Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ  РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Курсовая работа по дисциплине «Национальная  экономика»

 

 

 

 

Департамент: Экономики

Профиль: Региональная экономика

Кафедра региональной и муниципальной  экономики

Дата защиты _______________________

Предварительная оценка _____________

Исполнитель:     Ю.С.Фролова

Группа:               РЭ-11

Руководитель: канд. экон. наук, доцент Н.В.Новикова

Нормоконтролер: к.э.н., доцент

                               Р.К. Сабитов


 
   
   
   
   
   
   

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

4

1

Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики

6

1.1

 

 

 

 

1.2    

Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

 

Факторы и условия развития государственного сектора

6

 

 

 

10

 

 

1.3

Методы регулирования государственного сектора экономики

21

1.4

Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране

26

2

Анализ современных процессов  развития государственного сектора экономики в Российской Федерации

33

2.1

Общая характеристика современного состояния  государственного сектора экономики в России

33

2.2

Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России

39

2.3

Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России

44

3

Перспективы развития государственного сектора экономики в России

57

3.1

Стратегические направления развития государственного сектора в стране

57

3.2

Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики

60

 

Заключение 

67

 

Список использованных источников

 

Приложение

70

 

 

72


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы исследования обусловливается  следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью изучения функционирования государственного сектора экономики и его влияния на протекания рыночных процессов в России.  В-вторых, современной тенденцией увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В-третьих, поведением государственных корпораций, монополизирующих основные сферы экономики страны.

Цель  курсовой работы – выявить тенденции  и обосновать перспективы развития государственного сектора экономики с учетом современных реалий России.

Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

- рассмотреть  понятие и охарактеризовать сущность и структуру государственного сектора экономики, а также систематизировать факторы и условия функционирования и развития государственного сектора экономики в стране;

- рассмотреть  методы регулирования государственного  сектора экономики;

- представить  систему показателей оценки масштабов государственного сектора экономики;

- охарактеризовать  крупнейшие государственные компании;

- обосновать  стратегические направления развития  и обозначить основные направления  политики в сфере государственного  сектора экономики России.

Объект  исследования – государственный  сектор экономики, сформировавшийся в России.

Предмет курсовой работы – совокупность условий и факторов развития государственного сектора в экономике страны.

Информационная  база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды  ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи, опубликованные в периодических  изданиях, а также Интернет –  ресурсы. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, Г. В Атаманчука и др.

Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и др.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы состоит из 73 страниц машинописного текста, включает 5 рисунков, 5 таблиц, список использованных источников включает 21 наименование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СЕКТОРА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).[19,c.192]

Вместе  с тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка государственного сектора (далее – госсектора), помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.[19, c. 193]

В современных  условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны [13, C.10].

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.

Государственный сектор образуют сектор государственного управления (включающий органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения) и государственные  институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций.

Схематично  государственный сектор представлен на рисунке 1.

Рисунок 1- Структура государственный сектора[13,c. 12]

 

Как видно  из рис. 1, государственные корпорации объединяются в четыре основные группы (подсекторы) государственного сектора:

- Нефинансовые государственные корпорации — все нефинансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления.

- Финансовые государственные корпорации (кроме денежно-кредитных)- все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением Центрального банка и других государственных депозитных корпораций. К депозитным корпорациям относятся финансовые корпорации, квазикорпорации или рыночные некоммерческие организации, которые занимаются в основном финансовым посредничеством и имеют обязательства в форме депозитов или финансовых инструментов, которые являются близкими заменителями депозитов.

- Денежно-кредитные государственные корпорации (кроме Центрального банка) — все депозитные корпорации-резиденты, за исключением центрального банка, которые контролируются институциональными единицами сектора государственного управления.

- Центральный банк, который состоит из самого центрального банка, структур валютного управления или независимых валютных органов, которые осуществляют эмиссию национальной валюты, полностью обеспеченной резервами в иностранной валюте, а также других связанных с органами государственного управления учреждений, которые представляют собой обособленные институциональные единицы и выполняют главным образом функции центрального банка.

Внутри  сектора государственного управления, в зависимости от количества уровней  власти, могут выделяться подсекторы центрального правительства, региональных и местных органов управления.

В каждой стране институциональные единицы, образующие государственный сектор, могут выступать в различных  организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака — участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление государственного контроля над его деятельностью.

Центральное место в государственном секторе  принадлежит сектору государственного управления, который состоит из институциональных  единиц органов государственного управления и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых  органами государственного управления.

Единицы органов государственного управления (государственные единицы) «выполняют функции органов государственного управления в качестве своего основного  вида деятельности»[9,c.64]. Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.

Изучая экономику государственного сектора, её границы, необходимо сконцентрировать внимание на экономических функциях государства, которые реализуются  с помощью ресурсов, сосредоточенных  в этом секторе.

Государственный сектор реальной экономики, как инструмент воздействия на социально-экономические процессы, используется для решения следующих задач: выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест; формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства; аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой активности; развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров; интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных организаций. Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования. Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится менее значимой.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития