Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Основа потенциала электроэнергетики России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным разработкам в обл

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ 4
1.1. Электроэнергетика 4
1.2. Атомная энергетика 7
1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт 11
1.3.1. Франция 11
1.3.2. США 12
Глава 2. Анализ государственного регулирования атомной энергетики в Российской Федерации 14
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей атомную энергетику РФ 14
2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой 22
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на атомную энергетику 32
2.3.1. Лицензирование 32
2.3.2. Финансирование атомной энергетики 37
Глава 3. Анализ состояния атомной энергетики и перспектив развития её государственного регулирования 39
3.1. Состояние атомной энергетики в РФ 39
3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

итог курсача.docx

— 399.52 Кб (Скачать файл)

Программа включает:

- ввод в эксплуатацию новых  типовых серийных энергоблоков  атомных электростанций общей  установленной электрической мощностью  не менее 2 ГВт в год

- продвижение продукции (работ,  услуг) российских организаций  ядерного топливного цикла на  мировые рынки 

- переход к строительству и  эксплуатации атомных электростанций  за пределами территории Российской  Федерации.

- сокращение удельных капитальных  вложений на 1 кВт вводимой мощности  при строительстве энергоблоков  атомных электростанций с 55,7 тыс.  рублей в 2007 году до 50,1 тыс.  рублей в 2009 году (в ценах 2007 года)

Программа реализуется в течение 9 лет в 2 этапа:

первый этап - 2007 - 2010 годы

На первом этапе реализации Программы  проводится модернизация действующих  энергоблоков атомных электростанций с целью продления сроков эксплуатации, завершается строительство энергоблоков атомных электростанций высокой  степени готовности, осуществляется строительство новых атомных  электростанций на базе оптимизированного  энергоблока с реакторной установкой типа ВВЭР, создаются условия для  перехода к инновационному развитию атомной энергетики, реализуются  мероприятия для развития атомного энергетического машиностроения с  целью обеспечения готовности к  масштабному серийному строительству  атомных электростанций с реакторной установкой типа ВВЭР, осуществляется совершенствование нормативной  правовой базы в целях регулирования  отношений в области использования  атомной энергии, начинается строительство  по российским технологиям первого  типового серийного энергоблока  атомной электростанции за пределами  территории Российской Федерации.

В рамках этого направления планируется  достройка 2 энергоблоков с реакторной установкой типа ВВЭР-1000 (энергоблок № 2 Ростовской атомной электростанции и энергоблок № 4 Калининской атомной электростанции) со сроками ввода в эксплуатацию в 2009 и 2011 годах соответственно.

Планируется строительство начиная  с 2007 - 2008 годов 3 новых типовых серийных энергоблоков с реакторными установками  типа ВВЭР-1000 на Нововоронежской атомной  электростанции - 2 и на Ленинградской  атомной электростанции - 2 со сроками  ввода в эксплуатацию в 2012 - 2013 годах. Начиная с 2009 года планируется строительство  ежегодно 2 новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций с реакторной установкой типа ВВЭР, цикл строительства которых составляет 5 лет.

второй этап - 2011 - 2015 годы

На втором этапе реализации Программы  осуществляется строительство ежегодно 2 новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций общей установленной  электрической мощностью не менее 2 ГВт, создаются инновационные промышленные технологии ядерного топливного цикла  с реакторными установками на быстрых нейтронах и инновационные  технологии переработки отработавшего  ядерного топлива, завершается оптимизация  состава и организационно-правовой структуры организаций атомного энергопромышленного комплекса, направленная на консолидацию их инвестиционного  потенциала и создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций, укрепляются позиции Российской Федерации на мировых рынках продукции (работ, услуг) организаций атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивается их конкурентоспособность в условиях интеграции в мировую экономику, осуществляется ввод в эксплуатацию первого типового серийного энергоблока  атомной электростанции, начинается строительство второго типового серийного энергоблока атомной  электростанции за пределами территории Российской Федерации.

В целях обеспечения возрастающих потребностей атомной энергетики в  ядерном топливе Программой предусматривается  комплекс мероприятий, связанных с  вводом новых мощностей по добыче природного урана. В рамках этого  направления предполагается ввести новые мощности по разработке Хиагдинского, Долматовского и Хохловского  месторождений, а также построить  объекты опытно-промышленного комплекса  по изготовлению МОКС-топлива.

Так же - проведение комплекса работ  по продлению сроков эксплуатации энергоблоков и выводу из эксплуатации энергоблоков первого поколения.

строительство на Белоярской атомной  электростанции энергоблока № 4 с  реакторной установкой типа БН-800, предназначенного для отработки технологии замкнутого ядерного топливного цикла, обеспечение  реакторной установки типа БН-800 МОКС-топливом с предполагаемым сроком ввода в  эксплуатацию в 2012 году. В связи с  тем что энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах подобной мощности является опытным образцом, технология его строительства не отработана, и сроки ввода в эксплуатацию могут быть изменены;

- осуществление научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  для обеспечения перехода к  инновационным технологиям переработки  отработавшего ядерного топлива;

- осуществление научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  для обоснования и развития  инновационных проектов, включая  высокотемпературные технологии, инновационные  реакторные установки и технологии  их ядерного топливного цикла;

Общий объем финансирования мероприятий  Программы в течение 2007 - 2015 годов  составляет в ценах соответствующих  лет 1471,4 млрд. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета - 674,8 млрд. рублей. Руководителем Программы  является руководитель Федерального агентства  по атомной энергии.

Россия является одной из немногих стран мира, обладающих всем спектром ядерных технологий и в то же время  обеспечивающих высокий уровень  ядерной, радиационной, общепромышленной и экологической безопасности использования  атомной энергии в результате осуществления жесткого нормативно-правового регулирования атомной отраслью, являющейся одной из приоритетных в хозяйственном комплексе государства.

Одним из важнейших достижений первого  атомного проекта стало создание государственной системы административного  управления безопасностью в атомной  отрасли, включающей как финансово-экономические  механизмы, так и организационно-технические  компоненты.

В 90-е годы происходили кардинальные изменения экономической системы  страны с переходом промышленности на рыночные отношения. Чрезмерное увлечение  этими отношениями, монетаристская экономическая политика и процветание  методов дикого рынка в народном хозяйстве привели к ряду негативных последствий, создавших угрозу национальной безопасности. Эти угрозы подробно изложены и проанализированы в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

Согласно Концепции, одной из основных угроз является ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, грозящих России утратой передовых  позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

В связи с этим в Концепции  была поставлены задачи усиления государственного регулирования в экономике и  принятия необходимых мер по преодолению  последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного  потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности  техногенных катастроф, повышению  конкурентоспособности отечественной  промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

С целью решения задач, поставленных в «Концепции национальной безопасности», «Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2196, централизованное государственное управление ядерно опасными объектами и контроль их деятельности в условиях рыночной экономики были отнесены к основным принципам государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Согласно этому документу, к  основным направлениям и задачам  государственной политики в области  обеспечения ядерной и радиационной безопасности относятся, в частности:

-усиление роли государственного управления в сфере использования атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

-совершенствование структуры органов государственного управления использованием атомной энергии с целью обеспечения координации их деятельности и уточнения задач;

-совершенствование разрешительного характера деятельности в области атомной энергии с использованием механизмов лицензирования и сертификации;

-обеспечение государственного контроля за транспортированием ядерно и радиационно опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, развитие аварийно-спасательных формирований в целях предупреждения и ликвидации аварий при транспортировании указанных объектов и материалов.

Инструментом практической реализации Основ государственной политики программно-целевым методом является федеральная целевая программа  «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444.

Основной целью Программы на 2008-2015 годы является комплексное решение  проблемы обеспечения ядерной и  радиационной безопасности Российской Федерации путем:

-строительства, реконструкции объектов инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;

-вывода остановленных ядерно и радиационно опасных объектов из эксплуатации и приведения их в безопасное состояние;

-совершенствования государственных систем контроля и обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды.

