Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Основа потенциала электроэнергетики России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным разработкам в обл

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ 4
1.1. Электроэнергетика 4
1.2. Атомная энергетика 7
1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт 11
1.3.1. Франция 11
1.3.2. США 12
Глава 2. Анализ государственного регулирования атомной энергетики в Российской Федерации 14
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей атомную энергетику РФ 14
2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой 22
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на атомную энергетику 32
2.3.1. Лицензирование 32
2.3.2. Финансирование атомной энергетики 37
Глава 3. Анализ состояния атомной энергетики и перспектив развития её государственного регулирования 39
3.1. Состояние атомной энергетики в РФ 39
3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

итог курсача.docx

— 399.52 Кб (Скачать файл)

Базовыми  элементами атомного законодательства должны быть несколько системообразующих  законов, содержащих общие положения, определяющие основы правового регулирования  в сфере использования атомной  энергии. Прежде всего - это, конечно, Федеральный  закон «Об использовании атомной  энергии», периодически меняющийся и  дополняющийся (иногда не в лучшую сторону), и нуждающийся сегодня в концептуальном, системном обновлении. Основные направления  его развития хорошо известны: совершенствование  государственного управления и государственного регулирования безопасности в области  использования атомной энергии, модернизация механизмов разрешительной деятельности, регулирование особенностей осуществления контроля и надзора  в атомной области, развитие системы  ответственности и т.д.   Вместе с тем в законе необходимо отразить наиболее актуальные для инновационного развития отрасли вопросы, связанные с подготовкой персонала как одним из факторов, определяющим надежность персонала в целях обеспечения безопасности ядерных объектов и технологий, правовое обеспечение требований к составу и содержанию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии.

Следует отразить также вопросы внедрения  культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения  ЯРБ, воспитания приверженности традициям  отрасли и ответственности за её результаты, имидж и развитие.

К иным законам, которые должны войти в  состав атомного права, относятся будущие  федеральные законы «Об обращении  с отработавшим ядерным топливом», «О выводе из эксплуатации объектов использования  атомной энергии», «О гражданской  ответственности за ядерный ущерб  и ее финансовом обеспечении»,  закон с условным названием «Об использовании атомной энергии в оборонных целях»  и  ряд других (РИС.9).

В Атомное  право должны быть включены международные  договора Российской Федерации в  области использования атомной  энергии. В первую очередь это:

  1. Конвенция о ядерной безопасности;
  2. Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами
  3. Конвенция о физической защите ядерного материала.

Атомное право должно быть гармонизировано  с требованиями и руководствами  МАГАТЭ, публикациями INSAG, МКРЗ, других международных организаций, компетентных в сфере обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.


 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

Рис.5 Структура законодательства в области обеспечения ЯРБ - перспектива

Вместе  с тем следует проявлять осмотрительность и не допускать непродуманного заимствования  «международных стандартов», хотя бы и  основанных на идеологии МАГАТЭ по государственному регулированию безопасности. В связи с ядерными авариями на АЭС в Японии эта идеология  должна быть подвергнута серьезному переосмыслению и коррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система государственного управления использованием атомной энергии состоит из органов  управления - уполномоченных федеральных  органов исполнительной власти и  организаций (такой уполномоченной организацией в настоящее время  является Госкорпорация «Росатом»), а также подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в области  использования атомной энергии.

Система государственного управления использованием атомной энергии и система  государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии  являются «квазинезависимыми» в  том смысле, что органы регулирования  административно и финансово  абсолютно не зависят от органов  управления, в то время как деятельность органов регулирования накладывает  существенные ограничения на работу органов управления и управляемых  ими эксплуатирующих организаций, а также вынуждает последних  к дополнительным (и не всегда обоснованным) затратам материальных и людских  ресурсов. Кроме того, обе системы  состоят из федеральных органов  исполнительной власти и, следовательно, подчинены Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации и должны проводить единую государственную политику.

Проанализировав государственное  регулирование атомной энергетики в РФ, мы сделали следующие выводы:

    • необходимо устранить дублирование функций многих государственных органов для достижения наибольшей эффективности управления
    • необходимо внести поправки в уже существующие законы, регулирующие атомную энергетику, а также принять ряд новых законов
    • необходимо привести законодательную базу атомной энергетики в соответствие с мировыми стандартами (МАГАТЭ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орешин В.П. Государственное  регулирование национальной экономики:  Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. –  272 с.

2. Атаманчук Г.В.Государственное  управление. - Н.: "Юридическая литература", 2007. – 343 с.

3. Синев Н. М. Экономика  ядерной энергетики: Основы технологии  экономики ядерного топлива. Экономика  АЭС. М., 2007. – 299 с.

4. Мировая энергетика: состояние, проблемы, перспективы. (под общ. редакцией проф. В.В.Бушуева). - М.: ИД «Энергия», 2007. С. 664.

5. Ренессанс атомной энергетики. Подготовлено пресс-службой ЗАО «Атомстройэкспорт». // Энергополис. - 2008. - №9.

6. Гусев А.И. За и против атомной энергетики // Атомная энергия. -2011. №11 – с.34-43

7. Михайлов М.В., Новиков  Г.А. О государственном регулировании  безопасного использования ядерной  энергии// Вестник АтомПрома. – 2010. – 55-59.

8. Концепция национальной  безопасности Российской Федерации  (утверждена Указом Президента  РФ от10 января 2000 г №24)

9. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2196)

10. ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444)

11. Федеральный закон Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями) от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "

12. Федеральный закон  "О техническом регулировании"  от 27.12.2002 N 184-ФЗ

13. Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ

14. Стратегия развития  атомной энергетики России на  первую половину XXI века, (одобрена Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 г.)

15. Энергетическая стратегиия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р)

16. Программа развития атомной отрасли Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 6 июня 2006 г.)

17. Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 605)

18. http://www.atomic-energy.ru

19. http://www.rosatom.ru

 


Информация о работе Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации