Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.
Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1
1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования
Факторы и условия развития государственного сектора
6
10
1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60
Заключение
67
Список использованных источников
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика»
|
|||
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 | |
1 |
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики |
6 |
1.1
1.2 |
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования
Факторы и условия развития государственного сектора |
6
10
|
1.3 |
Методы регулирования |
21 |
1.4 |
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране |
26 |
2 |
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации |
33 |
2.1 |
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России |
33 |
2.2 |
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России |
39 |
2.3 |
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России |
44 |
3 |
Перспективы развития государственного сектора экономики в России |
57 |
3.1 |
Стратегические направления |
57 |
3.2 |
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики |
60 |
Заключение |
67 | |
Список использованных источников
Приложение |
70
72 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью изучения функционирования государственного сектора экономики и его влияния на протекания рыночных процессов в России. В-вторых, современной тенденцией увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В-третьих, поведением государственных корпораций, монополизирующих основные сферы экономики страны.
Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития государственного сектора экономики с учетом современных реалий России.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и охарактеризовать сущность и структуру государственного сектора экономики, а также систематизировать факторы и условия функционирования и развития государственного сектора экономики в стране;
- рассмотреть
методы регулирования
- представить систему показателей оценки масштабов государственного сектора экономики;
- охарактеризовать
крупнейшие государственные
- обосновать
стратегические направления
Объект исследования – государственный сектор экономики, сформировавшийся в России.
Предмет курсовой работы – совокупность условий и факторов развития государственного сектора в экономике страны.
Информационная
база курсовой работы включает нормативно-правовые
акты, статистические материалы, труды
ведущих отечественных и
Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы состоит из 73 страниц машинописного текста, включает 5 рисунков, 5 таблиц, список использованных источников включает 21 наименование.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).[19,c.192]
Вместе
с тем в научных публикациях
встречается расширенная
В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны [13, C.10].
Государственный
сектор экономики представляет собой,
таким образом, системно структурированное
множество взаимосвязанных
Государственный сектор образуют сектор государственного управления (включающий органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения) и государственные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций.
Схематично государственный сектор представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Структура государственный сектора[13,c. 12]
Как видно из рис. 1, государственные корпорации объединяются в четыре основные группы (подсекторы) государственного сектора:
- Нефинансовые государственные корпорации — все нефинансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления.
- Финансовые государственные корпорации (кроме денежно-кредитных)- все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением Центрального банка и других государственных депозитных корпораций. К депозитным корпорациям относятся финансовые корпорации, квазикорпорации или рыночные некоммерческие организации, которые занимаются в основном финансовым посредничеством и имеют обязательства в форме депозитов или финансовых инструментов, которые являются близкими заменителями депозитов.
- Денежно-кредитные государственные корпорации (кроме Центрального банка) — все депозитные корпорации-резиденты, за исключением центрального банка, которые контролируются институциональными единицами сектора государственного управления.
- Центральный банк, который состоит из самого центрального банка, структур валютного управления или независимых валютных органов, которые осуществляют эмиссию национальной валюты, полностью обеспеченной резервами в иностранной валюте, а также других связанных с органами государственного управления учреждений, которые представляют собой обособленные институциональные единицы и выполняют главным образом функции центрального банка.
Внутри сектора государственного управления, в зависимости от количества уровней власти, могут выделяться подсекторы центрального правительства, региональных и местных органов управления.
В каждой стране институциональные единицы, образующие государственный сектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака — участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление государственного контроля над его деятельностью.
Центральное
место в государственном
Единицы
органов государственного управления
(государственные единицы) «выполняют
функции органов
Изучая экономику
Государственный сектор реальной экономики, как инструмент воздействия на социально-экономические процессы, используется для решения следующих задач: выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест; формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства; аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой активности; развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров; интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных организаций. Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования. Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится менее значимой.
Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.