Формирование институционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

В самом начале XX века в западной экономической мысли возникло новое направление – институционализм. Это направление стало в конце века одним из наиболее популярных в мировой экономической науке.
Мной будет рассмотрен вопрос, о вкладе в развитие институционализма Т.Вебленом, который по праву считается основоположником институционализма.

Содержание работы

1.Введение 2
2.Историческая справка 3
2.1.Торстейн Бунде Веблен (1857-1929) 3
2.2. Формирование институционализма 5
3.Взгляды Т. Веблена 8
3.1 Теория праздного класса 11
4.Заключение 13
5. Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

Институциональная экономика.docx

— 34.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1.Введение 2

2.Историческая  справка 3

2.1.Торстейн  Бунде Веблен (1857-1929) 3

2.2. Формирование  институционализма 5

3.Взгляды  Т. Веблена 8

3.1 Теория  праздного класса 11

4.Заключение 13

5. Список  используемой литературы 14

 

 

 

 1.Введение

В самом начале XX века в западной экономической мысли возникло новое направление – институционализм. Это направление стало в конце века одним из наиболее популярных в мировой экономической науке.

Мной будет рассмотрен вопрос, о вкладе в развитие институционализма Т.Вебленом, который по праву считается основоположником институционализма.

В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Последнее рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне нее. К «институтам» относят самые разнообразные категории и явления (например, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное — эволюцию экономики. 
            Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Наряду с материальными факторами движущей силой экономики  институционалисты считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования — институты — не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

 

2.Историческая  справка

2.1.Торстейн Бунде Веблен (1857-1929)

Американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии.

Он родился в семье  американцев норвежского происхождения в Като (шт. Висконсин) 30 июля 1857, которые сохранили образ жизни, подчинявшийся традициям норвежских земледельцев. В возрасте 17 лет Т. Веблен поступает в Карлтонский колледж в Нортфильде. После его окончания и краткосрочного обучения в Университете Гопкинса он поступил в Йельский Университет, где написал докторскую диссертацию «Этические основания и учения о воздаянии» (1884).

Из-за агностических взглядов долго не мог получить места в  университете, однако в 1891 все же был принят в аспирантуру Корнельского университета, а в следующем году благодаря протекции Дж.Л.Лафлина перешел в только что открывшийся Чикагский университет, где преподавал до 1906. Был редактором «Журнала политической экономии»

В этот период Веблен написал  книгу «Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899), а также труд «Теория предпринимательства» (1904).

В 1906 Веблену, обвиненному  в супружеской измене, пришлось перейти в Станфордский университет, а в 1910 он был вынужден по той же причине уйти из Станфорда, однако получил место преподавателя в университете Миссури. В последующие годы опубликовал работы «Инстинкт мастерства» (1914); «Имперская Германия и промышленный переворот» (1915) и «Исследование характера мира и условий его поддержания» (1917). В 1918 Веблен опубликовал книгу «Высшее образование в Америке», в которой подверг критике систему отношений между деловыми кругами и университетами.

К тому времени Веблен стал известным социальным критиком и  ученым. В 1918–1819 в Нью-й-Йоркском еженедельнике «Дайел» был напечатан ряд очерков и редакционных статей Веблена, позднее объединенных в два сборника: «Крупные предприниматели и простой человек» (1919) и  «Инженеры и система ценообразования» (1921). В 1920–1922 Веблен прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а в 1923 опубликовал свою последнюю крупную работу  «Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки» 

Умер Веблен близ Менло-Парка  в Калифорнии 3 августа 1929.

 

2.2. Формирование  институционализма

Формирование институционализма началось на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в Соединенных Штатах, где влияние в 20-30-е годы было наиболее значительным. Основателем институционализма считается американский экономист Т. Веблен. Активными сторонниками институционализма были его современники - Д.Коммонс, У.Митчелл, У.Гамильтон, в дальнейшем - А.Берли, Г.Минз, Р.Тагвелл и др. На этапе раннего институционализма большое влияние на его эволюцию оказали работы английского экономиста Д.Гобсона.

Существовавшие в конце 19 века направления в экономической науке  не отражали развития экономических явления и процессов. Бурное развитие  рыночной экономики, сопровождавшееся возникновением картелей и трестов, становлением и разрушением экономических империй, усилением сфер влияния и разделом мира, почти не замечалось высокой теорией, в центре внимания которой оказалась теория предельной полезности. Наиболее глубокие экономисты – классики, по словам Веблена, слишком увлекались классификацией  и систематизацией уже накопленного экономической наукой материала.

Институционалисты в лице Т. Веблена, Д. Коммонса, У. Митчелла и других расширили спектр поиска путей обновления экономической науки и оздоровления экономики. Они вышли за пределы собственно экономической теории, экономических факторов. Ориентируясь на социально-институциональную структуру общества, сторонники нового направления взяли в качестве ее основы институт, как совокупность правовых, этических норм, обычаев и привычек людей. Т. Веблен и другие современники придавали особое значение принципу отбора институций, устанавливающих границы и формы человеческой деятельности. Этот принцип рассматривался как определяющий содержание эволюции общественных структур и основа общественного прогресса. 

По своему социальному составу институционализм не был однородным. Это направление образовало идейно теоретическую основу буржуазно-либерального реформизма, к которому привыкли не только буржуазные либералы, но и консервативно настроенные деятели, и мелкобуржуазные идеологи. Т. Веблен, например, не являлся выразителем интересов крупного капитала. Напротив, он представлял, прежде всего, интересы технической интеллигенции, обращая острую критику на крупный бизнес, финансовую олигархию, которые относил к праздному классу.

Формируя свою концептуальную систему, Т. Веблен и его коллеги определили, прежде всего, основные компоненты методологии. Они опирались на философские концепции прагматизма и инструментализма американских философов Ч. Пирса, У. Джемса, Дж. Дъюи. Использовался основной принцип прагматизма, в соответствии с которым, значение истины определяет ее практическая полезность, понимаемая как удовлетворение субъективных интересов индивида или группы индивидов. За истину принимается то, что лучше работает. "Практическая концепция истины" составила исходную методологическую посылку институционалистов.

Внимание институционалистов привлекла проблема соотношения внеэкономических факторов эволюции общества. Это не только рынок со всеми атрибутами, но и структурно-организационный комплекс, включая управление, и сам процесс функционирования общества, его экономического организма с различными подсистемами, политические, социальные условия и т.д. Экономические проблемы получили здесь более широкое толкование, выходящие за рамки непосредственно экономической теории. В связи с этим институционализм существенно расширил изучение социальных процессов, включив в него социологический, политический, психологический, социально-правовой, этический аспекты.

Ранний институционализм внес новый элемент в интерпретацию  вопроса о роли государства. В большей мере это нашло преломление в работах Д. Коммонса. Он рассматривал государство как институт, стоящий над людьми, выполняющий роль арбитра и вносящий регулирующее начало в деятельность юридических институтов. Хотя идея государственного регулирования экономики в то время еще не получила своего развития, в общем виде она была высказана Д. Коммонсом, который включил использование государства в число принципов, определяющих экономическое поведение.

В связи с обострением  проблемы поддержания стабильного  состояния экономики, в особенности  обеспечения ее устойчивого динамического  равновесия американские институционалисты были вынуждены заняться изучением экономического цикла, разработкой путей ослабления остроты цикличности, предотвращения кризисов перепроизводства.

Таким образом, институционализму  присуще следующие особенности:

1)В качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

2) Государство рассматривается как институт, стоящий над людьми, выполняющий роль арбитра и вносящий регулирующее начало в деятельность юридических институтов.

 

3.Взгляды Т. Веблена

Основоположником институционалистского  направления по праву считается Т. Веблен. Его перу принадлежит ряд исследований: "Теория праздного класса" (1899), "Теория делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "Крупные предприниматели и простой человек" (1919), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентическая собственность и предпринимательство в новое время" (1923).

Как основоположник институционализма  Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних, Т. Веблен относит инстинкт самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинкт мастерства ("склонность или предрасположение к эффективным действиям"), а также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству.

Так, частная собственность  предстает в его произведениях  как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения". Более сложная психологическая подоплека свойственна категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чрезвычайно важную роль. При помощи этой категории Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов.

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с  экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки призваны заниматься отношениями людей друг к другу.

Неоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной  установки, мгновенно оценивающей  полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный, часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания". На поведение людей сказывается, например, на, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Кларка.

Согласно Веблену, институты, или "принятая в настоящее время  система общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющие поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов.

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.

 

3.1 Теория праздного  класса

Центральное место в произведениях  Веблена занимает его учение о "праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически.

Основным мотивом творчества раннего Веблена является критика  «новых американцев» - современной ему американской социальной  элиты. бурный рост американского капитализма в конце 19 века создает предпосылки для стремительной концентрации производства и капитала. И в 1899 году выходит книга Веблена «Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов».

  Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полу мирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

Информация о работе Формирование институционализма