменение
в планируемых расходах. Мультипликатор
представляет собой число, показывающее,
во сколько раз необходимо умножить происшедший
однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать
вызванный этим прирост совокупного объема
производства.
3. Тест
Если законодательным
образом будет установлен потолок
процентной ставки ниже равновесного
уровня, то:
а) объем спроса на деньги
будет больше, чем объем предложения
денег
б) объем спроса на деньги
будет меньше, чем объем предложения
денег
в) объем спроса на деньги,
и объем предложения денег
будут увеличиваться
(к тесту необходимо
пояснение)
Решение
Ответ: А)
Если установленная государством
максимальная цена ("потолок цены")
находится ниже равновесного уровня,
то образуется дефицит, если государство
устанавливает минимум цены выше
равновесного уровня (так называемая
субсидируемая цена), то образуется
излишек. Фиксация цен означает отключение
механизма рыночной координации. В
условиях, когда цена находится ниже
равновесного уровня, дефицит не ослабевает,
а усиливается, к тому же к денежным
затратам потребителя добавляются
неденежные. Последние связаны с поисками
товаров, стоянием в очередях и т.д. - все
они являются омертвленными затратами
(deadweight cost), которые не служат расширению
производства дефицитного товара. Они
оседают в сфере распределения дефицитного
товара, и не доходят до тех, кто его реально
производит. Потолок цен "подрезает”
излишек производителей и тем самым снижает
стимулы к его производству на тех предприятиях,
у которых издержки производства данного
товара минимальны. Поэтому дефицит не
убывает. Наоборот, те кто продает (или
распределяет) дефицитный товар заинтересованы
в его сохранении, так как он становится
источником их доходов (так как увеличивает
размеры неденежных затрат). Поэтому они
всячески будут пропагандировать государственное
регулирование цен под различными "благовидными”
предлогами.
Заключение
Выяснили что мультипликатор-
это экономический множитель, который
показывает, как влияет прирост инвестиций
(государственных и частных) на прирост
выпуска (и дохода). Изучили способы расчета
мультипликатора, при помощи разбиения
на циклы, формул и графика.
Существуют несколько
типов мультипликатора:
Мультипликатор автономных
налогов - коэффициент, который показывает,
во сколько раз увеличится (сократится)
совокупный доход при сокращении
(увеличении) налогов на единицу. Мультипликатор
налогов всегда величина отрицательная.
Это означает, что его действие
на совокупный доход обратное. Рост
налогов приводит к снижению совокупного
дохода, а сокращение налогов к
росту совокупного дохода. По своему
абсолютному значению мультипликатор
налогов всегда меньше мультипликатора
автономных расходов.
Мультипликатор сбалансированного
бюджета, который показывает, что
равные приросты правительственных
расходов и налогов вызывают увеличение
объема равновесного ЧНП на величину
их прироста. Мультипликатор сбалансированного
бюджета равен 1, он действует вне
зависимости от величины предельных
склонностей к потреблению и
сбережению.
Мультипликатор трансфертов
- это коэффициент, который показывает,
во сколько раз увеличивается (уменьшается)
совокупный доход при увеличении
(уменьшении) трансфертов на единицу.
По своему абсолютному значению мультипликатор
трансфертов равен мультипликатору
налогов, но имеет противоположный
знак.
2.
2.1. Виды финансового рынка.
Анализ функционирования
финансовых рынков предполагает определенную
его сегментацию, расчленение, выделение
отдельных функционирующих по своим правилам
рынков. В зависимости от Целей анализа,
а также от особенностей развития отдельных
сегментов финансового рынка в тех или
иных странах существуют разные подходы
к классификации финансовых рынков. На
рис. 1 приведена одна из возможных классификаций
[Ковалев, 1999, с. 47]. Дадим краткую характеристику
приведенных на схеме рынков.
Рис.
1. Классификация финансовых рынков
Валютный рынок — это рынок, на котором товаром являются
объекты, имеющие валютную ценность. К
валютным ценностям относятся:
• иностранная
валюта (денежные знаки (банкноты, казначейские
билеты, монеты, являющиеся законным платежным
средством или изымаемые, но подлежащие
обмену) и средства на счетах в денежных
единицах иностранного государства, международных
или расчетных денежных единицах);
• ценные бумаги
(чеки, векселя), фондовые ценности (акции,
облигации) и другие долговые обязательства,
выраженные в иностранной валюте;
• драгоценные
металлы (золото, серебро, платина, палладий,
иридий, родий, рутений, осмий) и природные
драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды,
сапфиры, александриты, жемчуг).
В качестве субъектов
(участников) валютного рынка выступают:
банки, биржи,
экспортеры и импортеры, финансовые
и инвестиционные учреждения, правительственные
организации.
Объект валютного
рынка (на кого направлены действия субъекта)
— любое финансовое требование, обозначенное
в валютных ценностях. Объекты валютного
рынка покупаются и продаются субъектами
валютного рынка за деньги, находящиеся
в обращении.
Субъекты
валютного рынка осуществляют следующие
виды операций: передача покупательной
способности, хеджирование (страхование
открытых валютных позиций), спекуляция
(выгода от ожидания изменений валютных
курсов или процентных ставок), арбитраж
процентных ставок (получение выгоды от
принятия депозитов и их переразмещение на
согласованные периоды по более высокой
ставке).