1.2 ФАКТОРЫ И
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СЕКТОРА
Исторически
государственный сектор возник одновременно
с государством. Как только государство
получает свое организационное оформление,
возникает специфический класс чиновников,
занимающихся оказанием общественных
услуг: армия, полиция, суды, администрация
представителей публичной власти, централизованное
производство определенных товаров и
услуг и т.д. На их нужды выделяются государственные
финансы, которые формируются за счет
собираемых налогов. Таким образом, государственный
сектор в той или иной форме существовал
во всех государствах и цивилизациях.
Изучение истории древних цивилизаций
позволяет выявить универсальную
экономическую закономерность: чрезмерное
расширение государственного сектора
приводило к упадку древних цивилизаций.
Превышение некоторой критической величины
размера госсектора ведет к разрушению
фундаментальных устоев общественно-экономической
формации.
Логика развития цивилизаций в
общем виде подчиняется следующей
схеме: развитие государства предполагает
его внешнюю (военно-политическую и
экономическую) экспансию; внешняя
экспансия государства объективно
требует расширения государственного
сектора экономики и усиления
системы государственного регулирования;
необходимость содержания гипертрофированного
госсектора требует финансовых и организационных
(институциональных) репрессий в отношении
частного сектора (увеличение налогов,
национализация, конфискация, контроль
цен, квотирование и нормирование производства,
экспорта и импорта и т.п.); финансовые
и институциональные репрессии разрушают
систему стимулов и мотивации частного
производителя, что, в конечном счете,
ведет к разрушению самого частного сектора;
разрушение частного сектора лишает общество
источника развития, в результате чего
цивилизация постепенно погибает[7,с.56].
Подобная схема на протяжении истории
Древнего Мира повторялась неоднократно.
Типичным примером тому служит цивилизация
Древней Греции, на начальном этапе
существования которой города-государства
складывались в рамках только общинно-частного
сектора. При этом нельзя сказать, чтобы
государственного сектора совсем не существовало
– в него входили рудники, неразделенные
пастбища и запасной земельный фонд, –
но управление им долгое время велось
теми же методами, как и имуществом общинно-частного
сектора. Именно в этот период происходит
мощный взлет научно-технической деятельности.
Подъем философии, математики, физики,
медицины, литературы, музыки, театра,
истории, архитектуры и астрономии обусловил
такой подъем культуры государственного
управления, сельского хозяйства, градостроительства,
промышленности, ремесел, торговли, банковских
и денежно-финансовых учреждений, что
подобная скорость развития повторится
лишь в Новое время. Однако последующее
усиление городов-государств было связано
с постоянными войнами и миграциями, в
результате чего пали Древние Микены,
а во многих греческих государствах (например,
в Спарте) частный сектор был почти полностью
уничтожен. Взамен ему пришел почти тотальный
государственный сектор. Как известно,
Древняя Спарта была чисто военным государством,
где почти отсутствовала экономика и стимулы
к ведению разнообразной хозяйственной
деятельности. Экономическое отставание
спартанского государства от соседних
полисов привело к его падению.
Под этот процесс подпали и Древние
Афины, где медленно, но верно происходило
усиление роли государства и государственного
регулирования экономики. Начиная
с 5-го века до нашей эры, явным становится
увеличение удельного веса государственной
собственности при ослаблении института
частной собственности, военизации
государства, росте агрессивности
внешней политики, огосударствлении
внешней торговли, расширении чиновнического
аппарата, что, в конечном счете, и
привело к падению афинского
государства. Разрушение института
частной собственности лишило афинское
общество экономической базы дальнейшего
развития – частного товаропроизводителя.
Деградация древнегреческой цивилизации
привела к тому, что впоследствии
она была поглощена другой цивилизацией
– Древним Римом.
Впоследствии аналогичная схема
гибели цивилизации повторилась
и в отношении самого Древнего
Рима, в котором изначально само
государство и госсектор выступали
в качестве вспомогательного инструмента
урегулирования отношений отдельных субъектов
частного сектора экономики. Бурное развитие
древнеримской культуры имело место в
эпоху Римской республики и начального
периода Римской империи и основывалось
на развитом институте частной собственности.
Однако в период с 40-х годов до нашей эры
до конца 4-го века нашей эры начинается
чрезмерное усиление роли государства
в экономике и беспрецедентный рост масштабов
государственного сектора. Так, во времена
Нерона действовала система, в соответствии
с которой все граждане должны были завещать
свое имущество лично императору. В таких
обстоятельствах удельный вес государственной
собственности всего за несколько десятилетий
стал преобладающим. В конце 2-го века представитель
семитской династии Септимий Север, воспитанный
в финикийской семье с ее азиатской психологией,
впервые в истории Рима начал открытое
наступление на частную собственность,
в результате чего он в кратчайшие сроки
отнял у аристократов столько имущества,
что сделался собственником половины
полуострова[7,c.57]. В 235 г. во время правления
Максимилиана получили всеобщий характер
проскрипции (списки лиц, объявленных
вне закона) и конфискации. В 286-305 гг. в
период правления Диоклетиана положение
еще больше обострилось, когда вместо
рыночного механизма спроса и предложения
была введена система управляемого хозяйства:
централизованное распределение продовольствия
наподобие карточной системы; государственный
надзор за экспортом и импортом; огосударствление
промышленности; квотирование и нормирование
производства; ограничение уровня рентабельности;
национализация фабрик, связанных со снабжением
органов государственной власти и армии;
государственный контроль за деятельностью
гильдий и коллегий. «Вершиной» экономической
политики Диоклетиана стал эдикт 301 г.
о ценах (Edictum de pretiis), когда впервые в истории
государство устанавливало цены на все
товары.[7, c. 62]
Все это привело к тому, что
основа римского государства – институт
частной собственности – фактически
прекратила свое существование. Римская
империя создала столь централизованную
экономическую систему, что существование
института частной собственности
в ее рамках стало бессмысленным.
Из-за высоких налогов огромные земельные
площади уже не обрабатывались; землевладельцы
давали свободу своим рабам, передавали
им и крестьянам в распоряжение земли
лишь бы суметь уплатить налоги государству.
В свою очередь высокие налоги
были обусловлены тем, что с ослаблением
частного сектора в римском обществе
исчез «излишний» доход. Государство
должно было содержать огромную империю:
в 1-ом веке на содержание армии в 300
тыс. чел. Рим ежегодно тратил огромные
суммы (в современном эквиваленте
9-10 млрд. долларов) [7, с.73].Такое положение
вещей привело к тому, что люди покидали
города и селились в деревне, производство,
торговля и культура приходили в упадок.
Результатом таких событий стало падение
Рима и его завоевание германскими племенами.
Схема гибели Древнего Рима не только
была идентична, но на конечном этапе
и непосредственно сопрягалась
со схемой гибели Древнего Египта. В 3-ем
тысячелетии до нашей эры, когда образовалось
объединенное египетское государство,
структура экономики страны была такова:
обрабатываемые сельскохозяйственные
земли были общинной собственностью, хотя
надел каждого отдельного крестьянина
был обособлен; производственная инфраструктура,
включающая в основном ирригационные
системы, была государственной; ремесло
было частным; внешняя торговля была государственной
монополией; в пределах данного государства
осуществлялась единая налоговая политика.
Многие египтологи придерживаются мнения,
что в Древнем Египте в целом преобладал
не рабский, а наемный труд, в связи с чем
вплоть до 4-го века до нашей эры наблюдался
расцвет его экономики: развивались астрономия,
земледелие и гидростроительство. В результате
этого ранее пустынные или болотистые
территории превратились в черноземы,
благодаря чему получаемого дохода стало
хватать не только для текущего потребления
общества, но и для осуществления больших
инвестиционных проектов. Возникли гигантские
пирамиды и храмы, начался цикл развития
ремесел, гончарного дела, мореходства,
торговли, обработки камня и градостроительства,
интенсивного земледелия. Появилась промышленность:
производство бумаги, кирпича, льняных
тканей, стекла, одежды. Египет того времени
был мировым законодателем моды. В стране
широко развернулось дорожное строительство,
а канал «Нил-Красное море» позволил вести
постоянную торговлю с Индией. Бурно развивались
финансово-кредитные учреждения. Несмотря
на государственный аппарат подавления,
образовались первые торговые и ремесленные
гильдии. Однако периодически повторяющиеся
и со временем усиливающиеся притеснения
института частной собственности, когда
царские династии в начале царствования
перераспределяли частную собственность
в пользу общин, отдельных граждан, воинов,
а впоследствии и ее прямого «огосударствления»,
в конце концов, привели к ликвидации этого
института, а затем и самого египетского
государства.
Особый интерес в жизни Древнего
Египта представляет период с конца
1-го века до нашей эры, когда Египет
на несколько десятилетий превратился
в римскую провинцию, до 4-го века
нашей эры. В это время в
стране происходила либерализация
социально-экономической жизни, связанная
с распространением более демократических
традиций Рима. В стране наметился
«возвратный» процесс, когда частный
сектор получает некоторую поддержку.
В этот момент экономика Египта и
Рима развиваются синхронно и
испытывают подъем. Наблюдается очередной
расцвет египетского хозяйства,
науки, искусства. Александрия стала
вторым после Рима городом империи
по величине и первым с точки зрения
развития науки и искусства. Однако
данный процесс не получил дальнейшего
развития, т.к. само римское общество
переживало этап централизации и
масштабного огосударствления [7, c.76].
В результате возник феномен «культурного
резонанса», когда обе древние культуры
погибали вместе по единообразной схеме.
Начиная с 3-го века, централизация социально-экономической
жизни привела к необратимому массовому
оттоку из страны творческих сил с последующей
гибелью древнеегипетской цивилизации[7,c.
79].
Новая история дает свои аранжировки
общей схемы разрушения цивилизаций.
Так, определенная аналогия имеется
между гибелью древних цивилизаций
и развалом Советского Союза и
всего блока социалистических стран,
в которых размер государственного
сектора превысил некие разумные
пределы. Также как древние культуры
не справились с гипертрофированным
госсектором и утратили естественные
стимулы к развитию, так и социалистические
страны во главе с СССР не справились
с чрезмерно разросшейся государственной
собственностью. Система советского
ценообразования базировалась на тотальном
государственном планировании и
регулировании цен; товаров и
услуг, цены на которые устанавливались
бы на основе механизма спроса и
предложения, фактически не было. По своей
сути данная система ценообразования
является практически полной копией
древнеримской системы государственных
цен Диоклетиана. Следовательно, выявленная
закономерность в разрушении мировых
культур распространяется и на современное
время.
В настоящее время уже имеются
теоретические концепции, которые
позволяют уточнить и углубить нарисованную
историческую картину гибели наиболее
известных цивилизаций. Одной из
таких концепций является концепция
«золотого сечения» или «золотой
пропорции», основанная на числах Фибоначчи.
В соответствии с ней главные
параметры экономической системы
делятся между конкурирующими элементами
по правилу «золотой пропорции». Применительно
к проблеме взаимодействия государственного
и частного секторов данный императив
конкретизируется следующим образом:
национальная экономика должна быть разделена
на две части таким образом, чтобы доля
государственного сектора находилась
в районе либо 38, либо 62%. Считается, что
при таком дезагрегировании системы достигается
ее максимальная устойчивость, стабильность,
гармоничность и эффективность[15,c. 25].
Любые отклонения от этих оптимальных,
«золотых» пропорций являются нежелательным
и ухудшают функционирование хозяйственной
системы. Каково же «цивилизационное»
содержание правила «золотого сечения»?
Прежде всего, данная концепция
позволяет сформировать законченную,
симметричную и внутренне непротиворечивую
картину исторической эволюции государств.
Так, в рассмотренных ранее примерах
мы видели, что древние цивилизации
разрушались в результате гипертрофии
госсектора и «перенакопления» государственной
собственности. Между тем в соответствии
с правилом «золотого сечения» разрушение
цивилизации может произойти
и в случае слишком сильного уменьшения
госсектора и «истощения» государственной
собственности. Таким образом, слишком
большой госсектор для экономической
системы так же плох, как и слишком
маленький его размер. Следовательно,
нормальное существование цивилизации
происходит внутри полосы, очерчиваемой
двумя «золотыми сечениями»: где
38% – нижняя грань «золотыми сечения»,62% –
его верхняя грань. Если система функционирует
в режиме, близком к минимальной границе,
то такое государство характеризуется
либеральной капиталистической формой
хозяйствования с рафинированной системой
частного права. Типичный пример такой
системы – Соединенные Штаты Америки.
Если же система функционирует в режиме,
близком к верхней границе, то экономика
такого государства является социально
ориентированной с явными признаками
системы капиталистического социализма.
Типичный пример такой системы – Швеция.
Логика взаимодействия частного и
государственного секторов экономики
в общем виде видится следующей.
Отклонение фактического размера госсектора
от двух «золотых» точек внутри «золотой
полосы приводит к нарастанию экономических
проблем, но эти проблемы, как правило,
не являются фатальными и не приводят
к самоуничтожению страны и государства.
Отклонение же фактического размера госсектора
от двух «золотых точек» вовне, т.е. за
пределы «золотой полосы», приводит к
такому нарастанию социально-экономических
проблем, что они могут перерасти в саморазрушение
хозяйственной системы. Причем в случае
слишком маленького госсектора гибель
страны возникает из-за слабости самого
государства и происходит, как правило,
в форме дезорганизации хозяйственной
жизни и завоевания страны другими народами.
В случае же слишком большого госсектора
гибель страны возникает из-за слабости
частного товаропроизводителя, разрушения
экономических стимулов к производительному
труду и происходит, как правило, в форме
угасания хозяйственной активности.
Эмпирические наблюдения за различными
государствами показывают, что те
из них, которые функционируют эффективно,
используют технологию «золотого сечения».
Так, в цивилизованных странах распределение
доли собственности между государством
и частным бизнесом происходит в соответствии
с «золотой пропорцией» в зависимости
от принятой модели экономического развития:
либо 62 и 38%, либо наоборот – 38 и 62%. Например,
в Швеции, где реализована специфическая
модель капиталистического социализма,
доля государственной собственности близка
к 60%, а частной собственности – к 40%. В
Японии, Германии, Великобритании, Франции
и США, где реализована классическая модель
капитализма, доля государственной собственности
приближается к 40%, а частной собственности
– к 60%. В большинстве стран мира ресурсы
и доходы между частным и государственным
секторами распределяются также по правилу
«золотой пропорции» – 62 и 38%[15,c. 26].