Согласно Программе свыше 89% выделяемых средств федерального бюджета планируется  направить на создание национальных объектов инфраструктуры системы обращения  с РАО и ОЯТ и на существенное продвижение в решении проблем, накопленных в результате прошлой, в том числе оборонной деятельности государства. В результате реализации программы предусмотрены: установление надежного и долгосрочного контроля за отработавшим ядерным топливом, мощными радиоизотопными источниками, другими опасными материалами и  объектами; ликвидация остановленных  ядерно и радиационно опасных  объектов, в том числе в крупных  городах.

Оценка ожидаемой эффективности  и результативности реализации Программы  складывается из:

-предотвращенного экономического ущерба за счет предупреждения чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на ядерно и радиационно опасных объектах ядерного наследия (до 200 млрд. рублей при чрезвычайных ситуациях на наиболее опасных объектах);

-экономии бюджетных расходов будущих периодов за счёт своевременного решения накопленных проблем (до 1000 млрд. рублей за период 2016-2025 годы);

-исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание объектов, ликвидация которых предусмотрена Программой;

-повышения конкурентоспособности предприятий атомной отрасли и предотвращения утраты экспортного потенциала отрасли (до 100 млрд. рублей в год);

-повышения инвестиционной привлекательности отрасли в целом, предприятий и регионов их размещения за счет полного обеспечения ЯРБ объектов использования атомной энергии на всех этапах жизненного цикла, решения накопленных проблем и снижения экологических рисков.

Правовая основа и принципы регулирования  отношений, возникающих при использовании  атомной энергии в условиях формирующейся  рыночной экономики, были определены принятым в 1995 году Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Закон провозгласил приоритет  безопасности как непременное условие  осуществления любой деятельности в области использования атомной  энергии и установил правовые основы систем государственного управления использованием атомной энергии  и государственного регулирования  безопасности при использовании  атомной энергии, обеспечивающих реализацию этого приоритета.

В Федеральном законе «Об использовании  атомной энергии» реализовалась  характерная для того периода  тенденция усиления органов регулирования  безопасности (по сути - надзора) за счет передачи им таких важнейших управленческих функций, как лицензирование (фактически являющееся допуском к работе), принятие обязательных для применения и исполнения требований по безопасности, функций  анализа (оценки и экспертизы) и т.д.

Однако наделение органов  регулирования безопасности этими  не свойственными им полномочиями не сопровождалось возложением на них  ответственности за реальную безопасность поднадзорной ими деятельности. Такую  ответственность в полном объеме и в соответствии с международным  правом продолжают нести эксплуатирующие  организации и признавшие их органы государственного управления использованием атомной энергии.

За время действия Федерального закона «Об использовании атомной  энергии» в него был внесен ряд  изменений по следующим направлениям:

о собственности на объекты использования  атомной энергии;

о ввозе на территорию Российской Федерации отработавшего ядерного топлива в целях осуществления  временного технологического хранения и (или) его переработки, и облученных тепловыделяющих сборок зарубежного  производства) и другие.

Принятые в начале 2007 года поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании» внесли значительные изменения в механизмы правового регулирования в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. В современном виде этот закон:

- вводит в область правового  регулирования ядерной и радиационной  безопасности в качестве основных  нормативных документов технические  регламенты и иные документы  федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, устанавливающие минимально необходимые обязательные требования по безопасности, не препятствующие развитию предпринимательства;

- делает акцент на принципы  и формы оценки и подтверждения  соответствия, в особенности декларирование  и сертификацию;

- конкретизирует полномочия государственного  контроля и надзора; 

- радикально изменяет статус  стандартов, устанавливая целью  стандартизации добровольное повышение  уровня безопасности по сравнению  с минимально необходимым, отводя  стандартам стимулирующую роль  в обеспечении научно-технического  прогресса и развития предпринимательства. 

Информация о работе Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации