Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Рязанская область занимает второе место среди регионов Российской Федерации по показателю эффективность агропромышленного производства, что свидетельствует о наличии благоприятных, прежде всего, климатических, инфраструктурных и институциональных условий для развития сельского хозяйства в регионе.

Агропромышленный  комплекс Рязанской области вносит весомый вклад в валовой региональный продукт, тем самым значительно укрепляет экономику Рязанской области и обеспечивает продовольственную независимость региона.

С начала 2008 года реализуется имеющая статус приоритетного  национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

В Рязанской области в 2008 году реализация Госпрограммы осуществлялась в рамках областных государственных целевых программ «Развитие сельскохозяйственного производства Рязанской области на 2006-2008 годы» и «Социальное развитие села в Рязанской области до 2010 года». В 2008 года в целях реализации Госпрограммы, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и администрация Рязанской области заключили Соглашение по четырем основным направлениям:

    1. Устойчивое развитие сельских территорий
    2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
    3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
    4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

В указанном  Соглашении стороны договорились о  необходимости реализации региональных целевых показателей. Министерством сельского хозяйства Рязанской области разработан и утвержден сетевой график работы на 2008 год по реализации основных направлений Госпрограммы, где подробно расписаны мероприятия с соответствующими целевыми показателями и объемами финансирования, сроками выполнения и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.

Всего на реализацию мероприятий Государственной программы  в 2008 году выделено 1957 млн. рублей бюджетных  средств. Освоение бюджетных средств  составило: из средств федерального бюджета – 844 млн. рублей, из средств областного бюджета – 985,6 млн. рублей. Финансирование программы из внебюджетных источников составило около 1500 млн. рублей. 

Ожидаемый индекс производства продукции сельского  хозяйства за 2008 год – 104,1 % к уровню 2007 года. Объем валовой продукции - 32128 млн. рублей или 102,9 % к предыдущему году. По итогам года планируется получить 1867,5 млн. рублей прибыли в 197 сельскохозяйственных организациях области (95,6 % от общего числа). Уровень рентабельности по всей деятельности достигнет 24 %. Среднемесячная зарплата 1 работника занятого в сельском хозяйстве в 2008 году согласно прогнозу увеличится на 15,7 % и составит 8300 рублей.  Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в месяц по предварительным данным Рязанскстата в третьем квартале 2008 года составили 7992 рублей, что на 8,6% больше запланированного годового показателя.

Сегодня государственная  поддержка и регулирование агропроизводственных предприятий в Рязанской области проводится в соответствии с положениями Областной государственной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Рязанской области на 2009-2012 годы». Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а так же заключенным Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Рязанской области.

Основными целями развития АПК Рязанской области являются устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;  повышение привлекательности сельских территорий для инвесторов и квалифицированных работников; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Рязанской области на основе модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства;  сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса; поддержка развития рынков на территории Рязанской области [5].

Аграрная политика  Рязанской области отличается инновационной направленностью. Так для эффективного функционирования сельского хозяйства в Рязанской области предпринимаются активные меры по разработке и внедрению научно-обоснованной системы земледелия; разрабатывается единая комплексная система управления качеством продукции, технических регламентов и условий по основным и оборотным средствам сельского хозяйства, готовой сельскохозяйственной продукции и сырью. В области создана единая системы информационного и консультационного обеспечения АПК, отрасль обеспечивается квалифицированными кадрами массовых профессий и специалистов. Предпринимаются меры стимулирования развития научных исследований и их внедрение в отраслях сельского хозяйства.

Министерством сельского  хозяйства ежегодно проводится работа по повышению квалификации руководителей  и специалистов агропромышленного  комплекса Рязанской области. Всего в 2008 году повысили свою квалификацию 844 руководителя и специалиста, из них за счет средств областного бюджета 244 человека.

Из областного бюджета  финансируются исследования в области  научного обеспечения аграрного  комплекса Рязанской области по следующим направлениям:

1) экономики сельского  хозяйства, включающей создание  эффективных механизмов государственной  поддержки сельскохозяйственного  производства, оптимизации развития  отраслей в сельскохозяйственных  организациях, разработку эффективных систем управления сельскохозяйственным производством;

2) растениеводства, включающего  создание научно-обоснованной системы  земледелия, адаптированной к природно-климатическим  условиям Рязанской области, систем точного земледелия, селекции и семеноводства высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, почвозащитной обработки почвы и севооборотов, формирующих бездефицитный баланс гумуса, систем применения органических и минеральных удобрений;

3) животноводства, включающего  разработку систем содержания  и кормления сельскохозяйственных животных, совершенствование систем племенной работы в животноводстве, создание систем точного животноводства и эффективных технологий производства животноводческой продукции;

4) механизации  и электрификации сельского хозяйства, включающих разработку ресурсо- и энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции, эффективной эксплуатации сельскохозяйственной техники, повышения качества ее ремонта, повышение качества и снижение потерь электрической энергии.

В 2008 года между  министерством сельского хозяйства  Российской Федерации и департаментом  агропромышленного комплекса заключено  соглашение по реализации мероприятий  Госпрограммы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в части исполнения ведомственной целевой программы «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)».

В рамках формирования системы государственного информационного обеспечения в 2008 году приобретена автоматизированная информационно-аналитическая система для моделирования и анализа результатов производства отрасли растениеводства. Система предназначена для сельскохозяйственных организаций, органов управления сельским хозяйством муниципальных образований, министерства сельского хозяйства Рязанской области. Внедрение системы помогает решать задачи улучшения работы с землей, снижения затрат и повышения эффективности производства, оптимизации системы управления. Приобретены и установлены на рабочие места специалистов министерства базы данных агропромышленного комплекса. Создана база данных по почвенному плодородию для четырнадцати сельскохозяйственных организаций на площади 84,1 тыс.га в семи районах области. Она содержит информацию по содержанию гумуса, фосфора, калия, микроэлементов, кислотности за все проведенные туры обследований, начиная с 1970 года, с указанием годов обследования; почвенная характеристика (тип почвы, механический состав, почвенные разности, группа сложности почвы, мощность пахотного слоя); площадь поля, вид угодий.

Созданы цифровые карты с соответствующими программами  по производству для агронома, экономиста, других специалистов, которые могут  быть использованы в сельскохозяйственных организациях для проведения работы по планированию, фактическому учету производства сельскохозяйственной продукции, расчету себестоимости, определения потребности в материальных и финансовых ресурсах для производства и рационализации управления сельскохозяйственным производством.

Данная информация необходима для анализа имеющегося потенциала почвенного плодородия в  разрезе сельхозорганизаций, оценки динамики изменения качества земель в процессе сельскохозяйственного  производства, для обеспечения адресности государственной бюджетной поддержки в целях повышения эффективности ее использования и прогнозирования состояния земельного ресурса.

В 2008 году мероприятия  по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям осуществлялись через региональный учебно-методический центр ООО «ИКЦ», областные информационно-консультационные центры (ИКЦ), созданные на базе научных и высших учебных заведений региона и районные информационно-консультационные центры.

Одним из важных направлений поддержки и регулирования  АПК  Рязанской области является  предоставление субсидий из областного бюджета  на поддержку сельскохозяйственного производства. Порядок субсидирования агропроизводителей в Рязанской области установлен Положением о порядке и условиях предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в 2009 году.

Основными условиями  предоставления субсидий является сохранение поголовья коров по состоянию  на 1 января 2009 года на уровне 1 января 2008 года и (или) посевных площадей зерновых и зернобобовых культур не ниже уровня 2008 года; снижение на 10 процентов задолженности по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды по сравнению с задолженностью по состоянию на 1 января 2008 года и т.д. Исключением является  снижение показателей, вызванное чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями в 2007 – 2008 годах. Субсидии не предоставляются в случае низкой эффективности использования бюджетных средств в 2008 году.

Например, субсидии на приобретение минеральных удобрений  предоставляются получателям за производство зерновых, зернобобовых культур, рапса и овощей защищенного грунта в переводе на зерновые культуры при коэффициенте эффективности использования бюджетных средств в 2008 году от 0,6 до 2,0. Размер субсидии из областного бюджета: 120 рублей на 1 гектар посевов, при средней урожайности зерновых и зернобобовых культур на посевную площадь за 3 предшествующих года не менее 13 центнеров с гектара, для районов с особыми почвенными и климатическими условиями - не менее 11,5 центнера с гектара, но не более 50 процентов от цены приобретенных минеральных удобрений по договору с учетом НДС и транспортных расходов.

Субсидии на поддержку племенного животноводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на содержание и приобретение племенных быков – производителей.

В области предоставляются  субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета  на развитие приоритетных отраслей растениеводства. Субсидии на приобретение элитных семян районированных сортов сельскохозяйственных культур у Российских товаропроизводителей при коэффициенте эффективности использования бюджетных средств в 2008 году от 0,5 до 2,0. и посевной площади зерновых и зернобобовых культур в 2009 году не менее 2000 га. Размер субсидии: 5000 рублей за 1 тонну колосовых культур, 6000 рублей за 1 тонну бобовых культур, 1500 рулей за 1 тонну элитного картофеля, 5100 рублей за 1 тонну рапса.

Также производится  возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим закуп мяса, молока у личных подсобных хозяйств, в целях его дальнейшей переработки и реализации на перерабатывающие предприятия. Размер субсидии составляет 10 рублей за 1 килограмм мяса, закупленного в 3-4 квартале 2008 года и в 2009 году. Возмещение предоставляется при условии осуществление закупа мяса по цене не ниже 120 рублей за 1 килограмм мяса в убойном весе. Размер субсидии на закуп молока составляет  2,50 рубля за 1 литр молока, закупленного в 3-4 квартале 2008 года и в 2009 году. Субсидирование производится при условии осуществление закупа молока по цене не ниже 10 рублей за 1 литр закупленного молока в 3-4 квартале 2008 года, 1-3 квартале 2009 года, и по цене не ниже 12 рублей за 1 литр закупленного молока в 4-м квартале 2009 года.

Таким образом, в Рязанской области государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции направлена на обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; повышение эффективности функционирования сельхозпроизводителей; подготовке и переподготовке специалистов для сельского хозяйства; предоставлении субсидий на производство сельскохозяйственной продукции.

 

2.2. Анализ  состояния и развития сельского хозяйства

 Рязанской области

 

Для поддержания  развития АПК Рязанской области требуется активное привлечение государственно–частного капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности, Правительством Рязанской области принимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв и повышению их плодородия, внедрению прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве, социальному обустройству села, решению кадровых проблем.

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК