Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:45, реферат
Описание работы
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
4. Размер государственного
долга и его структура должны
обеспечивать выполнение Российской
Федерацией обязательств по его
погашению и обслуживанию, а также
гарантированную возможность рефинансирования
долга независимо от состояния
бюджета и прогнозируемого изменения
внешнеэкономической конъюнктуры
в конкретный период.
В части решения двух указанных
выше задач Министерством финансов Российской
Федерации было осуществлено следующее.
В результате операций Министерства
финансов на внутреннем рынке государственных
заимствований в 2003–2004 годах объем привлечения
за счет размещения государственных ценных
бумаг составил 308,55 млрд рублей (без учета
операций переоформления) при погашении
государственных облигаций на сумму 186,45
млрд рублей. За два года действия Долговой
стратегии на 2003–2004 годы чистое привлечение
за счет операций с государственными ценными
бумагами на внутреннем рынке составило
122,1 млрд рублей, в том числе в 2004 году –
96,15 млрд рублей.
Учитывая, что Долговая стратегия
на 2003–2005 годы предусматривала увеличение
сроков заимствований на внутреннем рынке,
а также исполнение федерального бюджета
с профицитом, Минфин России минимизировал
привлечение на короткие сроки и осуществлял
в основном средне– и долгосрочные заимствования.
Результатом проводимой политики
стал рост государственного внутреннего
долга, выраженного в государственных
ценных бумагах. В течение двух лет его
объем возрос с 654,51 млрд рублей на 1 января
2003 года до 756,79 млрд рублей на 1 января
2005 года или на 15,6 % (табл. 3).
Таблица 3 Динамика
изменения объема и структуры государственного
внутреннего долга, выраженного в государственных
ценных бумагах (ГКО-ОФЗ-ОГНЗ), в 2003–2004
годы
В последние годы имеет место
устойчивая тенденция существенного роста
рыночной части государственного внутреннего
долга, выраженного в государственных
ценных бумагах: с 217,01 млрд рублей на 1
января 2003 года до 557,56 млрд рублей на 1
января 2005 года или на 156,93 %.
Указанное увеличение было достигнуто
за счет активных рыночных операций Министерства
финансов России в 2003–2004 годы – из 308,55
млрд рублей внутренних заимствований
на рынке было привлечено 301,55 млрд рублей
(97,3 %). Только 7,0 млрд рублей (2,27%) было заимствовано
путем проведения закрытой подписки. Кроме
того, Банк России реализовал в течение
2003–2004 годов часть полученных в результате
переоформления выпусков, имеющих рыночные
характеристики.
Учитывая, что Долговая стратегия
на 2003–2005 годы направлена на обеспечение
гарантированного выполнения Российской
Федерацией обязательств по погашению
и обслуживанию принимаемых долговых
обязательств независимо от состояния
бюджета и прогнозируемого изменения
внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный
период времени, Министерство финансов
России значительно увеличило сроки рыночных
заимствований с целью равномерного распределения
платежей по долгу. Для этого активно размещались
ОФЗ с погашением в 2008, 2010, 2012 и 2018 годах.
Банк России реализовал на рынке ОФЗ с
погашением в 2010, 2012, 2025, 2028 и 2029 годах.
В результате на 1 января 2005 года
долгосрочный сегмент рынка составил
более 319 млрд рублей или 57,3% от всего рыночного
долга. Весь долгосрочный внутренний долг,
выраженный в ценных бумагах, на 1 января
2005 года составил 455,7 млрд рублей (табл.
4).
Таблица 4 Структура
государственного внутреннего долга,
выраженного в государственных ценных
бумагах, по срокам погашения
Дюрация (средний срок платежей
по облигациям) рыночного долга возросла
в течение 2003–2004 годов с 1,32 года до 4,81
года и достигла уровня, характерного
для долговых рынков развитых государств.
Увеличение сроков заимствований позволяет
Минфину России обеспечить равномерность
графика погашения государственного внутреннего
долга, выраженного в государственных
ценных бумагах.
В 2003 году был успешно преодолен
максимальный пик платежей по внешним
обязательствам, составлявший 491,5 млрд
рублей (15,96 млрд долл. США): 315,7 млрд рублей
(10,26 млрд долл. США) – погашение долговых
обязательств и 175,8 млрд рублей (5,70 млрд
долл. США) – расходы на обслуживание.
Всего за 2003–2004 годы в счет погашения
и обслуживания государственного внешнего
долга было выплачено 918,4 млрд рублей (30,80
млрд долл. США). Особо следует отметить,
что указанные платежи были осуществлены
в условиях, когда Минфин России не размещал
облигации новых внешних облигационных
займов и не проводил рефинансирование
ранее осуществленных выпусков.
В результате проводимой политики
государственный внешний долг сократился
за 2003–2004 годы с 35,88 % к ВВП до 18,91 % к ВВП.
Далее приведены показатели
долговой устойчивости (табл. 5).
Таблица 5 Показатели
долговой устойчивости
* Значения определены
на уровне 85%-х величин от общепринятых
в мировой практике «критических»
значений долговых коэффициентов.
Достигнутые к началу 2005 года
значения показателей долговой устойчивости,
рассчитанные в соответствии с международной
методикой, позволили России войти в группу
стран с низким уровнем задолженности
(отношения приведенной стоимости внешнего
долга страны к объемам ВВП и экспорта
составили 33,6 и 100,5 % соответственно), несмотря
на резкий рост внешних заимствований,
предпринятый негосударственным сектором
экономики.
Для оценки выполнения данных
задач Министерством финансов Российской
Федерации были использованы показатели
дюрации и объема рыночной части внутреннего
долга.
Решение данных задач могли
бы дополнительно охарактеризовать такие
показатели, как изменение приведенной
стоимости долга в результате проведенных
операций (как оценка реструктуризации
по срокам и видам заимствований); средняя
стоимость обслуживания долга; уровень
процентных ставок по рыночным займам;
уровень процентных ставок по субфедеральным
и рыночным займам.
Кроме того, в нормативных документах
не предусмотрен механизм оценки рынка
субфедеральных и корпоративных заимствований,
информация по данному вопросу является
разобщенной и находится в распоряжении
различных участников рынка, что затрудняет
ее анализ.
В связи с этим, а также, учитывая
ранее обозначенные факторы долговых
рисков, представляется целесообразным
начать работу по мониторингу консолидированного
долга.
5. Прекращение заимствования
по неэффективно используемым
займам.
Кредиторы (например, МБРР) регулярно
проводят оценку эффективности использования
средств займа для определения основных
результатов проекта, соотнесения их с
поставленными задачами, установления
причин не достижения определенных результатов,
обобщения выводов. В российской практике
такие оценки практически не проводятся,
не закреплены законодательно методы
их проведения. В целом это перспективная,
но достаточно сложная задача, особенно,
что касается проектов, имеющих скорее
не экономический, а социальный эффект.
6. Ограничение принятия
новых обязательств по привлечению
кредитов иностранных государств
и займов международных финансовых
организаций.
7. Концентрация привлекаемых
средств на реализацию проектов
в области инфраструктуры, имеющих
общегосударственное значение.
В части решения трех перечисленных
выше задач проведена следующая работа.
Последовательно развиваются
и улучшаются отношения с внешними кредиторами.
В части международных финансовых организаций
было за прошедший период принимались
активные меры, направленные на минимизацию
заимствований у МФО и выходу с этими кредиторами
на качественно новый уровень отношений
в формате акционер – организация. Новые
кредиты привлекались только для решения
задач общегосударственного значения.
Как следствие, за 2003–2004 годы, то есть к началу
2005 года, в данной сфере удалось достичь
следующих результатов:
• сократилось количество заимствований;
если в предыдущие годы в программу государственных
внешних заимствований России включалось
по четыре-пять новых займов МФО ежегодно,
то Программой внешних заимствований
на 2005 год предусмотрено привлечение только
одного нового кредита;
• завершена реализация 14 проектов
на общую сумму 1,15 млрд долл. США;
• обеспечено ускорение темпов
завершения ряда действующих проектов,
для чего были существенно увеличены лимиты
использования средств по имеющимся соглашениям
с МФО;
• сокращен объем использования
средств по ряду неэффективно реализуемых
проектов на общую сумму 215,4 млн долл. США;
• возросла российская доля
софинансирования проектов за счет средств
федерального бюджета, что позволило снизить
бюджетные расходы, связанные с обслуживанием
и сопровождением займов МФО, а также способствовало
повышению эффективности реализации проектов,
соответствующих приоритетам социально-экономического
развития России.
8. Завершение урегулирования
долга бывшего СССР.
В 2001–2004 годах успешно проходила
реализация Государственной программы
погашения государственного внутреннего
долга Российской Федерации по государственным
долговым товарным обязательствам, утвержденной
постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2000 года № 1006.
Всего в 2000–2004 годах на погашение
государственных долговых товарных обязательств
были направлены средства федерального
бюджета в сумме 3913,4 млн рублей, из них:
в 2000 году – 1799,8 млн рублей, в 2001 году –
340,8 млн рублей, в 2002 году – 924,4 млн рублей,
в 2003 году – 475,8 млн рублей, в 2004 году –
372,6 млн рублей.
В 2002 году Министерством финансов
Российской Федерации была практически
полностью погашена задолженность по
облигациям государственных целевых беспроцентных
займов 1990 года на приобретение товаров
народного потребления и легковых автомобилей,
по целевым расчетным чекам с правом приобретения
легковых автомобилей в 1991–1992 годах.
Однако к началу 2003 года не все
владельцы облигаций 1990 года и целевых
чеков с правом приобретения автомобилей
в 1991–1992 годах смогли реализовать сове
право на получение компенсации в сроки,
установленные для каждого вида обязательства
Федеральным законом «О государственных
долговых товарных обязательствах, поскольку
предельные сроки погашения этих видов
долговых обязательств истекли в 2002 году».
В то же время, с учетом интересов
граждан, по различным причинам не успевшим
погасить облигации 1990 года и целевые
чеки на приобретение автомобилей в сроки,
установленные для каждого вида обязательства
Федеральным законом «О государственных
долговых товарных обязательствах», по
инициативе Министерства финансов были
внесены текстовые статьи в законы о федеральном
бюджете на соответствующий год, позволяющие
погашать в 2003 и 2004 годах товарные обязательства,
оставшиеся непогашенными после истечения
предельного срока погашения.
Аналогичный порядок продления
погашения долговых товарных обязательств,
оставшихся непогашенными на 1 января
2004 года(после истечения предельного срока
погашения), учтен в федеральном бюджете
2004 года.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
5 августа 1992 года № 549 был выпущен Российской
внутренний выигрышный заем 1992 года на
срок с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002
года. Согласно Условиям выпуска займа
выкуп указанных облигаций производился
с 1 октября 2002 года по 1 октября 2004 года.
Учитывая, что на руках у населения
остались непогашенные облигации на сумму
32,9 млн рублей, а также то, что окончание
срока исковой давности по облигациям
Российского внутреннего выигрышного
займа 1992 года не истек, статьей 88 Федерального
закона «О федеральном бюджете на 2005 год»
предусмотрено продолжить выкуп указанных
облигаций в 2005 году в размере, установленном
Условиями выпуска облигаций.