Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в условиях рыночной экономики агропромышленный комплекс нуждается в принципиально новой системе государственного регулирования.  Использование тех или иных мер регулирования и методов поддержки определяется тем, какие конкретные результаты должны быть достигнуты. Например, такая задача, как стабилизация и развитие отраслей агропромышленного производства должна иметь конкретные количественные и качественные параметры развития отраслей. При разработке экономической системы регулирования и государственной поддержки предпринимателей АПК необходимо четко конкретизировать цели и задачи регулирования и увязать меры и инструменты их достижения с этими целями и задачами.

 

1.2. Формы,  методы и инструменты государственного  воздействия на  агропромышленное  производство

 

Рыночный механизм регулирования АПК не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Поэтому государство использует обширный арсенал средств административного и правового, прямого и косвенного экономического регулирования. Методологические принципы и методический подход к концепции регулирования агропромышленного производства основаны на сочетании саморегулирования рынка и активного воздействия государственных органов.

Регулирование АПК имеет  многоаспектный характер как с точки  зрения методов его осуществления, так и объектов, на которые оно направлено.

Рассмотрим  классификацию  методов и инструментов воздействия  со стороны государственных органов  на предприятия АПК.

Выделяют следующие  формы регулирования АПК:

    • нормативно-правовое обеспечение, которое заключается в издании соответствующих законов, указов, постановлений, приказов министерств и ведомств, инструкций, нормативов, норм и другой нормативной документации;
    • информационное обеспечение;
    • инфраструктурное обеспечение состоит в создании маркетинговой системы обслуживания, формировании систем оптовых и розничных рынков, организации товарных бирж и ярмарок, создании специализированных лизинговых и страховых компании и т.д.
    • прогнозирование, программирование и планирование.

Также принято выделять различные методы регулирования АПК: денежно-кредитные, финансовые, ценовые, методы регулирования рынка продукции.

К методам регулирования рынка агропромышленной продукции относятся следующие государственные меры: закупки товаров в федеральный и региональный фонды, различные залоговые операции, квотирование, закупочные и товарные интервенции, таможенные пошлины и квоты, меры по стимулированию экспорта и меры, направленные на активизацию спроса на продовольствие.

Государство проводит закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую  сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем  закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции.

Государственные товарные интервенции  проводятся при  росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах.

Проведение  товарных и закупочных интервенций  сопровождается  мерами по ограничению  ввоза сельскохозяйственной продукции  на территорию страны и вывоза сельскохозяйственной продукции с территории страны.

Ценовое регулирование АПК заключается в установлении различного рода цен: рыночные, гарантированные, целевые, ориентировочные,  и надбавок к цене на продукцию.

Предельные  уровни минимальных цен и максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию вводятся в в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций. Предельные уровни цен как правило определяются органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

Государство также может  воздействовать на АПК путем регулирования  учетных ставок по кредитам, ставок рефинансирования коммерческих банков и целевого кредитования.

Наиболее обширный блок методов регулирования АПК составляют финансовые методы. В рамках поддержки  и развития АПК государство разрабатывает  и финансирует различные целевые  программы, выделяет бюджетные ссуды, дотации, компенсации, субсидии. Важное значение для интенсификации агропроизводства имеет государственное финансирование научно-исследовательской работы, подготовки кадров. В рамках налоговой политики государство может предоставлять различные налоговые льготы, проводить дифференцированное налогообложение.

Поддержка финансовых ресурсов агропроизводственных предприятий  осуществляется путем создания различных  сельскохозяйственных кооперативных  банков, развития сельской кредитной  кооперации, ориентированной не на прибыль, а на обслуживание, расширения системы ипотечного кредита, установления щадящего налогового режима для сельского хозяйства. В странах с развитой рыночной экономикой весьма высока степень воздействия государства на формирование производственной инфраструктуры (осуществление крупных мелиоративных проектов, создание дорожной транспортной сети, осуществление мер по рекультивации земель, строительство линий электропередач). Осуществление подобных проектов не было под силу даже крупным объединениям фермеров. Только государство в состоянии вкладывать огромные средства в обеспечении поддержания плодородия почв, строительство системы дорог, линий электропередач.

Также к финансовым методам  регулирования АПК относятся  страхование, лизинг, факторинг, льготное кредитование, товарное инвестиционное кредитование, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовой техники и технологии и т.д.

Сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с  государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений.

Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается  в обеспечении  поддержки формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равного доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.

Для нашей страны интересен  и полезен опыт использования  рациональных элементов в организации  системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах с развитой экономикой.

Система государственного регулирования цен во всех странах  примерно одинаковая: устранение верхних  и нижних пределов колебания цен  и индикативной или условной цены, которую государство стремится поддерживать.

Основную роль во всей системе государственного регулирования  сельского хозяйства в зарубежных странах играет поддержание цен, обеспечивающее стабильность доходов  производителей и обеспечение ценового равновесия в отношения сельского хозяйства со смежными с ним отраслями (60%). Инструментом регулирования здесь служат скупка или продажа не скоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержание желаемого уровня цен. На втором месте – это прямые выплаты фермерам (23%), на третьем – остальные виды поддержки (17%) [19, c. 48].

Прямые выплаты включают широкий спектр различных типов  платежей, оказывающих различное  воздействие на сельское хозяйство: компенсационные платежи; субсидии в расчете на единицу площади и поголовье скота; страховые и возмещающие платежи; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства, экспорта и т.д. В целом из общей суммы прямых платежей в странах с развитой рыночной экономикой 2/3 составляют выплаты в расчете на земельную площадь и поголовье животных. Размер и структура выплат различаются по странам с учетом природных и экономических условий, принципов аграрной политики.

В структуре расходов на поддержку сельского хозяйства  наибольшая доля прямых платежей отмечается в странах с неблагоприятными условиями производства (в Норвегии, Исландии, Финляндии, Швейцарии). Цель этих выплат: компенсировать своеобразную отрицательную земельную ренту, повышающую издержки производства, например, в гористых и северных районах. Количество и общая площадь ферм, которые классифицировались как менее благоприятные, постоянно росли, и теперь площадь таких ферм составляет почти половину всех сельскохозяйственных угодий в странах ЕС. В Финляндии все хозяйства получают погектарные субсидии, а севернее 62° широты введены повышенные цены и особые надбавки. Такие же льготные надбавки существуют на севере Швеции. Аналогичная система и в Норвегии. В Австрии, Швейцарии и в горных районах Франции давно применяется погектарная система дотаций или в расчете на голову скота [33, 41, 53].

Таким образом, специфика функционирования АПК  в условиях рынка, трудности адаптации  сельхозпроизводителей к условиям рынка, а также роль АПК в обеспечении  продуктовой, следовательно, экономической  безопасности государства определяют необходимость государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного сектора. Роль и положение сельского хозяйства требуют проведения активной аграрной политики, направленной на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Не менее важна проблема сохранения и воспроизводства используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.

 

1.3. Аграрная  политика Российской Федерации  на современном этапе

В России в начале 90-х годов была принята рыночная модель, основанная на либерализации  экономических отношений, отказе государства от своей регулирующей роли, резком сокращении поддержки реального сектора экономики и социальной сферы. В основу указанной модели легло упрощенное понимание рынка и рыночных отношений как системы, функционирующей исключительно на свободной купле-продаже, без какого-либо государственного вмешательства. Такой подход никак не был обоснован, что привело к негативным социально-экономическим последствиям, к нарастанию кризисных явлений в экономике и социальной сфере [12, 27, 30, 43].

Имеющийся мировой  опыт дает основание утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера, во-первых, высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка и, во-вторых, высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства. При этом следует отметить, что имеется в виду современное понимание рынка как атрибута социально ориентированной модели экономики, а не как ее всеохватывающая характеристика.

Национальная  экономика - это многоуровневая, многоцелевая и многофункциональная система, в которой не только различные отрасли и хозяйствующие субъекты, но и регионы имеют свои особенности и достаточно противоречивые интересы. При этом рыночный механизм не способен направить их развитие к одной общей цели, для чего требуется активное макроэкономическое регулирование со стороны государства.

Особое значение имеет государственное экономическое  регулирование аграрного сектора  экономики в условиях становления  и развития рыночных отношений.

Экономическое регулирование АПК представляет собой органичное сочетание государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами рыночного саморегулирования.

Цели и принципы государственного регулирования в аграрном секторе формирует аграрная стратегия, которая характеризует основные положения деятельности государства в аграрной сфере, вопросах собственности на землю и средства производства, увеличении производства и потребления продуктов питания, путях увеличения эффективности производства, вопросах повышения доходов сельских жителей и охраны окружающей среды. В перспективе - развитие агропромышленного комплекса должно способствовать достижению главной цели — формированию эффективного и устойчивого агропромышленного производства, соответствующего по отдельным параметрам мировому уровню. Только при этом условии будет обеспечена продовольственная безопасность страны, произойдет насыщение внутреннего рынка доступным для всех слоев населения качественным продовольствием, можно будет достичь выравнивания доходов и уровня социального развития населения отдельных регионов, города и деревни.

Аграрная стратегия, как правило, опирается на соответствующее  законодательство и находит свое конкретное воплощение в аграрной политике. Последнюю мы рассматриваем как конкретизацию целей и принципов аграрной стратегии в законах, планах, программах, организационно-экономических мероприятиях, направленных на преобразование агропромышленного комплекса. Государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Таким образом, цель экономического регулирования  АПК - обеспечить устойчивое развитие агропромышленного производства и на этой основе удовлетворить внутренний спрос на продовольствие, а промышленности в сырье, создать условия для социального развития села.

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК