Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа
Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69
Рязанская область занимает второе место среди регионов Российской Федерации по показателю эффективность агропромышленного производства, что свидетельствует о наличии благоприятных, прежде всего, климатических, инфраструктурных и институциональных условий для развития сельского хозяйства в регионе.
Агропромышленный комплекс Рязанской области вносит весомый вклад в валовой региональный продукт, тем самым значительно укрепляет экономику Рязанской области и обеспечивает продовольственную независимость региона.
С начала 2008 года
реализуется имеющая статус приоритетного
национального проекта
В Рязанской области в 2008 году реализация Госпрограммы осуществлялась в рамках областных государственных целевых программ «Развитие сельскохозяйственного производства Рязанской области на 2006-2008 годы» и «Социальное развитие села в Рязанской области до 2010 года». В 2008 года в целях реализации Госпрограммы, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и администрация Рязанской области заключили Соглашение по четырем основным направлениям:
В указанном Соглашении стороны договорились о необходимости реализации региональных целевых показателей. Министерством сельского хозяйства Рязанской области разработан и утвержден сетевой график работы на 2008 год по реализации основных направлений Госпрограммы, где подробно расписаны мероприятия с соответствующими целевыми показателями и объемами финансирования, сроками выполнения и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.
Всего на реализацию
мероприятий Государственной
Ожидаемый индекс производства продукции сельского хозяйства за 2008 год – 104,1 % к уровню 2007 года. Объем валовой продукции - 32128 млн. рублей или 102,9 % к предыдущему году. По итогам года планируется получить 1867,5 млн. рублей прибыли в 197 сельскохозяйственных организациях области (95,6 % от общего числа). Уровень рентабельности по всей деятельности достигнет 24 %. Среднемесячная зарплата 1 работника занятого в сельском хозяйстве в 2008 году согласно прогнозу увеличится на 15,7 % и составит 8300 рублей. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в месяц по предварительным данным Рязанскстата в третьем квартале 2008 года составили 7992 рублей, что на 8,6% больше запланированного годового показателя.
Сегодня государственная
поддержка и регулирование
Основными целями развития АПК Рязанской области являются устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение привлекательности сельских территорий для инвесторов и квалифицированных работников; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Рязанской области на основе модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса; поддержка развития рынков на территории Рязанской области [5].
Аграрная политика Рязанской области отличается инновационной направленностью. Так для эффективного функционирования сельского хозяйства в Рязанской области предпринимаются активные меры по разработке и внедрению научно-обоснованной системы земледелия; разрабатывается единая комплексная система управления качеством продукции, технических регламентов и условий по основным и оборотным средствам сельского хозяйства, готовой сельскохозяйственной продукции и сырью. В области создана единая системы информационного и консультационного обеспечения АПК, отрасль обеспечивается квалифицированными кадрами массовых профессий и специалистов. Предпринимаются меры стимулирования развития научных исследований и их внедрение в отраслях сельского хозяйства.
Министерством сельского хозяйства ежегодно проводится работа по повышению квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса Рязанской области. Всего в 2008 году повысили свою квалификацию 844 руководителя и специалиста, из них за счет средств областного бюджета 244 человека.
Из областного бюджета финансируются исследования в области научного обеспечения аграрного комплекса Рязанской области по следующим направлениям:
1) экономики сельского
хозяйства, включающей
2) растениеводства, включающего
создание научно-обоснованной
3) животноводства, включающего разработку систем содержания и кормления сельскохозяйственных животных, совершенствование систем племенной работы в животноводстве, создание систем точного животноводства и эффективных технологий производства животноводческой продукции;
4) механизации
и электрификации сельского
В 2008 года между
министерством сельского
В рамках формирования системы государственного информационного обеспечения в 2008 году приобретена автоматизированная информационно-аналитическая система для моделирования и анализа результатов производства отрасли растениеводства. Система предназначена для сельскохозяйственных организаций, органов управления сельским хозяйством муниципальных образований, министерства сельского хозяйства Рязанской области. Внедрение системы помогает решать задачи улучшения работы с землей, снижения затрат и повышения эффективности производства, оптимизации системы управления. Приобретены и установлены на рабочие места специалистов министерства базы данных агропромышленного комплекса. Создана база данных по почвенному плодородию для четырнадцати сельскохозяйственных организаций на площади 84,1 тыс.га в семи районах области. Она содержит информацию по содержанию гумуса, фосфора, калия, микроэлементов, кислотности за все проведенные туры обследований, начиная с 1970 года, с указанием годов обследования; почвенная характеристика (тип почвы, механический состав, почвенные разности, группа сложности почвы, мощность пахотного слоя); площадь поля, вид угодий.
Созданы цифровые карты с соответствующими программами по производству для агронома, экономиста, других специалистов, которые могут быть использованы в сельскохозяйственных организациях для проведения работы по планированию, фактическому учету производства сельскохозяйственной продукции, расчету себестоимости, определения потребности в материальных и финансовых ресурсах для производства и рационализации управления сельскохозяйственным производством.
Данная информация необходима для анализа имеющегося потенциала почвенного плодородия в разрезе сельхозорганизаций, оценки динамики изменения качества земель в процессе сельскохозяйственного производства, для обеспечения адресности государственной бюджетной поддержки в целях повышения эффективности ее использования и прогнозирования состояния земельного ресурса.
В 2008 году мероприятия
по оказанию консультационной помощи
сельхозтоваропроизводителям
Одним из важных
направлений поддержки и
Основными условиями предоставления субсидий является сохранение поголовья коров по состоянию на 1 января 2009 года на уровне 1 января 2008 года и (или) посевных площадей зерновых и зернобобовых культур не ниже уровня 2008 года; снижение на 10 процентов задолженности по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды по сравнению с задолженностью по состоянию на 1 января 2008 года и т.д. Исключением является снижение показателей, вызванное чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями в 2007 – 2008 годах. Субсидии не предоставляются в случае низкой эффективности использования бюджетных средств в 2008 году.
Например, субсидии на приобретение минеральных удобрений предоставляются получателям за производство зерновых, зернобобовых культур, рапса и овощей защищенного грунта в переводе на зерновые культуры при коэффициенте эффективности использования бюджетных средств в 2008 году от 0,6 до 2,0. Размер субсидии из областного бюджета: 120 рублей на 1 гектар посевов, при средней урожайности зерновых и зернобобовых культур на посевную площадь за 3 предшествующих года не менее 13 центнеров с гектара, для районов с особыми почвенными и климатическими условиями - не менее 11,5 центнера с гектара, но не более 50 процентов от цены приобретенных минеральных удобрений по договору с учетом НДС и транспортных расходов.
Субсидии на
поддержку племенного животноводства
предоставляются
В области предоставляются субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета на развитие приоритетных отраслей растениеводства. Субсидии на приобретение элитных семян районированных сортов сельскохозяйственных культур у Российских товаропроизводителей при коэффициенте эффективности использования бюджетных средств в 2008 году от 0,5 до 2,0. и посевной площади зерновых и зернобобовых культур в 2009 году не менее 2000 га. Размер субсидии: 5000 рублей за 1 тонну колосовых культур, 6000 рублей за 1 тонну бобовых культур, 1500 рулей за 1 тонну элитного картофеля, 5100 рублей за 1 тонну рапса.
Также производится возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим закуп мяса, молока у личных подсобных хозяйств, в целях его дальнейшей переработки и реализации на перерабатывающие предприятия. Размер субсидии составляет 10 рублей за 1 килограмм мяса, закупленного в 3-4 квартале 2008 года и в 2009 году. Возмещение предоставляется при условии осуществление закупа мяса по цене не ниже 120 рублей за 1 килограмм мяса в убойном весе. Размер субсидии на закуп молока составляет 2,50 рубля за 1 литр молока, закупленного в 3-4 квартале 2008 года и в 2009 году. Субсидирование производится при условии осуществление закупа молока по цене не ниже 10 рублей за 1 литр закупленного молока в 3-4 квартале 2008 года, 1-3 квартале 2009 года, и по цене не ниже 12 рублей за 1 литр закупленного молока в 4-м квартале 2009 года.
Таким образом, в Рязанской области государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции направлена на обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; повышение эффективности функционирования сельхозпроизводителей; подготовке и переподготовке специалистов для сельского хозяйства; предоставлении субсидий на производство сельскохозяйственной продукции.
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства
Рязанской области
Для поддержания развития АПК Рязанской области требуется активное привлечение государственно–частного капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности, Правительством Рязанской области принимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв и повышению их плодородия, внедрению прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве, социальному обустройству села, решению кадровых проблем.
Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК