Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Главными препятствиями  для развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности в Рязанской области являются:

    • низкий выход телят в расчёте на 100 коров (79 голов в 2008 г.);
    • малая численность племенного скота (11,2% вместо 15% в 2008 г.);
    • отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся возможностей ускоренного развития молочного скотоводства.

Решение этих проблем  позволит восстановить роль молочного животноводства в структуре региональной экономики, обеспечит улучшение положения предприятий, специализирующихся на молочном скотоводстве.

 

3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции

в Рязанской области

 

Продовольственное обеспечение населения страны - одна из главных задач государства. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются подходы государства к сельскохозяйственному производству как к особой отрасли экономики имеющей стратегическое значение.

Создание современного механизма государственного регулирования  и его отладка - одна из важнейших  и сложнейших задач российских реформ на данном этапе. Как показывает практика зарубежных стран, простое экстенсивное расширение прямого вмешательства государства в экономику не приводит к повышению ее управляемости и эффективности. Сегодня должна быть создана современная система государственного регулирования, основанная на использовании зарубежного опыта и учитывающая конкретно- исторические условия России, специфику данного этапа развития [47, c.50].

В современных  условиях необходимо задействовать  механизм косвенного экономического регулирования  АПК. К косвенным мерам относятся  рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной, политики и др. Задействуя с их помощью экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение хозяйственных субъектов в качестве производителей и потребителей, а не непосредственно на само производство и потребление.

Для регионов и  России в целом остается актуальным вопрос формирование адекватной рыночным отношениям системы кредитования в  АПК. Организация рационального  кредитования села является одной из ключевых проблем, особенно острых из-за несовпадения вследствие сезонности производства периодов материальных издержек и получения доходов. Кредитование здесь должно быть рассчитано на весь период производства.

Важной формой кредитования АПК является товарный кредит. Однако недопустимо его необоснованное увеличение в ущерб денежному кредитованию. В связи с этим необходимо обеспечить рациональное сочетание форм как товарного, так и денежного кредитования, их равную доступность, право выбора товаропроизводителем наиболее эффективного, с его точки зрения, вида кредитования.

Товарный кредит, представляемый с участием государства, выступает в форме поставок ГСМ, минеральных удобрений, семян, лизинга  техники. В современных условиях товарное кредитование с поддержкой государства играет ведущую роль.

Действующий ныне механизм государственного товарного кредитования необходимо совершенствовать исходя из следующих положений:

  • при товарном кредитовании цены на материально-технические ресурсы, предоставляемые товаропроизводителям не должны быть выше среднерыночных цен, сложившихся в регионе;
  • поставщики ресурсов по товарному кредиту должны определяться на конкурсной основе с заключением соответствующих договоров с государством.

Особенности сельскохозяйственного  производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий и биологического фактора. Поэтому для сельскохозяйственных организаций большое значение имеет страхование.

Продукция земледелия в России производится в гораздо  менее благоприятных природных  условиях, чем в развитых странах. Недобор урожая зерновых культур от засухи и других стихийных бедствий в неблагоприятные годы выражается в размере 10% по сравнению со среднегодовым уровнем производства. Ввиду этого без страховой защиты, образования страховых денежных резервов и эффективной системы страхования в неурожайные годы не представляется возможным обеспечивать финансовую устойчивость организаций и ведение производства.

Страхование сельскохозяйственных культур должно обеспечить возможность  компенсации сельхозтоваропроизводителям 80% затрат на страхование посевов, в том числе за счет средств  федерального бюджета – 50% и за счет средств регионального бюджета – 30 % [51, c. 127]

Реализация данного  вопроса позволит увеличить количество хозяйств, осуществляющих страхование  посевов сельскохозяйственных культур с использованием субсидирования части расходов из средств регионального и федерального бюджетов. Это позволит с одной стороны снизить нагрузку на бюджеты при  возникновении стихийных ситуаций, а с другой стороны  обеспечить возврат представленных бюджетных кредитов из сумм страховых выплат, расширить виды страховых услуг и предоставить возможность самостоятельного выбора товаропроизводителями страховых объектов (сельскохозяйственные культуры и скот, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).

Основные концептуальные направления совершенствования  государственного регулирования АПК  сводятся к следующему:

• установить четкий порядок  формирования федеральных и региональных фондов сельхозпредприятий на 3-5 лет  с ежегодным уточнением не позднее, чем за 6 месяцев до начала предстоящего года.

• в целях стимулирования производства сельскохозяйственной продукции  и увеличения занятости на селе с  развитием местного самоуправления в перспективе целесообразно  перейти от государственного заказа на уровне региона к муниципальному заказу на продукцию местных товаропроизводителей;

• участие государства  в залоговых операциях с сельскохозяйственной продукцией (картофель, овощи). Предметом  залога может быть как уже произведенная  продукция, так и продукция будущего урожая. Участие государства в залоге продукции заключается в выделении бюджетных средств, льготном кредитовании;

• переход на новую  систему ценообразования на продукцию  сельского хозяйства, включающую целевые, гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендательные), пороговые, (для определения таможенных тарифов) цены;

• нейтрализовать монополию  заготовительных, посреднических и  перерабатывающих структур, переводя на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства;

• передать торговые рынки  в управление потребительской кооперации;

• создать систему  кредитной кооперации на селе, действующую  на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные денежные средства сельских предпринимателей и граждан;

• расширить применение лизинга, льготного кредита, усилить  вклад государства в финансирование инновационной деятельности в АПК, производственной и социальной инфраструктуры села, компенсировать потери сельхозтоваропроизводителей из-за роста цен на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, газ, минеральные удобрения, технику;

• снизить и дифференцировать ставку налога на добавленную стоимость  средств производства, поставляемых сельхозтоваропроизводителям; снизить  налоговую нагрузку крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Особого внимания требует состояние в Рязанской области молочного скотоводства. За последние годы положение молочного сектора экономики области значительно ухудшилось: неуклонно сокращается поголовье коров, снижается их продуктивность. Следствие этого - низкий уровень обеспечения населения молоком и молочными продуктами как по количеству, так по качеству и ассортименту.

Нарушение хозяйственных  связей между товаропроизводителями  и потребителями, ослабление роли государства в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции и активизация деятельности многочисленных коммерческих структур на этом рынке привели к удорожанию молочной продукции отечественных производителей и ее неконкурентоспособности. Отечественный товаропроизводитель оказался вытесненным с собственного продовольственного рынка. В результате в настоящее время потребность населения в продовольственных товарах за счет продуктов отечественного производства удовлетворяется всего лишь на 50-60%, а в крупных городах этот показатель еще ниже.

Объективная необходимость  участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:

- социальной  значимостью молока, как необходимого  для здоровья нации продукта  питания, наиболее доступного по цене;

- биологическими  особенностями крупного рогатого  скота по сравнению со скороспелыми  отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный  цикл получения коровы составляет 24-28 месяцев;

- необходимостью  технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.

Проблемы в  области развития молочного животноводства усугубляются недостатком комплексных  научных разработок с системным  подходом. Соответственно сдерживается процесс интенсификации молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Для способствования  решения указанных проблем разработана  отраслевая целевая программа «Развитие  молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы», в соответствии с которой регионы должны разработать аналогичную программу.

Новая политика в области развития молочного  животноводства направлена на:

- укрепление  племенной базы молочного скотоводства;

- увеличение  производства молока и ускоренное  развитие молочного скотоводства  в рамках реализации региональных  программ развития молочного  скотоводства, поддерживаемых на  конкурсной основе;

-реализация  мер по регулированию рынка  молока.

Программой  предусмотрено предоставление субсидий на содержание маточного поголовья  молочного скота в племенных  заводах и племрепродукторах  по всей территории по дифференцированным ставкам: в племзаводах - 5000 руб. на голову, в племенных репродукторах -4500  руб. на голову; повышение ставок субсидий на закупку племенного молодняка; предоставление субсидии на закупку эмбрионов и семени быков-производителей молочных пород.

Меры по увеличению производства молока относятся к  компетенции региональных органов  исполнительной власти. Субъекты Федерации разрабатывают региональных программы по развитию молочного скотоводства и на конкурсной основе получают софинансирование реализации предусмотренных программой мероприятий из федерального бюджета;

Производственные  показатели реализации региональной программы развития молочного скотоводства должны удовлетворять следующим критериям:

    1. Увеличение поголовья молочных коров - не менее 2% ежегодно;
    2. Рост молочной продуктивности (средний надой на 1 корову) – не менее 7% ежегодно;
    3. Рост производства молока – не менее 3% в год;
    4. Выход телят на 100 коров - не менее 82 голов к 2012 году

Также региональная программа должна включать меры по стимулированию инвестиционной привлекательности производства молока, в т.ч. субсидирование приобретения техники для заготовки и приготовления кормов, а также технологического оборудования, реализованной продукции в зависимости от молочной продуктивности коров; развития племенной базы.

Обязательным  условием финансирования региональной программы развития молочного скотоводства является предоставление льгот по налогам на имущество и землю.

Таким образом, действенной мерой по решению  проблем молочного скотоводства в Рязанской области является разработка региональной программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Рязанской области».

В целях сохранения условий для дальнейшего развития молочного животноводства предлагаем также рассмотреть возможные  меры поддержки непосредственно  сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств федерального бюджета. Причем предлагаемые меры направлены на обеспечение прироста производства молока через интенсификацию технологии. К таким мерам, на наш взгляд, относятся:

- компенсация  затрат на приобретение доильного,  холодильного, кормозаготовительного и кормораздаточного оборудования, используемого в молочном животноводстве;

- компенсация  затрат на приобретение престартерных  комбикормов для выращивания  молодняка, витаминных и минеральных  премиксов для дойного стада;

- компенсация  затрат на приобретение консервантов, используемых в кормопроизводстве при изготовлении силоса и сенажа;

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК