Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 

За анализируемый  период  увеличилась сумма текущих  активов предприятия на 6,96%, уменьшилась  сумма собственных капиталов на 6,28%. Объем выручки от продаж возрастает более быстрыми темпами, чем его капитал. Это означает, что экономический потенциал предприятия увеличивается.

В целом финансовая деятельность ОАО «Скопинский» должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, более эффективное использование собственного и заемного капитала. Основой улучшения финансового состояния предприятия должно быть дальнейшее развитие и повышение эффективности основного производства, прежде всего – молочного скотоводства.

Важнейшим показателем  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства является себестоимость  продукции. В нем синтезируются  все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов.  Себестоимость продукции животноводства в основном зависит от величины затрат на 1 голову животных и продуктивности.

Определяющее  влияние на себестоимость оказывает  постоянное удорожание кормов, особенно концентратов (затраты на корма занимают наибольший удельный вес в структуре общих затрат), рост затрат на содержание основных средств, а также удорожание стоимости услуг, оказываемых вспомогательными производствами по обслуживанию молочно-товарной фермы, увеличение затрат на приобретение средств защиты животных, рост прямых затрат. Предприятие сокращает расходы по содержанию молочного стада, эти меры негативно сказываются на дойности коров.

 Степень  влияния этих факторов на себестоимость  1ц молока в ОАО «Скопинский молочный комбинат» можно установить при помощи метода цепных подстановок (табл. 2,2).

 

Таблица 2.2

Расчет  влияния факторов на изменение себестоимости  молока в ОАО «Скопинский молочный комбинат» за 2006-2008 гг.

 

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Прирост2008г.

2006

2007

Удой молока от 1 коровы, ц

12,27

11,81

9,00

-3,27

-2,81

Затраты на 1 корову, руб.

21894,34

14897,64

12667,67

-9226,7

-2230

Себестоимость 1ц молока, руб.:

-фактическая

1605,00

1135,00

1267,06

-337,94

132,06

-при продуктивности  отчетного года и затратах предыдущего года

 

1214,15

1072,62

1072,62

-141,5

Отклонение  себестоимости в отчетном году от предыдущего года, руб.:

-общее

 

-470,00

132,06

132,06

602,06

В том числе  за счет изменения:

-продуктивности

 

-79,15

194,44

194,44

273,59

-затрат на 1 голову

 

-390,85

-62,38

-62,38

328,47


 

Расчеты показали, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом  себестоимость 1ц молока повысилась на 132,06 руб. Причиной стало снижение продуктивности коров, которое обусловило повышение себестоимости 194,44 руб., рост себестоимости был компенсирован в размере 62,38 руб. снижением затрат на 1 голову.

Основным направлением повышения эффективности производства молока является обеспечение роста  продуктивности коров при разумном использовании всех производственных ресурсов. Конечным показателем, характеризующим эффективность любой товарной отрасли, является уровень её рентабельности. Его величина зависит не только от себестоимости продукции, но и от складывающихся на рынке цен реализации. В свою очередь, на цены оказывают влияние как внешние, не зависящие от предприятия, условия, так и внутренние факторы: качество продукции и организация её сбыта.

Следовательно, важным фактором повышения эффективности  молочного скотоводства является улучшение  качества молока, повышение товарности, увеличение объема продаж другим предприятиям и организациям, поиск новых, более выгодных каналов реализации.

Анализ современного состояния и организации молочного  скотоводства показал, что отрасль  находится в критическом положении. В целях повышения устойчивости и эффективности производства молока на предприятии необходимо осуществить комплекс мероприятий по рационализации кормовой базы, совершенствованию стимулирования труда, улучшению организации реализации продукции. Также необходима государственная поддержка по улучшению стада, технической оснащенности молочного скотоводства.

По оценкам  специалистов, к основным путям повышения  экономической эффективности молочного  скотоводства относятся: интенсификация отрасли посредством создания современной материально-технической базы; соответствующее ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья; создание прочной кормовой базы; совершенствование концентрации и специализации молочного скотоводства; развитие селекции в молочном направлении; внедрение эффективных методов воспроизводства маточного поголовья; внедрение интенсивных технологий производства молока, наиболее эффективных форм и прогрессивных методов организации труда и стимулирование повышения его производительности; поиск выгодных каналов сбыта; агропромышленная интеграция и кооперация в производстве молочной продукции. При этом рост производства должен быть обеспечен, прежде всего, в результате повышения продуктивности животных. При наличии необходимых условий (обеспечение кормами, квалифицированными кадрами и т.д.) будет увеличиваться и их поголовье.

 

 

Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования  государственной поддержки и  регулирования АПК в Рязанской области

 

3.1. Оценка  эффективности мер государственной  поддержки товаропроизводителей АПК

 

Одной из основных задач государства является стимулирование развития аграрного сектора путем оказания ему финансовой помощи. В тоже время состояние экономики аграрного сектора определяется не только размером помощи, но и эффективным её использованием. Размер и установленный порядок предоставления финансовой поддержки предприятиям АПК должен обеспечивать получение положительного социального и экономического эффекта. Т.е. государственная поддержка агропроизводителей должна быть направлена на стимулирование общей эффективности отрасли.

В курсовой работе предложен подход к оценке экономического эффекта проводимой аграрной политики на территории Рязанской области, в т.ч. реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Количественная оценка экономического эффекта заключается в построении трендовых моделей показателей развития (у) подотраслей сельского хозяйства с включением фиктивной переменной. Регрессионная модель имеет следующий вид:

= b0+b t +b2
+et

где в качестве факторных переменных выступают

t – время;

γ– фиктивная переменная, отражающая влияние институциональных изменений, где .

Специфика сельского  хозяйства обуславливает некоторое  запаздывание динамики показателей его развития от динамики объема финансовой поддержки отрасли и изменения институциональных условий. Этим обусловлен выбор 2007 г. в качестве переломного.

Фиктивная переменная (γ) отражает наличие изменений институциональных условий функционирования АПК. Если изменения в аграрной политике государства оказали положительное влияние на состояние сельского хозяйства в регионе, то значение параметра при нем положительно, и наоборот. В случае отсутствия или незначительности воздействия государственных мер на АПК коэффициент при фиктивной переменной равен нулю.

Рассмотрим  эффективность государственной  поддержки производителей зерна. В  качестве зависимой (уt) переменной выступает показатель урожайность зерна, центнер с гектара. Независимыми переменными являются фактор времени (t) и фиктивная переменная (γ). В результате проведенных расчетов модель приняла следующий вид:

tрасч                      (2,77)             (3,04)

R2 = 0,88        Fрасч = 21,66

Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.

В случае отсутствия активных государственных мер по поддержке производства зерна темп ежегодного прироста показателя урожайности  составлял бы 0,28 цн с га. Государственная помощь  позволила ускорить рост данного показатель на 3,04 цн с га. За период в 2007 и в 2008 гг. эффект от реализации государственной программы развития сельского хозяйства в абсолютном выражении составил 108,53 и 131,32 тыс. тонн зерна соответственно. На основе предложенной модели дан точечный прогноз анализируемой величины. При сохранении существующих тенденций и условий урожайность зерна в 2009 г. составит 19,52 цен с га, а в 2010 г. – 19,80 цн с га. На рис. 3.1 представлены фактические, прогнозные значения показателя и значения, ожидаемые при отсутствии институциональных изменений.

Рис. 3.1. Результаты моделирования и прогнозирования  урожайности зерна в Рязанской области, цн с га

 

Данный подход позволяет оценить влияние государственной поддержки на отрасли животноводства. Показателем эффективности организации и развития сельскохозяйственного производства является показатель привес скота на 1 голову, кг. Ниже представлена модель, описывающая динамику данного показателя (уt) в зависимости от времени (t) и фиктивной переменной (γ), которая принимает значение о и 1.

tрасч                      (3,76)               (2,97)

R2 = 0,92        Fрасч = 28,59

Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.

Реализация  мер по государственной поддержке  животноводства в области позволила  увеличить привес скота в 2007 и 2008 гг. на 19,73 и 21,44 кг в расчете на 1 голову соответственно. На рис. 3.2 представлены результаты оценки показателя у. Прогнозные значения показателя привес скота на 1 голову в кг. на 2009 и 2010 гг. составляют 111,17 и 112,98 кг соответственно.

 

Рис. 3.2. Результаты моделирования и прогнозирования привеса скота на 1 голову в Рязанской области, кг

 

В экономике Рязанской области существенную роль играло молочное животноводства. В 1991 г. в области было реализовано молока и молочной продукции 421,93 тыс. тонн, в 2008 г. этот показатель составил лишь 106,93 тыс. тонн, что ниже на 75% уровня 1991 г. В то же время регион обладает значительным ресурсным потенциалом развития молочного скотоводства.

Для оценки влияния  изменений государственной аграрной политики на состояние молочного  животноводства предложена регрессионная модель, где в качестве зависимой переменной выступает показатель надой молока на 1 корову, кг, а независимыми – фактор времени (t) и фиктивная переменная (γ). В результате реализации метода наименьших квадратов построена трендовая модель, в которой параметр при фиктивной переменной статистически не значим, т.е. равен нулю. Модель имеет вид:

 

   tрасч                             (12507)

R2 = 0,96        Fрасч = 156,19

Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.

Таким образом, ежегодный прирост надоя молока в расчете на 1 голову составляет 133,72 кг. Этот рост обусловлен общеэкономической  тенденцией, а не государственной политикой в области стимулирования производства молока. . На рис. 3.3 представлены результаты моделирования показателя у.

 

Рис. 3.2. Результаты моделирования и прогнозирования  надоя молока на 1 корову в Рязанской области, кг

 

В табл. 3.1 приведены точечные оценки прогнозных значений урожайности зерна, цн с га, привес скота на 1 голову, кг., надои молока в расчете на 1 корову на 2009-2010 гг.

 

 

 

Таблица 3.1

Прогнозные  значения показателей эффективности  развития сельского хозяйства Рязанской области в 2000-2010 гг.

 

Прогнозный  период

Урожайность зерна, цн с га

Привес  скота в расчете на 1 голову

Надои молока на 1 корову, кг.

2009

19,52

111,1719

3471,587

2010

19,80

112,9828

3605,304


 

Таким образом, в регионе остается нерешенной проблема развития молочного животноводство. Прирост производства молока и молочной продукции за период 2000-2008 г. составил лишь 24,5%.  В настоящее время ценовая конъюнктура, сложившаяся на рынке сырого молока Рязанской области, снижает инвестиционную привлекательность отрасли молочного животноводства. Наиболее неблагоприятно это сказывается на возможности дальнейшего развития предприятий, осуществляющих строительство новых объектов и производящих масштабную техническую реконструкцию в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в сфере производства молока.

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК