Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Основа потенциала электроэнергетики России была заложена в 20-30-е годы XX века в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. В 50-е годы отрасль получила дополнительный толчок благодаря научным разработкам в обл

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Электроэнергетика и атомная энергетика в РФ 4
1.1. Электроэнергетика 4
1.2. Атомная энергетика 7
1.3. .Атомная энергетика: зарубежный опыт 11
1.3.1. Франция 11
1.3.2. США 12
Глава 2. Анализ государственного регулирования атомной энергетики в Российской Федерации 14
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей атомную энергетику РФ 14
2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой 22
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на атомную энергетику 32
2.3.1. Лицензирование 32
2.3.2. Финансирование атомной энергетики 37
Глава 3. Анализ состояния атомной энергетики и перспектив развития её государственного регулирования 39
3.1. Состояние атомной энергетики в РФ 39
3.2. Перспективы развития государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

итог курсача.docx

— 399.52 Кб (Скачать файл)

Специально для регулирования  экономических отношений в атомной  отрасли был принят Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленный на создание механизмов управления организациями атомного энергопромышленного комплекса, адекватных потребностям рыночной экономики.

К числу основных принципов государственной  политики в области управления и  распоряжения имуществом и акциями  организаций атомного энергопромышленного  комплекса этот закон отнес:

-обеспечение приоритета устойчивой и безопасной деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе соблюдение требований ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, экологической безопасности и требований в области охраны окружающей среды, физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов, радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, а также сохранности и надлежащего использования указанных объектов;

-обеспечение государственного контроля за организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии;

Долгосрочные перспективы развития атомной энергетики Российской Федерации  определены:

Стратегией развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренной Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 г.;

Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р;

В соответствии с данной стратегией а действующих атомных электростанциях предусмотрено дальнейшее повышение их эксплуатационной безопасности, в том числе за счёт модернизации и продления срока эксплуатации энергоблоков (на 10 - 20 лет) с последующим замещением новыми, в основном на существующих или подготовленных площадках.

Планируемый объём развития мощностей электроэнергетики с  увеличением доли базовой мощности атомных электростанций в европейской  части России требует оптимизации  системы и режимов использования  источников генерации в переменной части графиков электрических нагрузок и в осенне-зимний период.

Для этого предусматривается  также развитие электросетевого  хозяйства, создание необходимых мощностей  гидроаккумулирующих электростанций, освоение новых топливных сборок и модернизация систем автоматического  регулирования на атомных электростанциях  для дальнейшего расширения допустимого  диапазона системного регулирования  нагрузок без снижения надёжности и  безопасности эксплуатации.

Главными задачами в развитии атомной энергетики являются повышение  её эффективности и конкурентоспособности, снижение уровня удельных затрат на воспроизводство  и развитие мощностей при обеспечении  соответствия уровня безопасности современным  нормам и правилам.

Атомные электростанции, являющиеся государственной собственностью и  объединенные в государственную генерирующую компанию, осуществляют полноправное участие на формируемом конкурентном рынке электроэнергии.

Указанные параметры развития атомной энергетики определяют сдержанный рост тарифов на производство энергии  от 1,4 цента за 1 кВт·ч в 2003 году до 2,4 цента за 1 кВт·ч в 2015 году, обеспечивая  тарифное преимущество перед электростанциями на органическом топливе.

Отличительными особенностями  отрасли являются:

  • единый комплекс "топливно-сырьевые ресурсы – производство энергии – обращение с отходами";
  • отраслевая инвестиционная политика и реализуемые целевые программы, которые обеспечивают устойчивость, обновление и повышение эффективности существующего потенциала и развитие ядерно-топливной базы и мощностей по переработке и утилизации радиоактивных отходов;
  • готовность к реализации высокотехнологичных и экономически выгодных проектов энергетических комплексов, соответствующих современному уровню безопасности и надежности, в том числе инновационных технологий;
  • возможность освоения рынка тепловой энергии для социальной сферы с замещением неэкономичных источников теплопроизводства;
  • наличие отечественного энергомашиностроительного производства и строительно-монтажного комплекса.

Важной составляющей государственной  стратегии развития промышленности ядерно-топливного цикла и атомной  энергетики является увеличение экспортного  потенциала ядерных технологий России: развитие экспорта атомных электростанций, ядерного топлива и электроэнергии.

Разведанные и потенциальные  запасы природного урана, накопленные  резервы регенерированного урана  и существующие мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной  политике обеспечивают прогнозируемые параметры развития атомной энергетики. Долгосрочная отраслевая технологическая  политика предусматривает постепенный  ввод новой ядерной энерготехнологии на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла с уранплутониевым  топливом, что снимет ограничения  в отношении топливного сырья.

Намечаемые уровни развития атомной энергетики и предприятий  ядерно-топливного цикла потребуют  значительного роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений для отрасли останутся собственные  средства предприятий, полученные за счёт инвестиционной составляющей в тарифах, средства государственного бюджета, инвестиционных и финансовых структур, а также  средства, привлеченные на условиях проектного финансирования при государственных  гарантиях.

Программой развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 6 июня 2006 г.;

 

2.2. Государственные органы управления атомной энергетикой в

 

Атомная отрасль является единственной, где  в полной мере действует система  государственных гарантий безопасности, включая  систему государственного управления использованием атомной энергии и систему государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Система государственного управления использованием атомной энергии состоит из органов  управления - уполномоченных федеральных  органов исполнительной власти и  организаций (такой уполномоченной организацией в настоящее время  является Госкорпорация «Росатом»), а также подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в области  использования атомной энергии.

Важнейшей функцией этих органов и одним  из механизмов управления является придание организациям статуса эксплуатирующих. Это осуществляется путем признания  органом управления таких организаций  пригодными эксплуатировать ядерную  установку, радиационный источник или  пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной  установки, радиационного источника  или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами  и радиоактивными веществами.

Порядок и условия признания установлены  Правительством Российской Федерации.

Система государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии  состоит из уполномоченных федеральных  органов исполнительной власти (МЧС  России, Минприроды России, ФМБА России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор) и организаций (Госкорпорация «Росатом») и осуществляет:

  1. утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования по безопасности;
  2. лицензирование и иные формы разрешительной деятельности в области использования атомной энергии (в т.ч. лицензирование персонала объектов использования атомной энергии);
  3. проведение экспертиз (оценок) безопасности;
  4. государственный надзор за безопасностью, включая проведение инспекций и применение санкций при выявлении нарушений установленных требований.

Разрешительная  деятельность регулирующих органов  включает выдачу организациям и их работникам документов, наличие которых  является обязательным для осуществления  деятельности в области использования  атомной энергии. К таким документам относятся лицензии, санитарно-эпидемиологические и иные заключения о соответствии объектов и работ установленным требованиям, сертификаты-разрешения, разрешения и свидетельства, выдаваемые работникам организаций, и т.д.

Система государственного управления использованием атомной энергии и система  государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии  являются «квазинезависимыми» в  том смысле, что органы регулирования  административно и финансово  абсолютно не зависят от органов  управления, в то время как деятельность органов регулирования накладывает  существенные ограничения на работу органов управления и управляемых  ими эксплуатирующих организаций, а также вынуждает последних  к дополнительным (и не всегда обоснованным) затратам материальных и людских  ресурсов. Кроме того, обе системы  состоят из федеральных органов  исполнительной власти и, следовательно, подчинены Президенту Российской Федерации  и (или) Правительству Российской Федерации  и должны проводить единую государственную  политику.

2.2.1. Министерство энергетики Российской Федерации

Основные функции —  выработка государственной политики, осуществление нормативного правового  регулирования.

Осуществление правоприменительных  функций и функций по контролю и надзору в области:

  • обеспечения деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
  • обеспечения энергетической безопасности;
  • производства и использования топливно-энергетических ресурсов;
  • координация деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики (за исключением атомной энергетики), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики;
  • подготовка предложений по разработке инвестиционных проектов в области топливно-энергетического комплекса, программ освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, балансов топливно-энергетических ресурсов, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и принятие мер по их реализации;
  • разработка предложений по использованию систем магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов и энергетических систем и принятие мер по их реализации в установленном порядке;
  • разработка предложений в области энергосбережения и обеспечения безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса;
  • осуществление государственной политики по вопросам разработки и реализации соглашений о разделе продукции;
  • другие функции.

 

2.2.2. Госкорпорация РОСАТОМ

 

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»  образована 18 декабря 2007 года. Её созданию предшествовало принятие федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», который  вступил в силу 5 декабря 2007 года. 26 марта 2008 года ей были переданы полномочия упраздненного Федерального агентства  по атомной энергии. Генеральным  директором был назначен С. В. Кириенко

Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» 3 главных задачи:

  • обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса;
  • наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель: 25-30 % к 2030 году) при повышении уровня безопасности работы отрасли;
  • расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

Госкорпорация не является ни коммерческой организацией, цель создания которой – извлечение прибыли, ни государственным учреждением, поскольку имущество, которым управляет учреждение, является государственным. Отличие от унитарных предприятий состоит в том, что переданное имущество становится собственностью госкорпорации.

 

Цели деятельности Корпорации

 

1. Корпорация создается  и действует в целях проведения  государственной политики, осуществления  нормативно-правового регулирования,  оказания государственных услуг  и управления государственным  имуществом в области использования  атомной энергии, развития и  безопасного функционирования организаций  атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

2. Деятельность Корпорации  направлена на создание условий  и механизмов обеспечения безопасности  при использовании атомной энергии,  единства управления организациями  атомного энергопромышленного и  ядерного оружейного комплексов  Российской Федерации, организациями,  функционирующими в сферах обеспечения  ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки  кадров.

Информация о работе Государственное регулирование атомной отрасли в Российской Федерации