Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Все это подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.

Содержание работы

Введение 2
1Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы 5
1.1 Сущность государственного регулирования: цели и задачи 5
1.2 Функции и инструментарии государственного регулирования 7
1.3 Методы государственного регулирования 10
2Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности 13
2.1Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства 13
2.2 Причины государственного регулирования экономики 15
2.3Возможности государственного регулирования рыночной экономики 18
2.4Противоречия государственного регулирования рыночной экономики 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

 

2.3 Возможности государственного регулирования рыночной экономики

 

 

К середине ХХ в. необходимость  государственного регулирования рыночной экономики была обеспечена соответствующими возможностями.

К таким возможностям прежде всего следует отнести  расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность  и денежные средства, которыми располагает  государство.

Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до Первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3 - 10%.

Не произошло радикальных изменений и после войны, если не считать СССР, где экономика стала плановой. Ситуация коренным образом изменилась после Второй мировой войны. Объектами государственной собственности стали многие промышленные и транспортные предприятия, связь, банки, научные и учебные заведения, учреждения здравоохранения, часть жилищного фонда, объекты коммунального хозяйства, земли, лесные угодья. Правда, если брать долю государства в общих средствах производства, то в разных странах она различна: в США эта доля (без собственности Пентагона) составляет примерно 2%, в Англии -8 - 10%, в ФРГ - свыше 20%, в Японии и Франции - около 30%. Высокий удельный вес государственной собственности явился одним из оснований для характеристики экономик многих западных стран как смешанных.

Расширению государственной  собственности способствовала Вторая мировая война, которая обусловила возникновение многих крупных военных  заводов.

В некоторых странах  после войны произошла национализация, то есть передача в собственность  государства ряда частных предприятий.

Заметную роль в расширении государственной собственности  сыграла НТР, обусловившая возникновение  новых и довольно капиталоемких  производств с низкой скоростью  оборота капитала. К тому же эти  производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.

Речь идет о ядерной  энергетике, авиастроении, ракетостроении, развитие которых было обеспечено государством.

Поскольку НТР потребовала  новой рабочей силы, то государству  пришлось взять на себя развитие образования, здравоохранения, социальное обслуживание.

Обострение международной  конкуренции обусловило в некоторых  странах банкротство целых отраслей, имевших общенациональное значение: угольная и газовая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Их сохранением и развитием было вынуждено заняться государство.

Кроме того, государству  пришлось пойти на национализацию некоторых  предприятий, обладавших естественной монополией: железнодорожный транспорт, энергетика, связь.

В формировании государственного сектора большую роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный сектор получил денежные средства для своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.

Госбюджет стал основой  для государственных закупок  товаров у частных фирм. Например, в США около 20% ВНП приходится на государственные закупки.

Значительные возможности  воздействия государства на экономику связаны с перераспределением национального дохода. В ряде стран через госбюджет проходит свыше 50% национального дохода. Воздействие на экономику осуществляется как в процессе формирования госбюджета через налоговую политику, так и в процессе его использования через бюджетную политику. Если в 1870 г. государственные расходы в 14 странах ОЭСР составляли всего 11% ВВП, в 1913 г.13%, то в 1960 г. - 28%, в 1980 г. - 42%, в 2000 г. - 45%. 7

Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.

В целом наличие государственного сектора в экономике позволяет государству использовать экономические методы воздействия на частный сектор как основу рыночной экономики.

Значительные возможности  государственного регулирования связаны  с формированием мощной административно-правовой системы в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.

Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных  рынках.

Возможности государства расширились и благодаря усилению его общенационального характера как надстроечного института. Если прежде государство выступало как орудие политической власти господствующего класса, то в современных условиях оно призвано быть инструментом уравновешивания классовых и социальных интересов, обеспечения национального согласия и социального мира. Понимание необходимости подобной роли государства делает господствующие классы более терпимыми к его вмешательству в частный сектор.

Усилению общенационального характера современного государства способствовало и формирование так называемого среднего класса - довольно значительной части населения со средними доходами, ставшего своеобразным балансиром между бедными и богатыми.

Нельзя также не отметить и роли науки, прежде всего экономической, в теоретическом обеспечении государственного регулирования экономики. Особое значение приобрели экономико-математические методы, позволяющие моделировать экономические процессы и тем самым предвидеть последствия принимаемых политико-экономических решений.

 

 

2.4 Противоречия государственного регулирования рыночной экономики

 

 

Государственное регулирование  рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о  том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:

-отмеченные десятилетия были периодом почти безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;

-наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;

-на стабильно высоком уровне поддерживалась занятость;

-относительно быстро и устойчиво повышались доходы и уровень жизни населения.

Но уже к концу 60-х  гг. стали обнаруживаться серьезные  проблемы, корни которых начали усматривать в государственном регулировании экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства8.

Так, причины возникновения  инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.

Инфляция также связывалась  с политикой полной занятости. Эта политика предполагала вовлечение в производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали за них цену более высокую, чем за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.

Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как слапфляция и стагфляция.

Слапфляция характеризуется  сочетанием экономического спада, роста  безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Периоды 1973 - 1975 гг. и 1980 - 1982 гг. характеризовались  значительным спадом производства практически во всех странах с рыночной экономикой при сохранении инфляционных процессов.

Стагфляция характеризуется  сочетанием экономического застоя, высокой  безработицы и инфляции. Одностороннее  движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру и даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.

В целом, государственное  регулирование натолкнулось на ряд  противоречий.

1. Противоречие между  целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода. В результате "национальный пирог" растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения доходов беднейшей части населения.

2. Противоречие между  моделями государственного регулирования.  В основном это противоречие  между моделями, предполагающими  активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. В результате в политике государства в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.

3. Противоречие между  инструментами государственного  регулирования.

Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную  политику может вести к повышению  ставки процента и сдерживать чистый экспорт.

Сужает возможности  экспорта и политика "дорогих  денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в  период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.

4. Противоречия, вызываемые  наличием временного лага между  выявлением существующих в экономике  проблем, принятием решений и  проведением конкретных мероприятий.  Экономика нередко реагирует  на эти меры с запазданием,  причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации9.

Все эти противоречия предстают как объективно неизбежные, в связи с чем возникает  проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или  не принимаемые) на микроуровне. Правительственная  политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что  государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы