Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Основа потенциала электроэнергетики России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным разработкам в обл

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ 4
1.1. Электроэнергетика 4
1.2. Атомная энергетика 7
1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт 11
1.3.1. Франция 11
1.3.2. США 12
Глава 2. Анализ государственного регулирования атомной энергетики в Российской Федерации 14
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей атомную энергетику РФ 14
2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой 22
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на атомную энергетику 32
2.3.1. Лицензирование 32
2.3.2. Финансирование атомной энергетики 37
Глава 3. Анализ состояния атомной энергетики и перспектив развития её государственного регулирования 39
3.1. Состояние атомной энергетики в РФ 39
3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

итог курсача.docx

— 399.52 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономики народного хозяйства»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственное регулирование  национальной экономики»

 

на тему:

Государственное регулирование  атомной отрасли в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

.           

Шатунов Дмитрий Михайлович_____

        подпись  

Студентка 4 курса группы 747 РФУ

Степанова Анастасия Алексеевна _____

   подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Н. Новгород, 2011 г.

Содержание

Введение           3

Глава 1. Электроэнергетика и атомная  энергетика в РФ     4

1.1. Электроэнергетика        4

1.2. Атомная энергетика        7

1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт     11

1.3.1. Франция        11

1.3.2. США         12

Глава 2. Анализ государственного регулирования  атомной энергетики в Российской Федерации           14

2.1. Состояние нормативной  базы, регулирующей атомную энергетику  РФ 14

2.2. Государственные органы  управления атомной энергетикой  22

2.3. Анализ механизмов  воздействия органов государственной  власти на атомную энергетику           32

2.3.1. Лицензирование       32

2.3.2. Финансирование атомной  энергетики    37

Глава 3. Анализ состояния атомной  энергетики и перспектив развития её государственного регулирования        39

3.1. Состояние атомной  энергетики в РФ      39

3.2. Перспективы развития  государственного регулирования  ядерной и радиационной безопасности        43

Заключение           46

Список использованной литературы       47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основа потенциала электроэнергетики  России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и  гидроэлектростанций, а также сетевой  инфраструктуры в центральной части  страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным  разработкам в области атомной  энергии и строительством атомных  электростанций. В последующие годы происходило масштабное освоение гидроэнергетического потенциала Сибири.

Исторически территориальное  распределение видов генерации  сложилось следующим образом: для  Европейской части России характерно сбалансированное размещение различных  типов генерации (тепловой, гидравлической и атомной), в Сибири значительная часть энергетических мощностей (около 50%) представлена гидроэлектростанциями, в изолированной энергосистеме  Дальнего Востока преобладает тепловая генерация, в Калининградской области  основу энергоснабжения составляют атомные электростанции.

В современных условиях атомная энергетика — один из важнейших секторов экономики России. Динамичное развитие атомной энергетики является одним из основных условий обеспечения энергонезависимости государства и стабильного роста экономики страны. Атомная энергетика способна выступить локомотивом для развития других отраслей.

Атомная энергетика относится к особому  виду отраслей, т.к. нуждается в жёстком  регулирования со стороны государства  для обеспечения защиты население  от возможных последствий данного  вида деятельности. Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей государственного регулирования  атомной энергетики Российской Федерации.

Задачи  данной курсовой работы: изучить состояние  атомной энергетики в РФ, проанализировать документы  органы власти, регулирующие данный вид деятельности, а также  представить возможные пути развития государственного регулирования в  этой сфере.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ

1.1. Электроэнергетика

Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, обеспечивающей электрической и  тепловой энергией внутренние потребности  народного хозяйства и населения, а также осуществляющей экспорт  электроэнергии в страны СНГ и  дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное функционирование отрасли  во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными  факторами ее успешного экономического развития.

За последние годы в  электроэнергетике России произошли  радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования  отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы  новые компании. Изменилась и структура  отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское  управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних  вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Магистральные сети перешли  под контроль Федеральной сетевой  компании, распределительные сети интегрированы  в межрегиональные распределительные  сетевые компании (МРСК), функции  и активы региональных диспетчерских  управлений были переданы общероссийскому  Системному оператору (СО ЕЭС).

Активы генерации в  процессе реформы объединились в  межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти  исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом  теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые  производят как электрическую, так  и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) –  на основе гидрогенерирующих активов.

Одной из важнейших целей  реформы являлось создание благоприятных  условий для привлечения в  отрасль частных инвестиций. В  ходе реализации программ IPO и продажи  пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно  монопольных сферах, напротив, произошло  усиление государственного контроля.

Таким образом, были созданы  условия для решения ключевой задачи реформы – создания конкурентного  рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Реформирование электроэнергетики

Намеченный правительством план преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы повышения  эффективности энергокомпаний, позволили  существенно увеличить объем  инвестиций в отрасли и обеспечить в дальнейшем надежное бесперебойное  энергоснабжения потребителей, включал  в себя изменение системы государственного регулирования отрасли, создание конкурентного  рынка электроэнергии и реструктуризацию отрасли в целом. Цели и задачи реформы были определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О  реформировании электроэнергетики  Российской Федерации" (с учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции  Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5").

Требуемые преобразования были успешно произведены за период с 2001 по 2008 годы. В настоящее время  на территории Российской Федерации  действуют оптовый и розничные  рынки электроэнергии, цены которых  не регулируются государством, а формируются  на основе спроса и предложения.

Изменилась и структура  отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское  управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних  вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Магистральные сети перешли  под контроль Федеральной сетевой  компании, распределительные сети интегрированы  в межрегиональные распределительные  сетевые компании (МРСК), функции  и активы региональных диспетчерских  управлений были переданы общероссийскому  Системному оператору (СО ЕЭС).

Активы генерации в  процессе реформы объединились в  межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти  исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом  теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые  производят как электрическую, так  и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) –  на основе гидрогенерирующих активов.

Сформированные в ходе реформы компании представляют собой  предприятия, специализированные на определенных видах деятельности и контролирующие соответствующие профильные активы (или объединяющие профильные предприятия) нескольких регионов, поэтому по масштабу деятельности новые компании превосходят прежние монополии регионального уровня.

Одной из важнейших целей  реформы являлось создание благоприятных  условий для привлечения в  отрасль частных инвестиций. В  ходе реализации программ IPO и продажи  пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно  монопольных сферах, напротив, произошло  усиление государственного контроля.

Таким образом, в российской электроэнергетике были решены ключевые задачи реформы – за счет создания рынка электроэнергии (мощности), в  котором его участники конкурируют, снижая свои издержки, и реструктуризации отрасли, были сформированы условия  для повышения эффективности  энергокомпаний, обеспечения их финансовой «прозрачности» и инвестиционной привлекательности, а также модернизации отрасли  в целом.

1.2. Атомная энергетика

Атомная энергетика России — отрасль российской энергетики.

Россия  обладает технологией атомной энергетики полного цикла: от добычи урановых руд до выработки электроэнергии; обладает значительными разведанными запасами руд, а также запасами в оружейном виде.

В настоящее  время в России на 10 действующих  АЭС эксплуатируется 32 энергоблока общей мощностью 24 242 МВт, из них 16 реакторов с водой под давлением — 10 ВВЭР-1000, 6 ВВЭР-440; 15 канальных кипящих реакторов — 11 РБМК-1000 и 4 ЭГП-6; 1 реактор на быстрых нейтронах — БН-600.

Россия  прорабатывает и промышленно  применяет технологию реакторов на быстрых нейтронах, увеличивающую запасы топлива для классических реакторов в несколько раз. Основным научным направлением является развитие технологии управляемого термоядерного синтеза. Россия участвует в проекте международного экспериментального термоядерного реактора.

Действующие АЭС

Балаковская АЭС

Расположена рядом с городом Балаково, Саратовской области, на левом берегу Саратовского водохранилища. Состоит из четырёх блоков ВВЭР-1000, введённых в эксплуатацию в 1985, 1987, 1988 и 1993 годах.

Балаковская АЭС — крупнейшая в России АЭС. Ежегодно она вырабатывает более 30 миллиардов кВт·ч электроэнергии.[3] С вводом второй очереди станция должна сравняться с самой мощной в Европе Запорожской АЭС.

Балаковская АЭС работает в базовой части  графика нагрузки Объединённой энергосистемы  Средней Волги.

Белоярская АЭС

Расположена в городе Заречный, в Свердловской области, вторая промышленная атомная станция в стране (после Сибирской).

На  станции были сооружены три энергоблока: два с реакторами на тепловых нейтронах и один с реактором на быстрых нейтронах. В настоящее время единственным действующим энергоблоком является 3-й энергоблок с реактором БН-600 электрической мощностью 600 МВт, пущенный в эксплуатацию в апреле 1980 — первый в мире энергоблок промышленного масштаба с реактором на быстрых нейтронах. Он также является крупнейшим в мире энергоблоком с реактором на быстрых нейтронах.

Первые  два энергоблока с водографитовыми  канальными реакторами АМБ-100 и АМБ-200 функционировали в 1964—1981 и 1967—1989 годах и были остановлены в связи с выработкой ресурса. Топливо из реакторов выгружено и находится на длительном хранении в специальных бассейнах выдержки, расположенных в одном здании с реакторами. Все технологические системы, работа которых не требуется по условиям безопасности, остановлены. В работе находятся только вентиляционные системы для поддержания температурного режима в помещениях и система радиационного контроля, работа которых обеспечивается круглосуточно квалифицированным персоналом.

Новый 4-й энергоблок с реактором БН-800 мощностью 880 МВт находится в стадии строительства (работы ведутся под руководством ОКБМ им. И. И. Африкантова). Согласно Федеральной целевой программе развития атомной энергетики, ввод энергоблока в эксплуатацию запланирован на 2012 г. Сметная стоимость блока — $1,2 млрд.

Информация о работе Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации