Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.
Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1
1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования
Факторы и условия развития государственного сектора
6
10
1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60
Заключение
67
Список использованных источников
Приложение
Правовое регулирование отношений между государством (собственником недр) и инвестором (недропользователем) необходимо развивать преимущественно на основе гражданско-правовых начал, что позволит сформировать систему взаимных гарантий и ответственности государства и инвесторов и улучшить контроль за соблюдением пользователями природных ресурсов своих инвестиционных обязательств и требований по рациональному природопользованию;
Правительство Российской Федерации должно ввести полноценную состязательную процедуру предоставления предприятиям прав пользования недрами, в том числе для снижения коррупционных рисков.
В ближайшие
годы предстоит реформировать
Все эти меры, и множество других, мною не рассмотренных, важны для развития и успешного функционирования государственного сектора экономики.
3.2 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Тенденция
к укрупнению госсектора привела
к тому, что сейчас государство
сосредоточило в своих руках
огромный объем управляемой
В России основными инструментами ГЧП на текущий момент являются: инвестиционный фонд; особые экономические зоны; венчурные фонды; технопарки; концессионные соглашения; доверительное управление государственной собственностью; аренда госсобственности.
При ГЧП
государство - сторона договора, инвестор,
гарант успешной реализации инвестиционного
проекта и получения прибыли
частной компанией. Для частной
компании такая политика является привлекательной,
особенно если присутствуют: четкая схема
и тендерная основа выбора партнера,
открытость и прозрачность финансирования
и хозяйственной деятельности, прибыльность
проекта, распределение рисков, наличие
четкого механизма разрешения споров,
установление точных пределов ответственности[10,c.31].
В настоящее
время перед Россией стоят
экономические проблемы, которые
связаны с отсутствием в стране
налаженной системы финансирования
инновационной деятельности. В этой
связи выделяют следующие: венчурный
капитал, создание технопарков. Главной
проблемой для развития венчурного
фонда является: создание правовой
основы для деятельности венчурных
фондов, так как до сих пор не
принято нормативных актов, регламентирующих
их; оценка возможности реализации
проекта, его ликвидность. Необходимо
развитие информационной среды, позволяющей
малым инновационным
На сегодняшний
день существует 40 - 60 технопарков, все
они преимущественно существуют
при ВУЗах и ввиду
Доверительное
управление госсобственностью широко
известно в применении за рубежом. Например,
в Германии малым компаниям доверяется
управление госпиталями, детскими садами,
музеями и даже театрами. Управление
социальными объектами частными
структурами обуславливается
В России
чтобы стать доверительным
На сегодняшний
день, наиболее проработанным и эффективным
инструментом ГЧП является создание
особых экономических зон для
привлечения отечественного и иностранного
капитала в реализации инновационных
проектов на льготных условиях. Опыт создания
и функционирования особых экономических
зон, известен мировой практике еще
с 1970. Тогда в развивающихся странах,
широкое распространение
В соответствии с положениями Федерального закона № 116-ФЗ с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ создаются сроком на 20 лет (за исключением портовых - 49 лет).
Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции; развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Таким образом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны: ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском Крае (портового типа).
Приоритетное
направление деятельности ОЭЗ носит
инновационный характер, при этом
акцентируется внимание на отрасли
с высокой добавленной
На сегодняшний
день уже можно подвести некоторые
итоги рентабельности ОЭЗ. К 2012 году
налоговые поступления
Стоит заметить, что большинство ОЭЗ находятся в стадии строительства и еще рано говорить об абсолютной эффективности функционирования ОЭЗ. Отсутствие опыта и стратегического планирования повышают риски как инвесторов, так и государства. Кроме того 90% финансирования осуществляют банки и только 10% - инвестор. Поэтому, не все банки хотят финансировать проекты ГЧП из-за рисков, связанных с ними. В нынешних условиях многие банки неспособны в короткие сроки оперировать крупными суммами, достаточными для непрерывного хода работ.
В последние
годы пришло осознание того, что
общий режим регулирования
Также важным направлением политики в 2012 году стала приватизация государственных активов.
На самый
ближайший период 2012-2013 годов Минэкономразвития
запланировало к приватизации пакеты
девяти компаний: 10% акций "Роснано"
, 55% Ванинского морского торгового порта
, 25,5% Мурманского морского торгового порта
, 20% Новороссийского морского торгового
порта , 25% минус одна акция "Совкомфлота",
100% Архангельского тралового флота, 25,5%
авиакомпании "Сибирь" , 25,5% "Мосэнергостроя"
и 25,1% ТГК-5 .
Эти активы, отмечает министерство, уже
находятся в процессе продажи. Ранее министр
экономического развития РФ Андрей Белоусов
заявлял, что сделки по приватизации трех
морских портов могут быть завершены уже
до конца текущего года, как и пакета "Роснано".
В процессе подготовки, отмечает Минэкономразвития, находятся еще пять пакетов: 10-25,5% акций банка ВТБ , 7-14% АК "АЛРОСА" , 5% РЖД , до 6% акций "Роснефти" , 50%минус одна акция Объединенной зерновой компании. Их отчуждение, согласно материалам министерства, запланировано на период 2013-2016 годов, однако Белоусов говорил, что пакеты ВТБ, "Роснефти", РЖД и АК АЛРОСА" могут быть приватизированы уже в следующем году.
Что касается ОЗК, то продажа 100% ее акций была в июне включена в план приватизации на 2012-2013 годы, пока проданы 50% минус одна акция. Этот же документ, утвержденный распоряжением правительства, предусматривал приватизацию в 2012-2013 годах не 5%, а 25% минус одна акция РЖД, больше был и пакет "Совкомфлота" (50% минус одна акция), пакет ВТБ был включен без "вилки" (25,5% акций). Также в плане была продажа в 2012-2013 годах 49,9% минус одна акция "Росагролизинга".
В новой презентации
План приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года, утвержденный в июне, предусматривал полный выход государства до 2016 года из капитала ВТБ, "Совкомфлота", "Росагролизинга", "Зарубежнефти", "РусГидро", "Интер РАО", "Шереметьево", "Аэрофлота", Россельхозбанка, АК "АЛРОСА". Кроме того, в период до 2016 года планировалось сократить долю России до 75% плюс одна акция в "Транснефти", ФСК и "Уралвагонзаводе", до 50% плюс одна акция - в ОСК и ОАК.
Распоряжением были зафиксированы и планы по полному прекращению государственного участия в капитале "Роснефти". Предусматривалось отчуждение принадлежащих ОАО "Роснефтегаз" акций этой крупнейшей российской нефтяной компании начиная с 2013 года с прекращением участия в капитале "Роснефти" к 2016 году.
В 2012 году, отмечает Минэкономразвития, уже реализованы пакеты четырех крупных компаний на общую сумму 199,2 миллиарда рублей. Среди них 20% "Апатита" , 7,58% акций Сбербанка , 100% "СГ-Транса", а также продажа допэмиссии ОЗК (50% минус одна акция).
Россия,
по расчетам Минэкономразвития, может
получить от приватизации государственных
активов 3,128 триллиона рублей с настоящего
момента до 2016 года включительно, говорится
в материалах министерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенного
анализа можно сделать