Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, выявленная нами историческая закономерность падения цивилизаций  в результате непомерного расширения госсектора и общесистемное правило  «золотого сечения» довольно хорошо согласуются и дают целостную  картину механизма цивилизационных пульсаций. Подобное гармоничное соединение эмпирических и теоретических аспектов функционирования человеческих сообществ встречается довольно редко и само по себе может служить доказательством гипотезы об определяющей роли госсектора в истории цивилизаций. Более того, правило «золотого сечения» применительно к государственному и частному секторам раскрывает глубинные причины и механизм разрушения человеческих культур. Данная трактовка событий позволяет глубже понять движущие силы и направленность глобальных исторических процессов.

Вместе с тем не следует и абсолютизировать правило «золотого сечения». Дело в том, что, как справедливо отмечается в литературе, оно является необходимым, но не достаточным условием динамичного и прогрессивного развития экономики[15,c.28]. Разумеется, при неумелом управлении страну не спасут от разрушения и «золотые» пропорции, так же как государство не будет мгновенно разрушено и при незначительном отклонении от них.

 На функционирование и размер государственного сектора экономики влияет множество разнокачественных и разноплановых внешних и внутренних факторов. Под внешними понимаются факторы, способные повлиять на функционирование госсектора, но находящиеся вне контроля государства.

Мировая экономическая ситуация, включая  международное разделение труда, доминирование  определенных стран на мировом рынке  влияет на отечественное производство, на его спрос,  что означает необходимость повышения эффективности в этих отраслях. Как следствие, государство проводит политику по увеличению госсектора в данных областях.

Внешняя политика других государств  по отношению к стране диктует, что именно имеет смысл производить государству, увеличивать или сужать госсектор, какую проводить внутреннюю политику в стране. Например, состояние войны мобилизует военное производство, государство берет под свой контроль гораздо больше, нежели в мирное время.

Демографические факторы связаны  в основном с изменением направлений  миграционных потоков рабочей силы, создающим угрозу безработицы в той или иной стране. А безработица тяжелыми последствиями обрушится на экономику страны, и государственный сектор в частности.

Культурные факторы могут влиять на государственный сектор экономики  в случае экспансии в страну массовой культуры, которая воздействует на экономическое положение соответствующих отраслей в стране, и опять же необходимость государственного вмешательства в рынок и как следствие изменение размера государственного сектора.

Под внутренними понимаются факторы, которые действуют внутри страны, обусловлены особенностями ее развития и поддаются контролю со стороны  государства.  Внутренние факторы  функционирования национальной экономики  также достаточно разнообразны и  многоаспектны.

Количество и  качество  природных  ресурсов, а также географическое расположение страны существенно влияют на развитие ее экономики.  Вполне  понятно,  что  большие запасы  разнообразных  природных  ресурсов,  наличие  плодородных   земель, благоприятные  климатические  и  погодные   условия,   значительные   запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад  в  экономический потенциал страны. А так как природные ресурсы изначально принадлежат государству, то оказывают сильное влияние на размер, развитие и приоритетную отраслевую промышленность госсектора. Однако наличие обильных природных ресурсов не  всегда  является самодостаточным фактором экономического роста.  Например,  некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами  природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран.  Это  означает,  что  только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда  частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся  противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный  сектор играет заметную роль в структурной  государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. 

Размеры государственного сектора, его  доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства  и приобретения, но и как следствие  приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу.

Существует еще один важный момент: финансирование предприятий госсектора. При хорошей финансовой подпитке госсектор оказывается более  эффективным, чем частный; в противном  случае он уступает частному сектору  по основным показателям экономической  эффективности. Данный факт предполагает следующую интерпретацию. При щедром финансировании со стороны государства  госсектор может себе позволить  активно обновлять основные производственные фонды, что и позволяет ему  добиться более высокой экономической  эффективности. Если же денег на его  поддержание государством выделяется недостаточно, то технологическое обновление застопоривается и госсектор  становится менее эффективным, чем  частный.

      Практически все рычаги воздействия на процесс  воспроизводства  внутри страны  оказывают  существенное  влияние   на   внешнеэкономические   связи: изменение учетной  ставки,  налогообложения,  новые  льготы  и  субсидии  на инвестиции в основной капитал и др.

Поэтому следует учитывать, что обе рассмотренные категории факторов – взаимозависимы.

 

1.3 МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

Методы  государственного регулирования госсектора являются составной частью методов  государственного вмешательства в  экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока, что наглядно продемонстрировано на рисунке 2.

Под прямыми  методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой  государства. К ним относятся:

- Законодательные методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государство также организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вести деятельность

Рисунок 2 –  Методы регулирования государственного сектора[6,c.342].

 

только  для надежных и ответственных  организаций, регламентирует порядок  регистрации, ликвидации и банкротства. Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в  экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение  монополиста на рынке, применять  методы разукрупнения компании, а  также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции  монополии.

- Прямое (а также долевое) участие государства в процессе производства товаров и услуг, на основе госсобственности. Госкомпании призваны действовать в тех отраслях и сферах, где рыночные методы создания, распределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме. Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворение необходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизовать больший объем финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор. Государство участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либо дохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объем госсектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. По мере развития рыночных отношений, роста благосостояния граждан, интеграции в мировое экономическое пространство, развития партнерских и корпоративных отношений, развития технологий - появляется возможность вовлечения госсектора в те сферы, где ранее действовал только госсектор. Таким образом, государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.

- Приватизация государственного имущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть имущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет. Например, по данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003  годы было приватизировано 96414  государственных предприятий,  в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности,  или 17,32%  от общего числа приватизированных предприятий.  При этом в 1993-1994  годах было приватизировано 71829  предприятий (соответственно 49924  и 21905),  что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах. В 2003 году доход от приватизации без учета доходов от продаж акций крупнейших акционерных обществ оставлял 11798 млн. рублей, а к 2007 году уже 19265 млн. руб.[21]

- Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала. Вопрос о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. По оценкам Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет 150 млрд. долл. в год.

- Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.

Так, в  Великобритании, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии в подлежащих развитию районах  используются государственные инвестиции, субсидии и займы целевого назначения, размещение там предприятий национализированных  отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые  сдаются в аренду или продаются  предпринимателям на благоприятных  финансовых условиях с временным  освобождением от налога на собственность.

К косвенным  методам регулирования госсектора относится:

- Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением. Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Регулирующие цели может преследовать как отмена налоговых льгот, так и введение новых налогов. Классическим примером служит введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходование на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок. А вот более современный пример решения с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения в ер-мании акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в результате длительной пропагандистской кампании о вреде курения.

- Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.

- Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при использовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффективность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, например политические и законодательные. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса[10,c.37].

 

1.4 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ МАСШТАБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ

 

При оценке масштабов деятельности госсектора на практике используется такой же подход, как при оценке масштабов деятельности любого другого сектора экономики, будь то отрасль, регион, группа хозяйствующих субъектов и т.п. Это означает, что после того, как статистическими органами вычленены все хозяйствующие субъекты госсектора в соответствии с действующими методиками учета, данная группа производственных объектов анализируется как некое целостное образование[18,c.370]. Такой подход предполагает анализ результатов и затрат госсектора со всеми вытекающими отсюда методическими и аналитическими возможностями.

Подобный  подход предполагает, что экономическому анализу могут подвергнуться  любые стороны деятельности госсектора и его предприятий. Это означает, что масштабы деятельности госсектора, вообще говоря, представляют собой  векторную величину. В этой связи  возникает проблема, как получить некую интегральную, итоговую оценку масштаба госсектора, учитывая, что  многие масштабные элементы деятельности госсектора несопоставимы.

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития