Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Основа потенциала электроэнергетики России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным разработкам в обл

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ 4
1.1. Электроэнергетика 4
1.2. Атомная энергетика 7
1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт 11
1.3.1. Франция 11
1.3.2. США 12
Глава 2. Анализ государственного регулирования атомной энергетики в Российской Федерации 14
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей атомную энергетику РФ 14
2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой 22
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на атомную энергетику 32
2.3.1. Лицензирование 32
2.3.2. Финансирование атомной энергетики 37
Глава 3. Анализ состояния атомной энергетики и перспектив развития её государственного регулирования 39
3.1. Состояние атомной энергетики в РФ 39
3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

итог курсача.docx

— 399.52 Кб (Скачать файл)

Речь  идет не только о наращивании присутствия  РФ на мировом рынке ядерных технологий, но и о повышении энергобезопасности РФ, за счет создания мощностей, обеспечивающих постоянную нагрузку в сети. Более  того, потенциально, реализация программы  внутри РФ должна привести к снижению стоимости электроэнергии на рынке  и, косвенно, через конкурентную борьбу, — к качественному обновлению тепловой генерации, уступающей атомной  в эффективности.

Немаловажно, что государство поддерживает перспективные  разработки, ориентируясь на достижение долгосрочных целей и не преследуя  краткосрочной коммерческой выгоды, создавая платформу для России в  энергетике будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ состояния  атомной энергетики в РФ и перспектив развития её государственного регулирования

3.1. Состояние атомной энергетики в РФ

В 1980-е годы было начато развитие и строительство атомных станций теплоснабжения (Горьковская, Воронежская АСТ) способных резко повысить эффективность атомной энергетики, и по значению поднять до уровня газовой, однако к 1990-м годам проекты оказались замороженными.

С 1991 года в строй было введено 3 новых  блока. На начало 2006 года в стадии строительства  находились ещё три.

В 2007 году федеральные власти инициировали создание единого государственного холдинга «Атомэнергопром» объединяющего компании Росэнергоатом, ТВЭЛ, Техснабэкспорт и Атомстройэкспорт.

Выработка электроэнергии

 Рис. 4 Выработка электроэнергии на российских АЭМ, МЛРД кВТ/ч

Выработка электроэнергии на российских АЭС в 2002—2008 годах, млрд кВт*ч

За 2007 год российскими АЭС было выработано рекордное за всю историю отрасли  количество электроэнергии — 158,3 млрд кВт·ч, что составило 15,9 % от общей выработки в Единой энергосистеме.

В 2009 году на АЭС было выработано 163,1 млрд кВт•ч электроэнергии, что на 0,6 % превышает показатель 2008 года.[1]

В 2010 г. АЭС России выработали 170,1 млрд. кВтч электроэнергии, что составляет 100,5% от задания ФСТ России и 104,2% от выработки 2009 г.

Доля  атомной генерации в общем  энергобалансе России около 16 %. Высокое значение атомная энергетика имеет в европейской части России и особенно на северо-западе, где выработка на АЭС достигает 42 %.

После запуска энергоблока Волгодонской АЭС в 2010 году, председатель правительства  России В. В. Путин озвучил планы доведения атомной генерации в общем энергобалансе России с 16 % до 20-30 %[2].

В разработках  проекта Энергетической стратегии  России на период до 2030 г. предусмотрено увеличение производства электроэнергии на атомных электростанциях в 4 раза.

 «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» со статусом ФГУП был образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 года № 1055 «Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации».

По распоряжению Правительства  Российской Федерации от 8 сентября 2001 года № 1207-р ФГУП концерн «Росэнергоатом»  был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к  нему действующих и строящихся атомных  станций, а также предприятий, оказывающих  услуги по эксплуатации, ремонту и  научно-технической поддержке.

Сегодня в состав Концерна входят все 10 атомных станций России, которые наделены статусом филиалов Концерна, а также предприятия, обеспечивающие деятельность генерирующей компании.

В общей сложности на 10 атомных станциях России эксплуатируется 32 энергоблока, в том числе:

  • 16 реакторов с водой под давлением: 10 ВВЭР-1000 и 6 - ВВЭР- 440;
  • 15 канальных кипящих реакторов: 11 РБМК-1000 и 4 ЭГП-6;
  • 1 реактор на быстрых нейтронах.

Основные направления  деятельности Концерна:

  • сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации АЭС;
  • экономическое, финансовое и коммерческое обеспечение выполнения функций эксплуатирующей организации;
  • централизованный сбыт производимой электроэнергии;
  • инвестиционная деятельность;
  • международное сотрудничество в области повышения безопасности АЭС;подготовка и поддержание квалификации персонала.

Со времени основания  Концерна построены и включены в  сеть энергоблоки АЭС, строительство  которых началось еще в советские  времена:

  • 11 апреля 1993 года - энергоблок № 4 Балаковской АЭС;
  • 30 марта 2001 года - энергоблок № 1 новой АЭС - Волгодонской;
  • 16 декабря 2004 года - энергоблок № 3 Калининской АЭС.

Продолжается строительство  новых энергоблоков на строительных площадках Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. Строительство  на обеих площадках ведется на основе уникального проекта «АЭС-2006», предусматривающего серийное строительство  атомных энергоблоков на базе реакторов  типа ВВЭР мощностью 1200 МВт. 

 

18 марта 2010 года энергоблок  № 2 Ростовской (Волгодонской) АЭС  включен в единую энергетическую  систему (ЕЭС) России. В 16 часов  17 минут по московскому времени  электроэнергия, вырабатываемая турбогенератором 2-го энергоблока атомной станции,  начала поступать в ЕЭС страны.

В 2011 году ОАО «Концерн Росэнергоатом» планирует сдать в промышленную эксплуатацию энергоблок № 4 Калининской  АЭС.

На 2012-2013 годы запланирована  достройка энергоблока №4 (БН-800) Белоярской АЭС.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» продолжает реализацию нового для себя проекта - строительства первой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Преимущество ПАТЭС заключается  в ее мобильности, когда энергоблоки, размещенные на несамоходной барже-плашкоуте, можно доставить в любую точку  мирового океана. К таким ПАТЭС  уже проявили интерес как отечественные  компании, ведущие освоение месторождений  полезных ископаемых в труднодоступных  районах Севера, так и зарубежные, заинтересованные в опреснении морской  воды и надежном электро- и теплоснабжении небольших городов.

Учитывая, что ОАО «Концерн Росэнергоатом» является единственной в России генерирующей компанией, обеспечивающей геополитические интересы и энергетическую безопасность России, а фирменное  наименование является важным средством  индивидуализации, как на внутреннем, так и на внешнем энергетическом рынке, Концерном, по согласованию с  Госкорпорацией «Росатом» и ОАО  «Атомэнергопром», реализовано право  на включение в его фирменное  наименование слов «Российский», «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 1307-р.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» в настоящее время является собственником  основных производственных фондов и  имеет на балансе имущество, необходимое  для осуществления основного  вида деятельности, а именно производство электрической и тепловой электроэнергии.

В 2009 году ОАО «Концерн Росэнергоатом» был увеличен уставной капитал. В  соответствии с решением единственного  акционера Концерна от 04.02.2009 о размещении ценных бумаг 73 297 290 000 штук акций дополнительного  выпуска были размещены Концерном  в пользу ОАО «Атомэнергопром».

В целях обеспечения непрерывного процесса бюджетного финансирования создания новых энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации, сооружение которых  ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 20.09.2008 № 705 «О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной  энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 2015 гг.)», единственным акционером Концерна 06.11.2009 было принято решение  об увеличении уставного капитала Концерна за счет размещения дополнительных 300 000 000 000 обыкновенных именных бездокументарных акций.

16.11.2009 Совет директоров  ОАО «Концерн Росэнергоатом»  утвердил решение о дополнительном  выпуске ценных бумаг и определил  условия их размещения. Федеральная  служба по финансовым рынкам  России зарегистрировала 01.12.2009 второй  дополнительный выпуск ценных  бумаг Концерна. В настоящее время,  согласно договору купли-продажи  акций, ОАО «Атомэнергопром» приобрело  15 000 000 000 штук обыкновенных именных  бездокументарных акций Концерна  дополнительного выпуска.

Таким образом, Уставной капитал  ОАО «Концерн Росэнергоатом» составляет 391 562 534 427 рублей.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» сохранило взятые на себя ранее обязательства  в социальной сфере. В ОАО «Концерн Росэнергоатом» действуют основные документы, регулирующие социально-трудовые отношения: трудовой кодекс Российской Федерации, отраслевое и корпоративное  соглашения, коллективные договоры.

Являясь эксплуатирующей  организацией, ОАО «Концерн Росэнергоатом» несет всю полноту ответственности  за обеспечение ядерной и радиационной безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС, а также выполняет  функции генерирующей компании по производству электрической и тепловой энергии  и ее реализации.

В состав ОАО «Концерн Росэнергоатом» входят в виде филиалов: все 10 действующих  АЭС, 7 дирекций строящихся АЭС, а также  «Управление капитального строительства  строящейся Ростовской атомной станции», «Дирекция строящихся плавучих атомных  теплоэлектростанций», «Научно-технический  центр по аварийно-техническим работам  на АЭС», «Проектно-конструкторский  филиал», «Технологический филиал»  и «Инженерно-технический центр  атомных станций».

 

Средняя численность персонала  ОАО «Концерн Росэнергоатом» составила 34 776 человек. 

Добровольное медицинское  страхование на 30.11.2011:  кол-во застрахованных составило – 34 663 чел., сумма выплат с начала года – 39 125 тыс. руб. 

Негосударственное пенсионное обеспечение на 01.12.2011:  количество пенсионеров, получающих негосударственную пенсию –13 380 чел. Сумма выплат с начала года - 186 236 тыс. рублей.

3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности

 

Можно констатировать, что по базовым показателям  ядерной и радиационной безопасности Российская Федерация находится в ситуации, когда главной задачей является поддержание достигнутого уровня показателей безопасности.

Поддержание достигнутого уровня безопасности не означает бездеятельности и успокоенности.

В течение  пяти лет предстоит создать современную  систему оперативного контроля и  прогноза безопасности с охватом  всех опасных производств.

Производства  будут регулярно ранжироваться  по индексу безопасности.

Все перевозки ядерных материалов и  радиоактивных веществ будут  сопровождаться Автоматизированной системой безопасности транспортирования (АСБТ).

Системы радиационного контроля на 18 объектах 1 и 2 категории опасности будут  расширены на территории санитарно-защитных зон и зон наблюдения.

Общее количество современных объектовых Автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО) увеличится с 25 до 43.

Системы аварийного реагирования будут оснащены новейшими средствами ведения аварийных  работ, включая робото-технические  комплексы разведки и проведения работ в зоне радиационного воздействия.

Предстоит работа по совершенствованию нормативно-правовых условий работы предприятий. Устранение необоснованных и избыточных требований не в ущерб безопасности должно дать повышение эффективности производств.

Программа долгосрочной деятельности Госкорпорации  «Росатом», утвержденная Правительством Российской Федерации, определяет долгосрочные цели и задачи в области ЯРБ, а  также основные индикаторы и показатели деятельности.

Приоритетные  задачи должны быть решены в рамках трех периодов её реализации – переходный (2008-2010 гг.), основной (2011-2015 гг.) и перспективный (после 2015 г.).

Программой  намечены принципиально новые ориентиры. Среди них в первую очередь  следует отметить ориентир на организацию  текущей деятельности предприятий  в режиме, исключающем прежнюю  практику накопления отложенных проблем  и отсутствия необходимых средств  на их решение.

Это непростая, но принципиально важная задача.

Будут также продолжены работы по ядерному наследию. Большую роль в решении  этого вопроса играет ФЦП ЯРБ.

Среди общих стратегических целей необходимо отметить переход к системному формату  организации деятельности. Речь идет, в частности, о формировании единой государственной системы обращения  с РАО, системы обращения с  ОЯТ и системы вывода из эксплуатации, глубокое реформирование системы транспортировки  ЯМ и РВ.

Для реализации государственной политики в области обеспечения ядерной  и радиационной безопасности необходимо разработать федеральные законы, регулирующие государственное управление обращения с радиоактивными отходами, обращения с отработавшим ядерным  топливом и вывод ядерных установок  из эксплуатации.

Информация о работе Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации