Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа
Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69
За анализируемый период увеличилась сумма текущих активов предприятия на 6,96%, уменьшилась сумма собственных капиталов на 6,28%. Объем выручки от продаж возрастает более быстрыми темпами, чем его капитал. Это означает, что экономический потенциал предприятия увеличивается.
В целом финансовая деятельность ОАО «Скопинский» должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, более эффективное использование собственного и заемного капитала. Основой улучшения финансового состояния предприятия должно быть дальнейшее развитие и повышение эффективности основного производства, прежде всего – молочного скотоводства.
Важнейшим показателем
экономической эффективности
Определяющее влияние на себестоимость оказывает постоянное удорожание кормов, особенно концентратов (затраты на корма занимают наибольший удельный вес в структуре общих затрат), рост затрат на содержание основных средств, а также удорожание стоимости услуг, оказываемых вспомогательными производствами по обслуживанию молочно-товарной фермы, увеличение затрат на приобретение средств защиты животных, рост прямых затрат. Предприятие сокращает расходы по содержанию молочного стада, эти меры негативно сказываются на дойности коров.
Степень
влияния этих факторов на
Таблица 2.2
Расчет влияния факторов на изменение себестоимости молока в ОАО «Скопинский молочный комбинат» за 2006-2008 гг.
Показатели |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Прирост2008г. | |
2006 |
2007 | ||||
Удой молока от 1 коровы, ц |
12,27 |
11,81 |
9,00 |
-3,27 |
-2,81 |
Затраты на 1 корову, руб. |
21894,34 |
14897,64 |
12667,67 |
-9226,7 |
-2230 |
Себестоимость 1ц молока, руб.: -фактическая |
1605,00 |
1135,00 |
1267,06 |
-337,94 |
132,06 |
-при продуктивности отчетного года и затратах предыдущего года |
1214,15 |
1072,62 |
1072,62 |
-141,5 | |
Отклонение себестоимости в отчетном году от предыдущего года, руб.: -общее |
-470,00 |
132,06 |
132,06 |
602,06 | |
В том числе за счет изменения: -продуктивности |
-79,15 |
194,44 |
194,44 |
273,59 | |
-затрат на 1 голову |
-390,85 |
-62,38 |
-62,38 |
328,47 |
Расчеты показали, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом себестоимость 1ц молока повысилась на 132,06 руб. Причиной стало снижение продуктивности коров, которое обусловило повышение себестоимости 194,44 руб., рост себестоимости был компенсирован в размере 62,38 руб. снижением затрат на 1 голову.
Основным направлением
повышения эффективности
Следовательно, важным фактором повышения эффективности молочного скотоводства является улучшение качества молока, повышение товарности, увеличение объема продаж другим предприятиям и организациям, поиск новых, более выгодных каналов реализации.
Анализ современного
состояния и организации
По оценкам
специалистов, к основным путям повышения
экономической эффективности
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка
эффективности мер
Одной из основных задач государства является стимулирование развития аграрного сектора путем оказания ему финансовой помощи. В тоже время состояние экономики аграрного сектора определяется не только размером помощи, но и эффективным её использованием. Размер и установленный порядок предоставления финансовой поддержки предприятиям АПК должен обеспечивать получение положительного социального и экономического эффекта. Т.е. государственная поддержка агропроизводителей должна быть направлена на стимулирование общей эффективности отрасли.
В курсовой работе предложен подход к оценке экономического эффекта проводимой аграрной политики на территории Рязанской области, в т.ч. реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Количественная оценка экономического эффекта заключается в построении трендовых моделей показателей развития (у) подотраслей сельского хозяйства с включением фиктивной переменной. Регрессионная модель имеет следующий вид:
где в качестве факторных переменных выступают
t – время;
γ– фиктивная переменная, отражающая влияние институциональных изменений, где .
Специфика сельского
хозяйства обуславливает
Фиктивная переменная (γ) отражает наличие изменений институциональных условий функционирования АПК. Если изменения в аграрной политике государства оказали положительное влияние на состояние сельского хозяйства в регионе, то значение параметра при нем положительно, и наоборот. В случае отсутствия или незначительности воздействия государственных мер на АПК коэффициент при фиктивной переменной равен нулю.
Рассмотрим эффективность государственной поддержки производителей зерна. В качестве зависимой (уt) переменной выступает показатель урожайность зерна, центнер с гектара. Независимыми переменными являются фактор времени (t) и фиктивная переменная (γ). В результате проведенных расчетов модель приняла следующий вид:
tрасч (2,77) (3,04)
R2 = 0,88 Fрасч = 21,66
Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.
В случае отсутствия активных государственных мер по поддержке производства зерна темп ежегодного прироста показателя урожайности составлял бы 0,28 цн с га. Государственная помощь позволила ускорить рост данного показатель на 3,04 цн с га. За период в 2007 и в 2008 гг. эффект от реализации государственной программы развития сельского хозяйства в абсолютном выражении составил 108,53 и 131,32 тыс. тонн зерна соответственно. На основе предложенной модели дан точечный прогноз анализируемой величины. При сохранении существующих тенденций и условий урожайность зерна в 2009 г. составит 19,52 цен с га, а в 2010 г. – 19,80 цн с га. На рис. 3.1 представлены фактические, прогнозные значения показателя и значения, ожидаемые при отсутствии институциональных изменений.
Рис.
3.1. Результаты моделирования и
Данный подход позволяет оценить влияние государственной поддержки на отрасли животноводства. Показателем эффективности организации и развития сельскохозяйственного производства является показатель привес скота на 1 голову, кг. Ниже представлена модель, описывающая динамику данного показателя (уt) в зависимости от времени (t) и фиктивной переменной (γ), которая принимает значение о и 1.
tрасч (3,76) (2,97)
R2 = 0,92 Fрасч = 28,59
Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.
Реализация мер по государственной поддержке животноводства в области позволила увеличить привес скота в 2007 и 2008 гг. на 19,73 и 21,44 кг в расчете на 1 голову соответственно. На рис. 3.2 представлены результаты оценки показателя у. Прогнозные значения показателя привес скота на 1 голову в кг. на 2009 и 2010 гг. составляют 111,17 и 112,98 кг соответственно.
Рис.
3.2. Результаты моделирования и прогнозировани
В экономике Рязанской области существенную роль играло молочное животноводства. В 1991 г. в области было реализовано молока и молочной продукции 421,93 тыс. тонн, в 2008 г. этот показатель составил лишь 106,93 тыс. тонн, что ниже на 75% уровня 1991 г. В то же время регион обладает значительным ресурсным потенциалом развития молочного скотоводства.
Для оценки влияния
изменений государственной
tрасч (12507)
R2 = 0,96 Fрасч = 156,19
Параметры модели значимы по t – критерию Стьюдента, а модель статистически значима по F-критерию Фишера при α=0,05 и адекватно отражает изучаемый процесс.
Таким образом, ежегодный прирост надоя молока в расчете на 1 голову составляет 133,72 кг. Этот рост обусловлен общеэкономической тенденцией, а не государственной политикой в области стимулирования производства молока. . На рис. 3.3 представлены результаты моделирования показателя у.
Рис.
3.2. Результаты моделирования и
В табл. 3.1 приведены точечные оценки прогнозных значений урожайности зерна, цн с га, привес скота на 1 голову, кг., надои молока в расчете на 1 корову на 2009-2010 гг.
Таблица 3.1
Прогнозные значения показателей эффективности развития сельского хозяйства Рязанской области в 2000-2010 гг.
Прогнозный период |
Урожайность зерна, цн с га |
Привес скота в расчете на 1 голову |
Надои молока на 1 корову, кг. |
2009 |
19,52 |
111,1719 |
3471,587 |
2010 |
19,80 |
112,9828 |
3605,304 |
Таким образом, в регионе остается нерешенной проблема развития молочного животноводство. Прирост производства молока и молочной продукции за период 2000-2008 г. составил лишь 24,5%. В настоящее время ценовая конъюнктура, сложившаяся на рынке сырого молока Рязанской области, снижает инвестиционную привлекательность отрасли молочного животноводства. Наиболее неблагоприятно это сказывается на возможности дальнейшего развития предприятий, осуществляющих строительство новых объектов и производящих масштабную техническую реконструкцию в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в сфере производства молока.
Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК