Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:45, реферат
Описание работы
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
Критерий 1 — сокращение расходов федерального
бюджета на обслуживание и погашение внешнего
долга.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить объем полученной
экономии бюджетных средств за счет:
• разницы между финансированием
из бюджета части контрактной стоимости
и объемом списания долга;
• отсрочки погашения долга
(может быть использован расчет приведенной
стоимости);
• неначисления процентов (например,
в сравнении с процентами по кредитам);
• отсутствия в соглашениях
о товарных поставках оговорки о применении
штрафных санкций за несоблюдение условий
соглашений по срокам поставки (при условии
их нарушений);
• списание задолженности датой
подписания контракта, коносамента и т.д.
Критерий 2 — увеличение доходов федерального
бюджета за счет налоговых поступлений.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить объем налоговых
поступлений в федеральный бюджет от производителей
продукции/услуг при осуществлении товарных
поставок.
Цель — oценить полноту и соответствие
нормативно-правовой базы проводимым
операциям.
Критерий — полнота и соответствие нормативно-правовой
базы действующему механизму проведения
товарных поставок.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо следующее:
1) наличие нормативных
документов, определяющих функции
и ответственность всех участников
процесса погашения внешнего
долга товарными поставками;
2) наличие методики, регламентирующей
выбор товаров для поставки
в счет списания долга;
3) наличие механизма конкурсного
отбора предприятий – поставщиков
товаров и услуг в счет погашения
долга;
4) наличие методики, регламентирующей
порядок финансирования товарных
поставок (коэффициент бюджетного
финансирования относительно контрактной
стоимости; размеры комиссионного
вознаграждения посредников –
внешнеторговых объединений; источники
финансирования накладных расходов,
связанных с транспортировкой, страхованием
и оформлением таможенных документов;
порядок расчетов);
5) наличие методики, обеспечивающей
полноту и достоверность учета
и отражения в учетных регистрах
и в отчетности об исполнении
бюджета операций по финансированию
товарных поставок и списанию
долга.
Цель — оценить состояние
системы и методологии учета товарных
поставок.
Задачи — оценить:
• систему учета;
• методологию учета.
Критерий 1 — полнота и достоверность системы
учета.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить соответствие
первичным документам и друг другу учетных
записей в различных регистрах учета (регистры
бухгалтерского учета Министерства финансов
и Внешэкономбанка, инвентаризационная
опись, Государственная книга долга, а
также отчетные данные, в том числе формы
отчетности, направляемые Министерством
финансов России и Внешэкономбанком в
Счетную палату).
Критерий 2 — полнота и достоверность методологии
учета товарных поставок.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить полноту
и достоверность отражения объемов финансирования
товарных поставок и объемов списания
долга в различных учетных регистрах в
конкретные моменты времени.
Цель — оценка рисков.
Критерий — наличие и степень отдельных
рисков.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проанализировать:
• коммерческий риск (срыв поставок,
неприемка товаров/услуг в связи с претензиями
к качеству – оценку целесообразно производить
с участием поставщика товаров/услуг);
• валютный риск (изменение
курсов валют, в которых учитывается долг,
контрактная цена продукции, финансирование
из федерального бюджета);
• политический риск (политические
изменения в стране-кредиторе, отказ кредитора
от ранее достигнутых договоренностей
после начала финансирования производства
товаров из федерального бюджета);
• экономический риск (изменение
цены поставщиком товаров/услуг после
окончания межправительственных переговоров);
• системный (операционный)
риск – (сбои в процессе принятия и исполнения
решений по проведению товарных поставок
в связи с недостаточной проработкой механизма
распределения функций и ответственности
между всеми участниками процесса).
Цель — оценить прочие аспекты
действующего механизма применения товарных
поставок.
Критерий — наличие очевидного положительного
влияния прочих аспектов применения товарных
поставок.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить следующие
параметры:
• увеличение спроса на продукцию
российских производителей на мировом
рынке, повышение ее конкурентоспособности
(установить долю продукции/услуг в мировом
производстве);
• увеличение занятости (количество
рабочих мест) у поставщика товаров/услуг;
• оказание поддержки крупным,
иногда градообразующим предприятиям
(улучшение основных показателей работы
предприятия).
Определение целей, задач и критериев
для проведения оценки эффективности
операций с государственными ценными
бумагами
В целях проведения сравнения
альтернативных вариантов управления
государственным долгом и выбора оптимального,
оценка эффективности операций с государственными
ценными бумагами в иностранной валюте
в каждом конкретном случае может быть
произведена на основании следующего:
• сопоставление затрат и финансовых
потоков и увеличение основной суммы долга;
• сопоставление доходностей
по размещению средств федерального бюджета
в Стабилизационном фонде и процентов,
выплачиваемых по ценным бумагам.
При этом оценка эффективности
управления государственным долгом в
части операций с государственными ценными
бумагами в иностранной валюте может,
например, иметь перед собой следующие
цели:
1) оценить финансовый результат
проведения операций с государственными
ценными бумагами в иностранной
валюте;
2) оценить полноту и
соответствие нормативно-правовой
базы проводимым операциям;
3) оценить состояние системы
и методологии учета проводимых
операций;
4) оценить риски при
проведении операций с государственными
ценными бумагами в иностранной
валюте;
5) оценить степень использования
преимуществ текущей ситуации
на финансовых рынках;
6) оценить эффективность
работы агента.
Далее предлагается набор критериев,
соответствующих указанным выше целям
и краткая схема проведения анализа.
Цель — оценить финансовый
результат проведения операций с государственными
ценными бумагами в иностранной валюте.
Критерий — решение в результате проведения
операции одной из следующих задач:
• привлечение средств в федеральный
бюджет;
• урегулирование государственного
долга в форме различных долговых обязательств;
• сокращение расходов федерального
бюджета за счет досрочного выкупа.
Для проведения оценки по данному
критерию следует определить следующие
параметры:
• объем привлечения средств
в федеральный бюджет;
• объем урегулированных обязательств;
• объем средств федерального
бюджета на погашение и обслуживание государственных
ценных бумаг.
Цель — оценить полноту и соответствие
нормативно-правовой базы проводимым
операциям.
Критерий — полнота и соответствие нормативно-правовой
базы проводимым операциям с государственными
ценными бумагами.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо следующее:
1) Наличие нормативных
документов, определяющих функции
и ответственность всех участников
процесса погашения внешнего
долга товарными поставками, в
том числе соглашений с агентом
Министерства финансов России;
2) Наличие методики, регламентирующей
рыночные показатели и прочие
факторы, определяющие необходимость
проведения операций с государственными
ценными бумагами в иностранной
валюте, их объем и условия;
3) Наличие документа, регламентирующего
порядок и источники финансирования
операций с государственными
ценными бумагами в иностранной
валюте;
4) Наличие методики, обеспечивающей
полноту и достоверность учета
и отражения в учетных регистрах
и в отчетности об исполнении
бюджета операций с государственными
ценными бумагами в иностранной
валюте.
Цель — оценить состояние
системы и методологии учета проводимых
операций с государственными ценными
бумагами в иностранной валюте.
Задачи — оценить:
• систему учета;
• методологию учета.
Критерий 1 — полнота и достоверность системы
учета.
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить соответствие
первичным документам и друг другу учетных
записей в различных регистрах учета (регистры
бухгалтерского учета Министерства финансов
и Внешэкономбанка, в том числе депозитарного
учета, инвентаризационная опись, Государственная
книга долга, а также отчетные данные,
в том числе формы отчетности, направляемые
Министерством финансов России и Внешэкономбанком
в Счетную палату).