Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи, предусматривающие повышение доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществление структурных изменений в АПК; стимулирование роста объемов производства и расширение сбыта продукции; повышение технологического уровня аграрного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке; развитие социальной сферы села.

Основные положения  аграрной политик Российской Федерации  установлены федеральным законом  «О развитии сельского хозяйства». В ст. 5 закона изложены основные принципы аграрной политики Российской Федерации:

    • доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
    • единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
    • последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
    • участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Государственная аграрная политика Российской Федерации, прежде всего, направлена на поддержание  стабильности обеспечения населения  продовольственными товарами, путем регулирования и поддержки российских агропромышленных производителей.

Цели и основные направления развития сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, финансовое обеспечение  и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий определяются «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». Государственная программа содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам.

В «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» установлены следующие цели  аграрной политики на 5-летний период:

    • повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и их продукции, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
    • обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
    • сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
    • формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
    • создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
    • наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Также для повышения  конкурентоспособности и эффективности  функционирования агропромышленного комплекса в рамках реализации аграрной политики необходимо развитие науки и инновационной деятельности в этой сфере; совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

В Программе  предусмотрены следующие меры реализации государственной аграрной политики:

    • предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
    • регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
    • информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;
    • антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
    • участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
    • проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;
    • другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве; развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства; обеспечение производства продукции животноводства; обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог; предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

В соответствии с Программой на реализацию указанных  мер планируется выделить за счет средств федерального бюджета за 2008 - 2012 годах 551,3 млрд. рублей, в том числе:

в 2008 году - 76,3 млрд. рублей;

в 2009 году - 100 млрд. рублей;

в 2010 году - 120 млрд. рублей;

в 2011 году - 125 млрд. рублей;

в 2012 году - 130 млрд. рублей.

Финансирование  мероприятий по реализации государственной аграрной политики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает  условия предоставления за счет средств  федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Т.е. средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Реализация  государственной программы развития сельского хозяйства осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского  хозяйства Российской Федерации, - осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, а также уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Субъекты Российской Федерации на основе Программы разрабатывают и утверждают региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Реализация  мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным  заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы. Органы, уполномоченные на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать с участниками мероприятий Программы в регионах соглашения о комплексном участии в Программе. Эти соглашения предусматривают предоставление государственной поддержки на приобретение удобрений, семян и современной сельскохозяйственной техники в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Динамика  и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы

 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1.

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

103,8

103,9

104,1

104,1

104,1

2.

Индекс производства продукции животноводства, %

104,8

105,1

105,1

105

105,1

3.

Индекс производства продукции растениеводства, %

102,9

102,8

103,1

103,1

103,1

4.

Индекс физического  объема инвестиций в основной капитал  сельского хозяйства, %

115

110,6

110,2

108,5

107,1

5.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на члена хозяйства, руб.

7085

8928

10388

11121

11821

6.

Доля российского  производства в формировании ресурсов:

 

мясо и мясопродукты  (в пересчете  на мясо), %

61,1

63,5

65,7

68,1

69,6

 

молоко и  молокопродукты (в пересчете на молоко), %

78,3

79,2

79,9

80,4

81,1

7.

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:

 

тракторы

5,2

6,6

8

9,2

10,3

 

комбайны зерноуборочные

7,4

8,6

10,4

11,5

13

 

комбайны кормоуборочные

11,8

12,8

12,4

12

11,6

8.

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с.

134

145

152

161

168

9.

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, %

104,8

104,9

105,2

105,2

105,2



 

Для оценки результатов  реализации подпрограмм государственной программы создается экспертная комиссия, в состав которой входят независимые эксперты, представители отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители федеральных органов исполнительной власти, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Экспертная комиссия составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности каждой из подпрограмм государственной программы, степени достижения целей государственной аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких подпрограмм [3].

Таким образом, специфика  аграрного производства и рыночных отношений в агропродовольственном комплексе обуславливают необходимость и обязательность выработки научно обоснованной системы государственного регулирования и поддержки развития аграрного сектора. Без господдержки сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства вынуждены будут свернуть традиционные виды хозяйствования. Если прекратится производство сельхозпродукции, то для выплаты пособий безработным и обеспечения занятости сельского населения другими видами деятельности государству потребуется гораздо больше расходов, чем на поддержание и развитие агропромышленного производства.

 

 

Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий

в Рязанской области

 

2.1. Основные  направления и методы региональной  поддержки и регулирования АПК

 

Как известно, государства  и отдельные отрасли национальных экономик развиваются неравномерно. Исследования показывают, что процесс развития или отставания в данном случае не является случайным, а определяется, прежде всего, качеством государственного управления. Иначе говоря, развитие экономики, в том числе АПК, главным образом, представляет собой результат совершенствования государственного управления.

Цель государственного управления в области экономики  — создание условий для развития и реализации созидательного потенциала граждан, эффективного функционирования предприятий и организаций национального хозяйства. В частности, развитие АПК зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80 % предприятий и организаций агропромышленного комплекса работает эффективно. В России же более половины сельхозпредприятий остаются убыточными. Это является убедительным свидетельством того, что перед государством стоит задача создания условий для развития и повышения эффективности функционирования предприятий в области АПК [12, 22, 34, 40, 48].

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК