Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….…………………..3

Глава 1. Механизм государственной  поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК 

1.1. Необходимость государственной  поддержки и регулирования АПК  ……6

1.2. Формы, методы и инструменты  государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11

1.3. Аграрная политика  Российской Федерации на современном этапе …….16

Глава 2. Анализ государственной  поддержки агропроизводственных предприятий  в Рязанской области

2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26

2.2. Анализ состояния и  развития сельского хозяйства  Рязанской области...34

2.3. Исследование проблем  развития молочного скотоводства  в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40

Глава 3. Оценка эффективности  и пути совершенствования государственной  поддержки и регулирования АПК в Рязанской области

3.1. Оценка экономического  эффекта мер государственной  поддержки товаропроизводителей  АПК ……………………………………………………47

3.2. Пути увеличения производства  сельскохозяйственной продукции  в Рязанской области …………………………………………….………………...53

3.3. Совершенствование региональной  системы управления сельским  хозяйством ……………………………………………………………………….60

Заключение……………………………………………………………………….66

Список литературы………………………………………………………………69

 

 

Введение

 

Необходимость государственной поддержки и  регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер  воздействия государства на систему  экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Агропромышленный  комплекс в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее  в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов, имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Отсюда вытекает необходимость государственной поддержки производителей этого сектора.

В связи с  этим, особую актуальность приобретает  изучение различных форм, методов  и принципов государственной  поддержки и регулирования деятельности сельхозпредприятий. Также представляет интерес оценка влияния государственной политики в области развития АПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях. В настоящее время реализация государственной политики по развитию АПК опирается на значительное бюджетное финансирование: федеральное и региональное. Российская практика государственной поддержки предприятий аграрного сектора показывает, что большая часть расходов осуществляется на региональном уровне. Таким образом, анализ эффективности государственного регулирования АПК в регионе является актуальной задачей. Рассмотрению этих вопросов посвящена данная работа.

Опыт государственного регулирования агропромышленной сферы  за рубежом обобщен в работах  Киселева СВ., Лебедевой С, Назаренко В.И., Обушенкова Н.Г., Овчинникова О.Г., Радугина Н., Руцкого А.

Различные проблемы государственной помощи и поддержки  агропромышленного комплекса страны раскрыты Аверьяновым Н.В., Беспахотным  Г.В., Жуковым В., Зайченко А., Зениным  В.А., Зельднером А.Г., Лукичевым П.И., Макиным Г.И., Максимовым Н.В., Невревым А.В., Орловым П.А., Панковой К., Поповым Н.А., Сидоренко В., Собонь Я., Стариковым И., Тарасовым А.Н., Хицковым В.Н., Холодом Л., Эльдиевым М.Д., Яковлевым А.В.

Региональный  аспект государственной поддержки АПК изучали Гусев А.Ю., Желтова И., Животов Г.П., Кудряшов М.П., Кулешов В.И., Пашин А.Л., Потапов А., Радченко В.А., Свинцова А.П. и многие другие. В их работах сформулированы научные основы и методология совершенствования государственного регулирования АПК.

Тем не менее  данная проблема требует дальнейшего  изучения, направленного на повышение  эффективности системы государственного регулирования на региональном уровне.

Целью данной работы является анализ и оценка эффективности государственной поддержки и регулирования предприятий АПК в Рязанской области, а также разработка предложений по совершенствованию региональной политики в области развития АПК.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

    • рассмотреть формы, методы и механизм государственного регулирования АПК в Российской Федерации;
    • проанализировать направления и методы региональной поддержки агропромышленных товаропроизводителей;
    • исследовать состояние и развитие АПК в регионе;
    • провести оценку эффективности государственных мер по поддержке агропроизводителей в регионе;
    • предложить пути повышения эффективности государственной поддержки предприятий АПК в регионе;
    • выявить направления совершенствования государственного управления АПК в регионе.

Объектом исследования является механизм государственной поддержки и регулирования АПК.

Предметом исследования является методы государственной поддержки и регулирования предприятий агропромышленного сектора экономики в Рязанской области.

Теоретической и методологической основой выполненной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области сельского хозяйства, являющихся сторонниками подхода к экономике, как к регулируемой системе посредством координации рыночного механизма АПК и разносторонней его поддержки со стороны государства. Правовой основой исследования стали федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

 

 

 

Глава 1. Механизм государственной поддержки  и регулирования деятельности предприятий  АПК 

 

1.1. Необходимость  государственной поддержки и  регулирования АПК

Агропромышленный  комплекс является важнейшей составной  частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический  потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального  производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода [10, c.71]. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Важнейшим звеном агропромышленного  комплекса является сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и  во всем народном хозяйстве. Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как крупного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т. д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса.

Как уже отмечалось, состояние  сельскохозяйственного производства определяет продовольственную безопасность государства. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия выходит за рамки проблем торговли. Многие ведущие страны мира (США, страны ЕС и др.) относят этот вопрос к приоритетной, так называемой "высокой политике" [19, c. 17].

Рассматривая данную проблему на уровне экономического анализа, следует  подчеркнуть: страна, игнорирующая развитие собственного сельского хозяйства  и производящая недостаточно продовольствия, попадает в конъюнктурную зависимость от других государств. Вот почему внимание к развитию сельского хозяйства рассматривается как обязательное требование, даже для тех государств, которые возглавляют мировое сообщество. Сегодня большинство стран официально рассматривают аграрную политику в качестве приоритетной, стратегической.

Независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов его организации, агропромышленный комплекс имеет свои специфические, присущие только ему  особенности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохозяйственного комплекса. Эти особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством происходящих процессов. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государственного регулирования АПК, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения.

Необходимость регулирования  агропромышленного комплекса всесторонне  обоснована в работах, как российских экономистов-аграрников, так и зарубежных. Так С.В. Киселев выделяет три группы причин, обусловливающих необходимость регулирования и поддержки отрасли [21, c. 57].

Первая группа причин политического  свойства, связанных с ответственностью за продовольственное обеспечение  страны, так как высокая степень продовольственной самообеспеченности - необходимое условие внутренней экономической и политической стабильности и реальной независимости государства.

Вторая группа причин связана  с отраслевыми особенностями  агропромышленного комплекса. Например, влияние природно-климатических факторов диктует необходимость регулируемого государством страхования. Еще большее влияние на эффективность производства оказывает неустойчивость цен, постоянство их колебаний и связанная с этим неустойчивость доходов. Низкая степень монополизации по сравнению с другими отраслями обусловливает необходимость защиты интересов сельских производителей в их взаимоотношениях с более монополизированными смежными отраслями экономики. К этим причинам нужно добавить необходимость развития сельской инфраструктуры и экологизации производства.

В-третьих, необходимость  государственного регулирования аграрного  сектора экономики обоснована структурными и финансовыми деформациями, присущими  отрасли.

Объективная необходимость  усиления государственного регулирования сельского хозяйства объясняется специфическими особенностями аграрного производства и рыночных отношений в агропродовольственном комплексе. Ограниченность рыночного механизма в аграрной сфере заключается в следующем [30]:

Во-первых, спрос на продовольственное  сырье является малоэластичным. Спрос  определяется не только такими экономическими факторами, как уровень доходов  потребителя и ценами на продовольствие, но и физиологическими потребностями, которые имеют жесткие пределы. При росте розничных цен население снижает потребности на высококачественные продукты питания (например, лучшие виды мяса и рыбы), фрукты, ранние овощи, марочные вина и т.д., а также в товарах длительного пользования, социальных услугах. Однако спрос по подавляющему большинству продовольственных товаров мало зависит от уровня доходов потребителей и цен. Теория продовольственного рынка с двумя мало эластичными компонентами – спросом и предложением на продовольствие, и крайне эластичными ценами, стала общепризнанной.

Во-вторых, сельское хозяйство  по своей природе, обусловленной  его биологическим характером, является относительно консервативной отраслью и не может немедленно перестроить  структуру и технологию производства. Существует значительный разрыв во времени (лаг), например, между существенным ростом спроса или цен и адекватной реакцией сельского хозяйства. Так, в скотоводстве для приспособления к новому, более высокому уровню цен или спросу требуется пять-семь лет, в полеводстве – два-три года. Таким образом, длительность производственного цикла в большинстве сельскохозяйственных отраслей означает, что, независимо от рыночной ситуации, объем предложений не может быть сокращен или увеличен за короткий период времени.

В-третьих, необходимость  госрегулирования сельского хозяйства вызвана тем, что не монопольному аграрному рынку противостоят олигопольные структуры первой сферы АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химических средств, промышленное кормопроизводство), устанавливающие так называемые административные или прейскурантные цены. В этой связи особо актуальной является проблема ценового паритета.

В-четвертых,  сельское хозяйство является одновременно и  отраслью производства, и сферой жизнедеятельности  людей. Ликвидация сельскохозяйственного производства означает смену места жительства или даже образа жизни. Ограниченная конкурентоспособность сельских жителей на рынке труда заставляет крестьян и общественность активно отстаивать программы государственной поддержки сельского хозяйства.

В Российской Федерации  государственное вмешательство  в сферу АПК вызвано рядом  специфических причин [40, c. 25]:

    • крайне низкий уровень производительности и оплаты труда в отрасли;
    • диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
    • усиление монополизации в АПК торговых рынков;
    • значительный размер затрат на землеустроительные и мелиоративные работы при сравнительно низкой их отдаче;
    • незавершенность процесса интенсификации и индустриализации сельскохозяйственного производства;
    • интенсификация и переход к индустриальным методам производства связаны с высокой потребностью в постоянных вложениях при относительно низкой капиталоотдаче;
    • слабое развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК