Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:45, реферат
Описание работы
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
Критерий 2 — полнота и достоверность методологии
учета.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить полноту
и достоверность отражения объемов привлечения
средств в федеральный бюджет, расходов
федерального бюджета на обслуживание
и погашение государственных ценных бумаг,
а также объемов урегулированных обязательств
(в случае проведения бескассовых операций)
в различных учетных регистрах в конкретные
моменты времени.
Цель — оценка рисков.
Критерий — наличие и степень отдельных
рисков.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проанализировать:
• валютный риск (изменение
курсов валют, в которых номинированы
государственные ценные бумаги, что влечет
за собой изменение стоимости их обслуживания
и погашения);
• риск ликвидности (изменение
состояния рынка, снижение ликвидности
ценных бумаг, оказавшихся в портфеле
Министерства финансов России в результате
обмена);
• процентный риск (риск изменения
процентных ставок и, соответственно,
изменение стоимости обслуживания государственных
ценных бумаг относительно рыночных показателей);
• системный (операционный)
риск – сбои в процессе принятия и исполнения
решений по проведению операций с государственными
ценными бумагами в связи с недостаточной
проработкой механизма распределения
функций и ответственности между всеми
участниками процесса.
Цель — оценить степень использования
Министерством финансов России преимуществ
текущей ситуации на финансовых рынках.
Критерий — проведение Министерством финансов
операций на вторичном рынке в целях решения
следующих задач:
• экономия средств федерального
бюджета;
• оптимизация структуры собственного
портфеля государственных ценных бумаг
в части валютной структуры, сроков обращения
ценных бумаг, процентных ставок с целью
повышения ликвидности, доходности портфеля;
• оптимизация графиков платежей
по ценным бумагам.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо определить:
• объем вторичного рынка данного
вида государственных ценных бумаг;
• объем операций Министерства
финансов России на вторичном рынке с
данным видом государственных ценных
бумаг;
• финансовый результат операций
на вторичном рынке;
• структуру портфеля Минфина
России до и после проведения операций;
• график платежей до и после
проведения операций.
Цель — оценить эффективность
работы агента.
Критерий — соответствие результатов деятельности
агента поставленным перед ним задачам.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо определить:
• наличие документа, подробно
описывающего функции и ответственность
агента, механизм взаимодействия с Министерством
финансов России;
• полнота и своевременность
выполнения агентом поручений Министерства
финансов России;
• полнота и достоверность учета
операций с государственными ценными
бумагами, осуществляемого агентом;
• полнота и достоверность предоставляемой
агентом информации;
• проведение агентом аналитических
расчетов для Министерства финансов России
и применение этих расчетов при принятии
управленческих решений.
Определение целей, задач и критериев
для проведения оценки эффективности
финансирования импортных поставок под
гарантии Правительства Российской Федерации
В целях проведения сравнения альтернативных
вариантов финансирования импортных поставок
и выбора оптимального, оценка эффективности
использования схемы финансирования импортных
поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации в каждом конкретном
случае может быть произведена путем сравнения
с привлечением средств по кредиту на
основании расчета приведенной стоимости
денежного потока. При этом оценка управления
государственным долгом в части использования
схемы финансирования под гарантии может,
например, иметь перед собой следующие
цели.
1. Оценить финансовый результат
использования схемы финансирования
импортных поставок под гарантии
Правительства Российской Федерации.
2. Оценить полноту и
соответствие нормативно-правовой
базы проводимым операциям.
3. Оценить состояние системы
и методологии учета проводимых
операций.
4. Оценить риски применения
схемы финансирования импортных
поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации.
5. Оценить эффективность
управления в части обеспечения
возврата средств в федеральный бюджет.
Далее предлагается набор критериев,
соответствующих указанным выше целям
и краткая схема проведения анализа:
Цель — оценить финансовый
результат использования схемы финансирования
импортных поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации.
Критерий — максимально возможный финансовый
результат в зависимости от условий предоставления
гарантии.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить:
• доходы федерального бюджета
– комиссия Министерства финансов России
за предоставление гарантии;
• расходы бюджетных средств
на исполнение гарантии в части погашения
основного долга, обслуживания кредита
(займа), выплату комиссий и штрафов;
• уменьшение расходов за счет
возврата средств в федеральный бюджет.
Цель — оценить полноту и соответствие
нормативно-правовой базы проводимым
операциям.
Критерий — полнота и соответствие нормативно-правовой
базы действующему механизму проведения
товарных поставок.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо следующее:
• наличие нормативных документов,
определяющих функции и ответственность
всех участников процесса финансирования
импортных поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации;
• наличие механизма отбора
финансируемых проектов (поставок);
• наличие методики, обеспечивающей
полноту и достоверность учета и отражения
в учетных регистрах и в отчетности об
исполнении бюджета операций по финансированию
импортных поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации.
Цель — оценить состояние
системы и методологии учета финансирования
импортных поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации.
Задачи — оценить:
• систему учета;
• методологию учета.
Критерий 1 — полнота и достоверность системы
учета.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить соответствие
первичным документам и друг другу учетных
записей в различных регистрах учета (регистры
бухгалтерского учета Министерства финансов
и Внешэкономбанка, инвентаризационная
опись, Государственная книга долга, а
также отчетные данные, в том числе формы
отчетности, направляемые Министерством
финансов и Внешэкономбанком в Счетную
палату).
Критерий 2 — полнота и достоверность методологии
учета товарных поставок.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить полноту
и достоверность отражения предоставленных
и исполненных гарантий Правительства
Российской Федерации, а также возврата
средств в федеральный бюджет в различных
учетных регистрах в конкретные моменты
времени.
Цель — оценка рисков.
Критерий 1 — наличие и степень отдельных
рисков.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проанализировать:
• коммерческий риск (срыв поставок,
неприемка товаров/услуг в связи с претензиями
к качеству);
• валютный риск (изменение
курсов валют, в которых выражается контрактная
цена поставляемой продукции/услуг);
• процентный риск (изменение
процентных ставок и, соответственно стоимости
обслуживания обязательств под гарантию
при плавающей процентной ставке);
• системный (операционный)
риск – (сбои в процессе принятия и исполнения
решений по проведению импортных поставок
в связи с недостаточной проработкой механизма
распределения функций и ответственности
между всеми участниками процесса).
Цель — оценить эффективность
управления в части обеспечения возврата
средств в федеральный бюджет.
Критерий 1 — максимизация доли средств,
возвращенных в федеральный бюджет в зависимости
от условий предоставления гарантий.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить:
• объем возврата средств, обусловленный
при предоставлении гарантии;
• обеспечение возврата (залог
имущества, гарантия субъекта, банковская
гарантия);
• объем просроченной задолженности
по исполненным гарантиям Правительства
Российской Федерации;
• действия Министерства финансов
России по возврату просроченной задолженности.
Определение целей, задач и критериев
оценки эффективности реализации стратегических
долговых документов на примере Программы
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную (2003 – 2005 годы)
в части государственного долга
Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 15 августа 2003
года № 1163-р была утверждена Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2003–2005 годы).
В Программе указано, что политика
в области государственного долга в среднесрочной
перспективе будет базироваться на следующих
принципах: