Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа
Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69
Главными препятствиями для развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности в Рязанской области являются:
Решение этих проблем позволит восстановить роль молочного животноводства в структуре региональной экономики, обеспечит улучшение положения предприятий, специализирующихся на молочном скотоводстве.
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции
в Рязанской области
Продовольственное обеспечение населения страны - одна из главных задач государства. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются подходы государства к сельскохозяйственному производству как к особой отрасли экономики имеющей стратегическое значение.
Создание современного механизма государственного регулирования и его отладка - одна из важнейших и сложнейших задач российских реформ на данном этапе. Как показывает практика зарубежных стран, простое экстенсивное расширение прямого вмешательства государства в экономику не приводит к повышению ее управляемости и эффективности. Сегодня должна быть создана современная система государственного регулирования, основанная на использовании зарубежного опыта и учитывающая конкретно- исторические условия России, специфику данного этапа развития [47, c.50].
В современных условиях необходимо задействовать механизм косвенного экономического регулирования АПК. К косвенным мерам относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной, политики и др. Задействуя с их помощью экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение хозяйственных субъектов в качестве производителей и потребителей, а не непосредственно на само производство и потребление.
Для регионов и России в целом остается актуальным вопрос формирование адекватной рыночным отношениям системы кредитования в АПК. Организация рационального кредитования села является одной из ключевых проблем, особенно острых из-за несовпадения вследствие сезонности производства периодов материальных издержек и получения доходов. Кредитование здесь должно быть рассчитано на весь период производства.
Важной формой кредитования АПК является товарный кредит. Однако недопустимо его необоснованное увеличение в ущерб денежному кредитованию. В связи с этим необходимо обеспечить рациональное сочетание форм как товарного, так и денежного кредитования, их равную доступность, право выбора товаропроизводителем наиболее эффективного, с его точки зрения, вида кредитования.
Товарный кредит, представляемый с участием государства, выступает в форме поставок ГСМ, минеральных удобрений, семян, лизинга техники. В современных условиях товарное кредитование с поддержкой государства играет ведущую роль.
Действующий ныне механизм государственного товарного кредитования необходимо совершенствовать исходя из следующих положений:
Особенности сельскохозяйственного производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий и биологического фактора. Поэтому для сельскохозяйственных организаций большое значение имеет страхование.
Продукция земледелия в России производится в гораздо менее благоприятных природных условиях, чем в развитых странах. Недобор урожая зерновых культур от засухи и других стихийных бедствий в неблагоприятные годы выражается в размере 10% по сравнению со среднегодовым уровнем производства. Ввиду этого без страховой защиты, образования страховых денежных резервов и эффективной системы страхования в неурожайные годы не представляется возможным обеспечивать финансовую устойчивость организаций и ведение производства.
Страхование сельскохозяйственных
культур должно обеспечить возможность
компенсации
Реализация данного вопроса позволит увеличить количество хозяйств, осуществляющих страхование посевов сельскохозяйственных культур с использованием субсидирования части расходов из средств регионального и федерального бюджетов. Это позволит с одной стороны снизить нагрузку на бюджеты при возникновении стихийных ситуаций, а с другой стороны обеспечить возврат представленных бюджетных кредитов из сумм страховых выплат, расширить виды страховых услуг и предоставить возможность самостоятельного выбора товаропроизводителями страховых объектов (сельскохозяйственные культуры и скот, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).
Основные концептуальные направления совершенствования государственного регулирования АПК сводятся к следующему:
• установить четкий порядок формирования федеральных и региональных фондов сельхозпредприятий на 3-5 лет с ежегодным уточнением не позднее, чем за 6 месяцев до начала предстоящего года.
• в целях стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и увеличения занятости на селе с развитием местного самоуправления в перспективе целесообразно перейти от государственного заказа на уровне региона к муниципальному заказу на продукцию местных товаропроизводителей;
• участие государства
в залоговых операциях с
• переход на новую систему ценообразования на продукцию сельского хозяйства, включающую целевые, гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендательные), пороговые, (для определения таможенных тарифов) цены;
• нейтрализовать монополию заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур, переводя на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства;
• передать торговые рынки в управление потребительской кооперации;
• создать систему кредитной кооперации на селе, действующую на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные денежные средства сельских предпринимателей и граждан;
• расширить применение
лизинга, льготного кредита, усилить
вклад государства в
• снизить и дифференцировать ставку налога на добавленную стоимость средств производства, поставляемых сельхозтоваропроизводителям; снизить налоговую нагрузку крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Особого внимания требует состояние в Рязанской области молочного скотоводства. За последние годы положение молочного сектора экономики области значительно ухудшилось: неуклонно сокращается поголовье коров, снижается их продуктивность. Следствие этого - низкий уровень обеспечения населения молоком и молочными продуктами как по количеству, так по качеству и ассортименту.
Нарушение хозяйственных связей между товаропроизводителями и потребителями, ослабление роли государства в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции и активизация деятельности многочисленных коммерческих структур на этом рынке привели к удорожанию молочной продукции отечественных производителей и ее неконкурентоспособности. Отечественный товаропроизводитель оказался вытесненным с собственного продовольственного рынка. В результате в настоящее время потребность населения в продовольственных товарах за счет продуктов отечественного производства удовлетворяется всего лишь на 50-60%, а в крупных городах этот показатель еще ниже.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- биологическими
особенностями крупного
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Проблемы в области развития молочного животноводства усугубляются недостатком комплексных научных разработок с системным подходом. Соответственно сдерживается процесс интенсификации молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Для способствования
решения указанных проблем
Новая политика в области развития молочного животноводства направлена на:
- укрепление племенной базы молочного скотоводства;
- увеличение
производства молока и
-реализация мер по регулированию рынка молока.
Программой предусмотрено предоставление субсидий на содержание маточного поголовья молочного скота в племенных заводах и племрепродукторах по всей территории по дифференцированным ставкам: в племзаводах - 5000 руб. на голову, в племенных репродукторах -4500 руб. на голову; повышение ставок субсидий на закупку племенного молодняка; предоставление субсидии на закупку эмбрионов и семени быков-производителей молочных пород.
Меры по увеличению производства молока относятся к компетенции региональных органов исполнительной власти. Субъекты Федерации разрабатывают региональных программы по развитию молочного скотоводства и на конкурсной основе получают софинансирование реализации предусмотренных программой мероприятий из федерального бюджета;
Производственные показатели реализации региональной программы развития молочного скотоводства должны удовлетворять следующим критериям:
Также региональная программа должна включать меры по стимулированию инвестиционной привлекательности производства молока, в т.ч. субсидирование приобретения техники для заготовки и приготовления кормов, а также технологического оборудования, реализованной продукции в зависимости от молочной продуктивности коров; развития племенной базы.
Обязательным условием финансирования региональной программы развития молочного скотоводства является предоставление льгот по налогам на имущество и землю.
Таким образом, действенной мерой по решению проблем молочного скотоводства в Рязанской области является разработка региональной программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Рязанской области».
В целях сохранения
условий для дальнейшего
- компенсация
затрат на приобретение
- компенсация
затрат на приобретение
- компенсация затрат на приобретение консервантов, используемых в кормопроизводстве при изготовлении силоса и сенажа;
Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК