Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Механизм государственной поддержки и регулирования деятельности предприятий АПК
1.1. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК ……6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство ……………………………………………..11
1.3. Аграрная политика Российской Федерации на современном этапе …….16
Глава 2. Анализ государственной поддержки агропроизводственных предприятий в Рязанской области
2.1. Основные направления и методы региональной поддержки и регулирования АПК …………………………………………………………….26
2.2. Анализ состояния и развития сельского хозяйства Рязанской области...34
2.3. Исследование проблем развития молочного скотоводства в регионе (на примере ОАО «Скопинский молочный комбинат»)………………...………...40
Глава 3. Оценка эффективности и пути совершенствования государственной поддержки и регулирования АПК в Рязанской области
3.1. Оценка экономического эффекта мер государственной поддержки товаропроизводителей АПК ……………………………………………………47
3.2. Пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Рязанской области …………………………………………….………………...53
3.3. Совершенствование региональной системы управления сельским хозяйством ……………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………69

Файлы: 1 файл

гос поддержка и регулирование апк.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

- компенсация  затрат на приобретение оборудования  и материалов для организации  искусственного осеменения маточного  поголовья скота;

- прямые дотации  производителям молока за фактический прирост объемов реализации молока на перерабатывающее.

Перечисленные меры будут мотивировать производителей молока к интенсивным преобразованиям  в отрасли – снижению сезонности в производстве молока, развитию кормовой базы и повышению уровня продуктивности коров, способствовать повышению качественных показателей производимой продукции в соответствии с требованиями технического регламента.

Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока является проблемой государственного значения, решение которой позволит в перспективе, научно обосновано и в интересах всего населения, удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счёт отечественного производства.

 

3.3. Совершенствование  региональной системы управления

сельским  хозяйством

 

Государственное регулирование одна из основных форм участия государства в экономической  жизни, состоящая в его прямом и косвенном воздействии на распределение  ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах со смешанной экономикой осуществляется диверсификация форм и методов государственного регулирования. Эти же тенденции должны присутствовать в регулирования АПК в Российской Федерации.

Ресурсный потенциал  у отечественного сельского хозяйства  огромный. По мнению опытных специалистов, создание необходимых условий, прежде всего, разумное ограничение импорта сельхозпродукции, развитие внутренней конкуренции позволит российскому АПК за 3 года увеличить только объемы производства в 2 раза. В результате, выручка сельхозтоваропроизводителей вырастет на 100 млрд. руб., т.е. на четверть, повысятся доходы селян.

Однако этот и другие резервы развития АПК  не используются, несмотря на наличие соответствующих научных рекомендаций. Причина сложившегося положения — неэффективность государственного управления экономикой, вызванная его низким качеством и несоответствием требованиям рынка.

Политическая  направленность разгосударствления и  приватизации собственности в ущерб  экономическим интересам страны привела к утрате со стороны государственных структур всех уровней многих функций управления, обеспечивающих стабильную деятельность сельскохозяйственных предприятий. Многие функции государственного управления необоснованно рассредоточены между министерствами и ведомствами. При этом роль Министерства сельского хозяйства Российской Федерации  и некоторых других органов управления аграрного сектора сильно принижена. Другие органы исполнительной власти нередко принимают решения, которые должны находиться в компетенции Минсельхоза России. Отсутствует четкое разграничение прав и ответственности по уровню управления.

В совместном ведении  федерального центра и субъектов  Российской Федерации находятся  следующие вопросы: владение, пользование  и распределение землей и другими  природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Учитывая специфичность  сельскохозяйственного производства и ограниченные возможнocти конкуренции по сравнению с другими отраслями, исполнительным органам управления необходимо проводить аграрную политику, обеспечивающую гарантированное поступление финансовых средств.

Для восстановления и развития отечественного сельского  хозяйства необходим разумный государственный протекционизм, особенно в отношении отраслей животноводства и предприятий молочной промышленности, без которого невозможно устойчивое развитие этих основных подсистем аграрного сектора. В этой связи наиболее важными функциями государства являются: политическая и административная поддержка; финансовая помощь и страхование; информационная, инновационная, маркетинговая, правовая поддержка; обеспечение доступа к ресурсам и рынкам сбыта; обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами; защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции; поддержание равновесия на рынке продовольствия (интервенции); защита прав собственности; развитие аграрной науки; развитие семеноводства и племенного дела; строительство и содержание дорогостоящих инфраструктурных объектов; обеспечение стабильности и соблюдения законности  путем осуществления всестороннего контроля.

Целесообразно существенно повысить роль Министерств  сельского хозяйства субъектов  Российской Федерации как системы  высшего уровня управления в расширении взаимосвязей с исполнительными функциональными органами правительства и субъектов Российской Федерации.

Формирование  новых иерархических структур управления должно обеспечивать новые взаимосвязи, изменения в перераспределении  функций, прав и ответственности между разными формами и уровнями систем управления аграрного сектора.

Целесообразно обеспечить разумную централизацию  государственных функций в управлениях (департаментах) сельского хозяйства, выработки согласованных действий между государственными и коммерческими структурами.

В основе взаимоотношений  государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления предлагается учитывать степень развития государственного и муниципального управления с помощью  экономических рычагов с применением программируемого рыночного механизма, а также воздействия на объекты управления сочетанием мер государственной, муниципальной, хозяйственной поддержки.

Федеральный закон  «О развитии сельского хозяйства» устанавливает  правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйcтвa и правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий, определяет виды деятельности, относящиеся к сельскохозяйственному производству, дает понятие устойчивости развития сельских территорий, уточняет основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики.

Основные средства и ресурсы производства (землю, лес, воду, здания и сооружения сельскохозяйственного  назначения) необходимо перевести в ведение Минсельхоза России, исключая массовую продажу земель сельскохозяйственного назначения, что будет способствовать эффективному (экономическому и социальному) развитию села.

К ведению органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерства сельского хозяйства) должны относиться реализация аграрной политики и стратегии, координация деятельности органов местного самоуправления, разработка целевых региональных программ, совершенствование организационно-экономического механизма, формирование продовольственного рынка, контроль и т.д.

Основными задачами организационных структур управления сельским хозяйством субъектов Российской Федерации могут быть:

    • комплексная оценка доходов сельского населения и соответствия их необходимому уровню;
    • организация рабочих мест на селе за счет создания новых крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских и произвoдcтвeнных кооперативов;
    • развитие системы специальных, кредитных, cтpaxовых, потребительских и других институтов;
    • организация доступного торгового, бытового, культурного и иного социального обслуживания населения;
    • оказание помощи переселенцам, изъявившим желание работать в сельской местности, на основе проведения землеустроительных, планировочных, кадастровых и иных работ;
    • укрепление органов управления сельских поселений и сельскохозяйственных производств кадрами и техническими средствами управления.

В настоящее  время рост эффективности и конкурентоспособности АПК страны тормозится двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием приемлемых условий хозяйствования.

К сожалению, роль местного самоуправления в развитии АПК и сельских территорий многими в России недооценивается. Между тем, именно уровень развития местного самоуправления является главным показателем демократизации общественно-экономических отношений.

В связи с  эти круг задачам управления сельским хозяйством административного района должен быть расширен. К его ведению  могут быть отнесены следующие направления:

    • развитие многообразия форм хозяйствования и типов производства;
    • согласование экономических нормативов, местных налогов и других положений в интересах трудовых коллективов и предприятий с представительными органами муниципальных образований;
    • развитие потребительского рынка;
    • развитие маркетинговой, информационной и консультационной деятельности;
    • улучшение экологического контроля на местах за рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов (земли, леса и воды);
    • контроль за выполнением хозяйствующими субъектами законодательства по обороту земель сельскохозяйственного назначения, за использованием земельных долей и имущественных паев;
    • оказание финансовой помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подворьям граждан и их кооперативным организациям;
    • участие в формировании местного бюджета;
    • улучшение на территории муниципальных образований социальной инфраструктуры села.

Исследования  показывают, что для развития АПК  необходимо осуществить демократизацию государственного управления, демонополизацию  экономики, иметь устойчивые и эффективные институты власти, способные обеспечить защиту личности и прав собственности. Правильное осуществление этих процессов должно привести к развитию местного самоуправления на селе, созданию многоукладной экономики и приемлемых условий хозяйствования для всех типов формирований АПК, включая малые.

Таким образом, чрезмерная централизация власти и  ресурсов приводит не только к диспропорциям  в экономике, но и принятию решений, прямо противоречащих интересам общества в целом. Свидетельством этому служит возникновение сверхкрупных землевладений, попытка распространения подобного монополизма в лесной и водной сфере. Подобные диспропорции в управлении развитием АПК служат основной причиной сохранения  низкой конкурентоспособности отечественных агропроизводителей.

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование – это система  рычагов и стимулов, с помощью  которых государство участвует  в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что  экономическое, техническое и социальное положение в аграрном секторе  по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры существенно  не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. Большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей убыточна. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проведения аграрных реформ. Основные направления аграрной политики, методы и формы их проведения, нуждаются в постоянном мониторинге их эффективности, непрерывном совершенствовании.

Ситуация в  АПК неоднородна в разрезе  регионов. Это обусловлено ролью  государственного управления в возрождении сельского хозяйства. Так, в Рязанской области ситуация в подотрасли растениеводства, мясного животноводства стабилизировалась, начиная с 2007 г. наметились тенденции к росту. Это свидетельствует о действенности государственных мер, предпринятых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК,  по поддержке товаропроизводителей сельского хозяйства. В курсовой работе предложен подход к оценке хозяйственного эффекта государственных мер по поддержке агропроизводителей в Рязанской области. В результате моделирования проведена количественная оценка прироста показателей развития сельского хозяйства, обеспеченного изменениями  в аграрной политике государства. Также автором рассчитаны прогнозные значения показателей эффективности подотраслей сельского хозяйства: урожайности зерна, продуктивности молочного и мясного скотоводства.

В курсовой работе выявлено, что ситуация в отрасли молочного скотоводства остается сложной. Сокращение поголовья молочного стада стабилизировалось, но увеличения не наблюдается. Ухудшаются показатели продуктивности стада, что вызвано низким уровнем проведения селекционной работы на предприятиях АПК. Некоторый рост производства молока и молочной продукции обеспечивается за счет ЛПХ. В то же время стратегическая роль сельского хозяйства, в том числе молочного скотоводства, требует существования крупных, эффективных предприятий, способных в дальнейшем обеспечивать конкурентоспособность и качество своей продукции. Поэтому сегодня перед государством стоит задача интенсификации молочного скотоводства.

Информация о работе Государственной поддержки и регулирования предприятий АПК