Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.

Файлы: 1 файл

куурсач.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Ущерб, приносимый монополией

 

Излишки производителя  на графике – площадь, ограниченная линией МС и рыночной ценой. Монополист получает дополнительный излишек, обозначенный прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С. Таким образом, его дополнительный излишек составит А - С.

Площадь на графике, равная сумме В + С, – это полные чистые убытки от монопольной власти, то есть ущерб, наносимый монополией обществу. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.

Политика государства  по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательства, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Х-неэффективность. Возникновение понятия Х-неэффективности  монополии связанно с тем, что  монополия является менее эффективной  чем конкуренция, т.к. у монополиста  снижаются стимулы минимизировать издержки. Х-неэффективность представляет собой разницу между эффективным уровнем издержек в отрасли (при конкуренции) и реальным уровнем издержек монополиста. Х-неэффективность представлена на рис. 4.

Рис. 4. Потери общества при Х-неэффективности.

Предположим, что издержки в условиях свободной конкуренции равны АСХ=МСХ. Количество выпускаемого товара QC реализуется по цене РС.

В условиях монополии  при той же кривой D уровень издержек возрастет до уровня АСМ=МСМ, а уровень выпуска и цена будут соответственно QM и РМ.

Потребительский излишек в таком случае сократиться  с величины РС до Рм при этом треугольник AFE будет показывать величину «мертвого груза», а прямоугольник LHFPC потери в результате Х-неэффективности. Отсюда следует, что ресурсы в размере площади прямоугольника LHFPC используются неэффективно.

 

 

2.3. Сущность государственного регулирования естественных монополий

 

Под государственным  управлением естественными монополиями  понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов  государственной власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей. Под системой управления естественными монополиями Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления естественными монополиями, функционирующих в целях достижение требуемых макроэкономических показателей. Организацию управления естественными монополиями осуществляют органы управления естественными монополиями. К государственным органам управления естественными монополиями относятся федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа; Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, уполномоченная осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Основной целью  государственной антимонопольной  политики является обеспечение эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального  конкурентного климата.

Регулирование деятельности естественных монополий – комплексный процесс с вовлечением в него большого количества участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.

Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях.

Высокая экономическая  эффективность естественных монополий  делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность.

По закону «О естественных монополиях» сфера  регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуг общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования являются: ценовое  регулирование, т.е. прямое определение  цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Государственное регулировании цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения.

Более перспективным  и эффективным направлением в  области регулирования естественных  монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа – выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.

 

 

 

3. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий

 

Задача ценообразования  на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:

- гарантировали  бы производство и потребление  продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции;

- обеспечивали  бы самофинансирование предприятия. 

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы  продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + P · Q).

  1. Линейное ценообразование

Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (т. е. который был бы в условиях совершенной конкуренции) (см. рис. 5).

Естественная  монополия выбрала бы объем производства QM и соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии - площадь фигуры AME.

 

 

Рис. 5. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

 

Регулирующий  орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от существования монополии.

Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума последней (см. рис. 6). При эффективном объеме производства (QK) средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади прямоугольника PKEGH.

В рамках линейного  ценообразования цены можно зафиксировать на уровне средних затрат (PAC). В этом случае предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства (QAC) ниже эффективного (QK).

 

Рис. 6. Ценообразование по предельным и средним затратам.

 

  1. Нелинейное ценообразование

Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула  представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки  зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

 

 

2.2. Регулирование  доходности естественной монополии

 

Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:

                   

                            (1)

где RR - норма доходности; TR - общая выручка; TC - общие затраты; IC - инвестированный капитал.

Поскольку в конечном счете  через установление нормы доходности регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим образом:

                        

                      (2)

 

Откуда,

                          

                  (3)

 

Норма доходности применяется регулирующим органом  к величине инвестированного капитала. В этой связи возникает вопрос, как оценивать инвестированный капитал - по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной) ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов, которые должны проводиться достаточно регулярно. Подобные переоценки ценности части активов - процесс достаточно произвольный, на который предприятия могут активно влиять. Соответственно они получают возможность воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности естественных монополий используются бухгалтерская (первоначальная за минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов. В какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции естественных монополий - из формулы видно, что чем выше величина инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль компании.

Ключевую роль при определении  цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу "затраты плюс". Естественно, что фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования предприятия, включая снижение уровня затрат. Таким образом, предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования нужно либо самим проводить аудит и анализ затрат предприятия, либо, что предпочтительнее, нанимать для этих целей независимые аудиторско-консультационные фирмы. Но даже проведение независимой оценки не даст точной информации о затратах по целому ряду причин.

1. Предприятия - естественные  монополисты, как уже указывалось,  обычно работают и на смежных  рынках. В результате возникает  проблема адекватного распределения  косвенных затрат, решить которую  до конца не представляется  возможным - не существует единственного верного и точного способа распределения косвенных затрат.

Если имеется  потенциально конкурентный рынок, близкий  по технологическим признакам к  естественной монополии, предприятие-монополист будет стремиться остаться единственным поставщиком на этом рынке, получая высокие прибыли. Примерам может быть монопольное положение "Газпрома" в добыче и транспортировке газа. Но, привлеченные высоким уровнем прибыли, на этот рынок будут стремиться войти новые фирмы. Естественные монополии пытаются противодействовать им, ссылаясь на интегрированность отрасли и технологические взаимосвязи, а также на то, что имеет место определенное перекрестное субсидирование производства продукции на монопольном рынке за счет прибылей потенциально конкурентного рынка. Железные дороги, например, ссылаются на необходимость увеличения тарифов на перевозки, если рынок обслуживания пассажиров и грузов будет открыт для сторонних фирм. Это и один из аргументов за сохранение государственной собственности на высокоприбыльные объекты потенциально конкурентного рынка (например, сохранение вокзалов в структуре РЖД и соответственно в государственной собственности). На деле такого рода "забота" о потребителях на монопольном рынке - лишь стремление сохранить свои "империи" и не допустить конкуренции.

2. Цены на  приобретаемые естественной монополией  ресурсы постоянно меняются, что  приводит к непредсказуемому  изменению уровня затрат.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий