Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

Правовое  регулирование отношений между  государством (собственником недр) и инвестором (недропользователем) необходимо развивать преимущественно на основе гражданско-правовых начал, что позволит сформировать систему взаимных гарантий и ответственности государства и инвесторов и улучшить контроль за соблюдением пользователями природных ресурсов своих инвестиционных обязательств и требований по рациональному природопользованию;

Правительство Российской Федерации должно ввести полноценную состязательную процедуру  предоставления предприятиям прав пользования  недрами, в том числе для снижения коррупционных рисков.

В ближайшие  годы предстоит реформировать систему  управления государственным фондом недр, в том числе на основе разграничения  регулятивных, контрольных и исполнительно-распорядительных полномочий между Федерацией и её субъектами.

Все эти  меры, и множество других, мною не рассмотренных, важны для развития и успешного функционирования государственного сектора экономики.

 

3.2 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

Тенденция к укрупнению госсектора привела  к тому, что сейчас государство  сосредоточило в своих руках  огромный объем управляемой собственности. Данная проблема вызывает еще ряд сопутствующих: низкая квалификация управленческих кадров, неэффективность использования целевых денежных фондов, низкая конкуренция вследствие монополизации рынков, и др. Однако, для решения этих и не только проблем, государство ищет пути привлечения частного капитала, способного к реализации инновационных долгосрочных проектов, с помощью инструментов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП)[10,c.29].

В России основными инструментами ГЧП  на текущий момент являются: инвестиционный фонд; особые экономические зоны; венчурные  фонды; технопарки; концессионные соглашения; доверительное управление государственной  собственностью; аренда госсобственности.

При ГЧП  государство - сторона договора, инвестор, гарант успешной реализации инвестиционного  проекта и получения прибыли  частной компанией. Для частной  компании такая политика является привлекательной, особенно если присутствуют: четкая схема  и тендерная основа выбора партнера, открытость и прозрачность финансирования и хозяйственной деятельности, прибыльность проекта, распределение рисков, наличие  четкого механизма разрешения споров, установление точных пределов ответственности[10,c.31].Вместе с тем, взаимодействие государства и частных компаний в рамках ГЧП имеют более высокие транзакционные издержки, чем при приватизации или аренде государственного имущества. Значительные средства инициаторов проектов уходят на подготовку ТЭО, бизнес планов, процедурные вопросы.

В настоящее  время перед Россией стоят  экономические проблемы, которые  связаны с отсутствием в стране налаженной системы финансирования инновационной деятельности. В этой связи выделяют следующие: венчурный  капитал, создание технопарков. Главной  проблемой для развития венчурного фонда является: создание правовой основы для деятельности венчурных  фондов, так как до сих пор не принято нормативных актов, регламентирующих их; оценка возможности реализации проекта, его ликвидность. Необходимо развитие информационной среды, позволяющей  малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а  также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

На сегодняшний  день существует 40 - 60 технопарков, все  они преимущественно существуют при ВУЗах и ввиду недостаточности  финансирования их объем очень мал. Несмотря на обилие проектов в области организации технопарков, инициированными российскими ВУЗами и отраслевыми НИИ, лишь единицам удалось добиться реального прогресса. И в обозримой перспективе серьезных сдвигов в этой сфере ожидать нельзя. За последние 15 лет отечественная наука потеряла большой потенциал к развитию. Скудное финансирование подавляющего большинства научных организаций поставило их на грань выживания. Частный бизнес неохотно встраивается в научную и инновационную среду. Поддержку технопарков на сегодняшний день способны оказать лишь крупные предприятия, но осознания необходимости развития науки придет в бизнес еще не скоро [10,c.36].

Доверительное управление госсобственностью широко известно в применении за рубежом. Например, в Германии малым компаниям доверяется управление госпиталями, детскими садами, музеями и даже театрами. Управление социальными объектами частными структурами обуславливается тем, что мелкому бизнесу для того чтобы выжить приходится становиться  профессионалами, либо погибать, именно поэтому малый бизнес способен управлять  собственностью намного эффективней, чем государство.

В России чтобы стать доверительным управляющим, которыми могут быть как юридические  лица, так и предприниматели, должен быть уставный капитал определенного  уровня, необходимо наличие опыта  по управлению активами, в том числе  объектами недвижимости, деятельность управляющего, его гражданская ответственность  должна быть застрахована. Барьером развития является неактивность государства  в предложении интересных для  частных лиц проекты, и низкий уровень доверия к власти [10,c.37].

На сегодняшний  день, наиболее проработанным и эффективным  инструментом ГЧП является создание особых экономических зон для  привлечения отечественного и иностранного капитала в реализации инновационных  проектов на льготных условиях. Опыт создания и функционирования особых экономических  зон, известен мировой практике еще  с 1970. Тогда в развивающихся странах, широкое распространение получили экспортно-производственные зоны. Быстрый рост этих зон способствовал резкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъему экономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.

В соответствии с положениями Федерального закона № 116-ФЗ с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут  создаваться особые экономические  зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные  и портовые. ОЭЗ создаются сроком на 20 лет (за исключением портовых - 49 лет).

Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных  отраслей экономики; производство новых  видов продукции; развитие импортозамещающих  производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной  сферы.

Таким образом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны: ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском Крае (портового типа).

Приоритетное  направление деятельности ОЭЗ носит  инновационный характер, при этом акцентируется внимание на отрасли  с высокой добавленной стоимостью, экспортной направленностью и мультипликативностью. Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

На сегодняшний  день уже можно подвести некоторые  итоги рентабельности ОЭЗ. К 2012 году налоговые поступления сегодняшних  резидентов двух промышленно-производственных ОЭЗ (ОЭЗ "Алабуга", ОЭЗ "Липецк") полностью окупили затраты государства на создание инфраструктуры и превысили 12 млрд. рублей. Таким образом, особые экономические зоны представляют собой эффективный механизм, который может стимулировать как промышленное производство, так и инновационную экономику [12,c.16].

Стоит заметить, что большинство ОЭЗ находятся  в стадии строительства и еще  рано говорить об абсолютной эффективности  функционирования ОЭЗ. Отсутствие опыта  и стратегического планирования повышают риски как инвесторов, так и государства. Кроме того 90% финансирования осуществляют банки и только 10% - инвестор. Поэтому, не все банки хотят финансировать проекты ГЧП из-за рисков, связанных с ними. В нынешних условиях многие банки неспособны в короткие сроки оперировать крупными суммами, достаточными для непрерывного хода работ.

В последние  годы пришло осознание того, что  общий режим регулирования хозяйственной  деятельности в России (сохраняющаяся  неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для  большинства компаний, высокое налоговое  бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры и забюрократизорованность многих сфер деятельности) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регулятивной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.

Также важным направлением политики в 2012 году стала  приватизация государственных активов.

На самый  ближайший период 2012-2013 годов Минэкономразвития  запланировало к приватизации пакеты девяти компаний: 10% акций "Роснано" , 55% Ванинского морского торгового порта , 25,5% Мурманского морского торгового порта , 20% Новороссийского морского торгового порта , 25% минус одна акция "Совкомфлота", 100% Архангельского тралового флота, 25,5% авиакомпании "Сибирь" , 25,5% "Мосэнергостроя" и 25,1% ТГК-5 . 
Эти активы, отмечает министерство, уже находятся в процессе продажи. Ранее министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявлял, что сделки по приватизации трех морских портов могут быть завершены уже до конца текущего года, как и пакета "Роснано". 

В процессе подготовки, отмечает Минэкономразвития, находятся еще  пять пакетов: 10-25,5% акций банка ВТБ , 7-14% АК "АЛРОСА" , 5% РЖД , до 6% акций "Роснефти" , 50%минус одна акция Объединенной зерновой компании. Их отчуждение, согласно материалам министерства, запланировано на период 2013-2016 годов, однако Белоусов говорил, что пакеты ВТБ, "Роснефти", РЖД и АК АЛРОСА" могут быть приватизированы уже в следующем году.

Что касается ОЗК, то продажа 100% ее акций была в июне включена в план приватизации на 2012-2013 годы, пока проданы 50% минус одна акция. Этот же документ, утвержденный распоряжением  правительства, предусматривал приватизацию в 2012-2013 годах не 5%, а 25% минус одна акция РЖД, больше был и пакет "Совкомфлота" (50% минус одна акция), пакет ВТБ был включен без "вилки" (25,5% акций). Также в плане была продажа в 2012-2013 годах 49,9% минус одна акция "Росагролизинга".

В новой презентации Минэкономразвития "Росагролизинг" значится в разделе госпакетов, приватизация которых находится в процессе обсуждения и может состояться в период с 2014 по 2016 год. Здесь же располагаются пакеты "Аэрофлота" , "Шереметьево", Россельхозбанка , "Зарубежнефти", "Транснефти" , ФСК , "Интер РАО" , "РусГидро" , ОАК , ОСК, "Уралвагонзавода" .

План приватизации крупных  активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года, утвержденный в июне, предусматривал полный выход государства до 2016 года из капитала ВТБ, "Совкомфлота", "Росагролизинга", "Зарубежнефти", "РусГидро", "Интер РАО", "Шереметьево", "Аэрофлота", Россельхозбанка, АК "АЛРОСА". Кроме того, в период до 2016 года планировалось сократить долю России до 75% плюс одна акция в "Транснефти", ФСК и "Уралвагонзаводе", до 50% плюс одна акция - в ОСК и ОАК.

Распоряжением были зафиксированы  и планы по полному прекращению  государственного участия в капитале "Роснефти". Предусматривалось отчуждение принадлежащих ОАО "Роснефтегаз" акций этой крупнейшей российской нефтяной компании начиная с 2013 года с прекращением участия в капитале "Роснефти" к 2016 году.

В 2012 году, отмечает Минэкономразвития, уже реализованы пакеты четырех  крупных компаний на общую сумму 199,2 миллиарда рублей. Среди них 20% "Апатита" , 7,58% акций Сбербанка , 100% "СГ-Транса", а также продажа допэмиссии ОЗК (50% минус одна акция).

Россия, по расчетам Минэкономразвития, может  получить от приватизации государственных  активов 3,128 триллиона рублей с настоящего момента до 2016 года включительно, говорится  в материалах министерства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

 

  1. Государственный сектор экономики представляет собой системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею. Понятия государственной собственности и госсектора сходны, но не идентичны.
  2. На функционирование и развитие государственного сектора влияют разнообразные внешние и внутренние факторы. Также важным моментом для эффективного функционирования является правило «золотого сечения».
  3. Методы государственного регулирования госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на прямые и косвенные. Прямые методы, в отличие от косвенных, непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства.
  4. Размер госсектора может оцениваться по различным сторонам его хозяйственной деятельности, что предполагает использование разных частных показателей масштаба. Среди таковых в литературе, как правило, выделяют следующие пять показателей: долю государственного сектора в общей численности занятых в стране, долю государственного сектора в общем объеме основных фондов в стране, долю государственного сектора в валовом выпуске продукции в стране, долю государственного сектора в общей численности предприятий в стране, долю инвестиций в основные фонды (капиталовложений) государственного сектора в общем объеме инвестиций в стране. Федеральной службой государственной статистики используется следующие показатели оценки масштабов государственного сектора в экономике страны:

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития