Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

 

1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

 

 Исторически государственный сектор возник одновременно с государством. Как только государство получает свое организационное оформление, возникает специфический класс чиновников, занимающихся оказанием общественных услуг: армия, полиция, суды, администрация представителей публичной власти, централизованное производство определенных товаров и услуг и т.д. На их нужды выделяются государственные финансы, которые формируются за счет собираемых налогов. Таким образом, государственный сектор в той или иной форме существовал во всех государствах и цивилизациях.

Изучение истории древних цивилизаций  позволяет выявить универсальную  экономическую закономерность: чрезмерное расширение государственного сектора  приводило к упадку древних цивилизаций. Превышение некоторой критической величины размера госсектора ведет к разрушению фундаментальных устоев общественно-экономической формации.

Логика развития цивилизаций в  общем виде подчиняется следующей  схеме: развитие государства предполагает его внешнюю (военно-политическую и  экономическую) экспансию; внешняя  экспансия государства объективно требует расширения государственного сектора экономики и усиления системы государственного регулирования; необходимость содержания гипертрофированного госсектора требует финансовых и организационных (институциональных) репрессий в отношении частного сектора (увеличение налогов, национализация, конфискация, контроль цен, квотирование и нормирование производства, экспорта и импорта и т.п.); финансовые и институциональные репрессии разрушают систему стимулов и мотивации частного производителя, что, в конечном счете, ведет к разрушению самого частного сектора; разрушение частного сектора лишает общество источника развития, в результате чего цивилизация постепенно погибает[7,с.56].

Подобная схема на протяжении истории  Древнего Мира повторялась неоднократно. Типичным примером тому служит цивилизация  Древней Греции, на начальном этапе  существования которой города-государства  складывались в рамках только общинно-частного сектора. При этом нельзя сказать, чтобы государственного сектора совсем не существовало – в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасной земельный фонд, – но управление им долгое время велось теми же методами, как и имуществом общинно-частного сектора. Именно в этот период происходит мощный взлет научно-технической деятельности. Подъем философии, математики, физики, медицины, литературы, музыки, театра, истории, архитектуры и астрономии обусловил такой подъем культуры государственного управления, сельского хозяйства, градостроительства, промышленности, ремесел, торговли, банковских и денежно-финансовых учреждений, что подобная скорость развития повторится лишь в Новое время. Однако последующее усиление городов-государств было связано с постоянными войнами и миграциями, в результате чего пали Древние Микены, а во многих греческих государствах (например, в Спарте) частный сектор был почти полностью уничтожен. Взамен ему пришел почти тотальный государственный сектор. Как известно, Древняя Спарта была чисто военным государством, где почти отсутствовала экономика и стимулы к ведению разнообразной хозяйственной деятельности. Экономическое отставание спартанского государства от соседних полисов привело к его падению.

Под этот процесс подпали и Древние  Афины, где медленно, но верно происходило  усиление роли государства и государственного регулирования экономики. Начиная  с 5-го века до нашей эры, явным становится увеличение удельного веса государственной  собственности при ослаблении института  частной собственности, военизации государства, росте агрессивности  внешней политики, огосударствлении внешней торговли, расширении чиновнического аппарата, что, в конечном счете, и  привело к падению афинского  государства. Разрушение института  частной собственности лишило афинское общество экономической базы дальнейшего  развития – частного товаропроизводителя. Деградация древнегреческой цивилизации  привела к тому, что впоследствии она была поглощена другой цивилизацией – Древним Римом.

Впоследствии аналогичная схема  гибели цивилизации повторилась  и в отношении самого Древнего Рима, в котором изначально само государство и госсектор выступали  в качестве вспомогательного инструмента урегулирования отношений отдельных субъектов частного сектора экономики. Бурное развитие древнеримской культуры имело место в эпоху Римской республики и начального периода Римской империи и основывалось на развитом институте частной собственности. Однако в период с 40-х годов до нашей эры до конца 4-го века нашей эры начинается чрезмерное усиление роли государства в экономике и беспрецедентный рост масштабов государственного сектора. Так, во времена Нерона действовала система, в соответствии с которой все граждане должны были завещать свое имущество лично императору. В таких обстоятельствах удельный вес государственной собственности всего за несколько десятилетий стал преобладающим. В конце 2-го века представитель семитской династии Септимий Север, воспитанный в финикийской семье с ее азиатской психологией, впервые в истории Рима начал открытое наступление на частную собственность, в результате чего он в кратчайшие сроки отнял у аристократов столько имущества, что сделался собственником половины полуострова[7,c.57]. В 235 г. во время правления Максимилиана получили всеобщий характер проскрипции (списки лиц, объявленных вне закона) и конфискации. В 286-305 гг. в период правления Диоклетиана положение еще больше обострилось, когда вместо рыночного механизма спроса и предложения была введена система управляемого хозяйства: централизованное распределение продовольствия наподобие карточной системы; государственный надзор за экспортом и импортом; огосударствление промышленности; квотирование и нормирование производства; ограничение уровня рентабельности; национализация фабрик, связанных со снабжением органов государственной власти и армии; государственный контроль за деятельностью гильдий и коллегий. «Вершиной» экономической политики Диоклетиана стал эдикт 301 г. о ценах (Edictum de pretiis), когда впервые в истории государство устанавливало цены на все товары.[7, c. 62]

Все это привело к тому, что  основа римского государства – институт частной собственности – фактически прекратила свое существование. Римская  империя создала столь централизованную экономическую систему, что существование  института частной собственности  в ее рамках стало бессмысленным. Из-за высоких налогов огромные земельные  площади уже не обрабатывались; землевладельцы давали свободу своим рабам, передавали им и крестьянам в распоряжение земли  лишь бы суметь уплатить налоги государству. В свою очередь высокие налоги были обусловлены тем, что с ослаблением  частного сектора в римском обществе исчез «излишний» доход. Государство  должно было содержать огромную империю: в 1-ом веке на содержание армии в 300 тыс. чел. Рим ежегодно тратил огромные суммы (в современном эквиваленте 9-10 млрд. долларов) [7, с.73].Такое положение вещей привело к тому, что люди покидали города и селились в деревне, производство, торговля и культура приходили в упадок. Результатом таких событий стало падение Рима и его завоевание германскими племенами.

Схема гибели Древнего Рима не только была идентична, но на конечном этапе  и непосредственно сопрягалась  со схемой гибели Древнего Египта. В 3-ем тысячелетии до нашей эры, когда образовалось объединенное египетское государство, структура экономики страны была такова: обрабатываемые сельскохозяйственные земли были общинной собственностью, хотя надел каждого отдельного крестьянина был обособлен; производственная инфраструктура, включающая в основном ирригационные системы, была государственной; ремесло было частным; внешняя торговля была государственной монополией; в пределах данного государства осуществлялась единая налоговая политика. Многие египтологи придерживаются мнения, что в Древнем Египте в целом преобладал не рабский, а наемный труд, в связи с чем вплоть до 4-го века до нашей эры наблюдался расцвет его экономики: развивались астрономия, земледелие и гидростроительство. В результате этого ранее пустынные или болотистые территории превратились в черноземы, благодаря чему получаемого дохода стало хватать не только для текущего потребления общества, но и для осуществления больших инвестиционных проектов. Возникли гигантские пирамиды и храмы, начался цикл развития ремесел, гончарного дела, мореходства, торговли, обработки камня и градостроительства, интенсивного земледелия. Появилась промышленность: производство бумаги, кирпича, льняных тканей, стекла, одежды. Египет того времени был мировым законодателем моды. В стране широко развернулось дорожное строительство, а канал «Нил-Красное море» позволил вести постоянную торговлю с Индией. Бурно развивались финансово-кредитные учреждения. Несмотря на государственный аппарат подавления, образовались первые торговые и ремесленные гильдии. Однако периодически повторяющиеся и со временем усиливающиеся притеснения института частной собственности, когда царские династии в начале царствования перераспределяли частную собственность в пользу общин, отдельных граждан, воинов, а впоследствии и ее прямого «огосударствления», в конце концов, привели к ликвидации этого института, а затем и самого египетского государства.

Особый интерес в жизни Древнего Египта представляет период с конца 1-го века до нашей эры, когда Египет на несколько десятилетий превратился  в римскую провинцию, до 4-го века нашей эры. В это время в  стране происходила либерализация  социально-экономической жизни, связанная  с распространением более демократических  традиций Рима. В стране наметился  «возвратный» процесс, когда частный  сектор получает некоторую поддержку. В этот момент экономика Египта и  Рима развиваются синхронно и  испытывают подъем. Наблюдается очередной  расцвет египетского хозяйства, науки, искусства. Александрия стала  вторым после Рима городом империи  по величине и первым с точки зрения развития науки и искусства. Однако данный процесс не получил дальнейшего  развития, т.к. само римское общество переживало этап централизации и  масштабного огосударствления [7, c.76]. В результате возник феномен «культурного резонанса», когда обе древние культуры погибали вместе по единообразной схеме. Начиная с 3-го века, централизация социально-экономической жизни привела к необратимому массовому оттоку из страны творческих сил с последующей гибелью древнеегипетской цивилизации[7,c. 79].

Новая история дает свои аранжировки  общей схемы разрушения цивилизаций. Так, определенная аналогия имеется  между гибелью древних цивилизаций  и развалом Советского Союза и  всего блока социалистических стран, в которых размер государственного сектора превысил некие разумные пределы. Также как древние культуры не справились с гипертрофированным госсектором и утратили естественные стимулы к развитию, так и социалистические страны во главе с СССР не справились с чрезмерно разросшейся государственной  собственностью. Система советского ценообразования базировалась на тотальном  государственном планировании и  регулировании цен; товаров и  услуг, цены на которые устанавливались  бы на основе механизма спроса и  предложения, фактически не было. По своей  сути данная система ценообразования  является практически полной копией древнеримской системы государственных  цен Диоклетиана. Следовательно, выявленная закономерность в разрушении мировых  культур распространяется и на современное  время.

В настоящее время уже имеются  теоретические концепции, которые  позволяют уточнить и углубить нарисованную историческую картину гибели наиболее известных цивилизаций. Одной из таких концепций является концепция  «золотого сечения» или «золотой пропорции», основанная на числах Фибоначчи. В соответствии с ней главные  параметры экономической системы  делятся между конкурирующими элементами по правилу «золотой пропорции». Применительно к проблеме взаимодействия государственного и частного секторов данный императив конкретизируется следующим образом: национальная экономика должна быть разделена на две части таким образом, чтобы доля государственного сектора находилась в районе либо 38, либо 62%. Считается, что при таком дезагрегировании системы достигается ее максимальная устойчивость, стабильность, гармоничность и эффективность[15,c. 25]. Любые отклонения от этих оптимальных, «золотых» пропорций являются нежелательным и ухудшают функционирование хозяйственной системы. Каково же «цивилизационное» содержание правила «золотого сечения»?

Прежде всего, данная концепция  позволяет сформировать законченную, симметричную и внутренне непротиворечивую картину исторической эволюции государств. Так, в рассмотренных ранее примерах мы видели, что древние цивилизации  разрушались в результате гипертрофии  госсектора и «перенакопления» государственной  собственности. Между тем в соответствии с правилом «золотого сечения» разрушение цивилизации может произойти  и в случае слишком сильного уменьшения госсектора и «истощения» государственной  собственности. Таким образом, слишком  большой госсектор для экономической  системы так же плох, как и слишком  маленький его размер. Следовательно, нормальное существование цивилизации  происходит внутри полосы, очерчиваемой двумя «золотыми сечениями»:  где 38% – нижняя грань «золотыми сечения»,62% – его верхняя грань. Если система функционирует в режиме, близком к минимальной границе, то такое государство характеризуется либеральной капиталистической формой хозяйствования с рафинированной системой частного права. Типичный пример такой системы – Соединенные Штаты Америки. Если же система функционирует в режиме, близком к верхней границе, то экономика такого государства является социально ориентированной с явными признаками системы капиталистического социализма. Типичный пример такой системы – Швеция.

Логика взаимодействия частного и  государственного секторов экономики  в общем виде видится следующей. Отклонение фактического размера госсектора от двух «золотых» точек внутри «золотой полосы приводит к нарастанию экономических проблем, но эти проблемы, как правило, не являются фатальными и не приводят к самоуничтожению страны и государства. Отклонение же фактического размера госсектора от двух «золотых точек» вовне, т.е. за пределы «золотой полосы», приводит к такому нарастанию социально-экономических проблем, что они могут перерасти в саморазрушение хозяйственной системы. Причем в случае слишком маленького госсектора гибель страны возникает из-за слабости самого государства и происходит, как правило, в форме дезорганизации хозяйственной жизни и завоевания страны другими народами. В случае же слишком большого госсектора гибель страны возникает из-за слабости частного товаропроизводителя, разрушения экономических стимулов к производительному труду и происходит, как правило, в форме угасания хозяйственной активности.

Эмпирические наблюдения за различными государствами показывают, что те из них, которые функционируют эффективно, используют технологию «золотого сечения». Так, в цивилизованных странах распределение доли собственности между государством и частным бизнесом происходит в соответствии с «золотой пропорцией» в зависимости от принятой модели экономического развития: либо 62 и 38%, либо наоборот – 38 и 62%. Например, в Швеции, где реализована специфическая модель капиталистического социализма, доля государственной собственности близка к 60%, а частной собственности – к 40%. В Японии, Германии, Великобритании, Франции и США, где реализована классическая модель капитализма, доля государственной собственности приближается к 40%, а частной собственности – к 60%. В большинстве стран мира ресурсы и доходы между частным и государственным секторами распределяются также по правилу «золотой пропорции» – 62 и 38%[15,c. 26].

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития