Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

– изменение  подхода к государственным корпорациям (ГК);

– минимизация  прямой имущественной экспансии  государства в ходе реализации антикризисных  мероприятий. 
Проанализированная информация позволяет сделать следующие выводы:

— усиление влияния государственных компаний посредством поглощений имело ярко выраженные отраслевые приоритеты (добыча нефти и газа, энергетика, машиностроение), тогда как в прочих отраслях их активность носила селективный характер;

— объектами  большей части сделок являлись ранее  приватизированные активы;

— основными  действующими игроками на поле поглощений стали «Роснефть» и «Газпром», что  является лучшим доказательством той  исключительной роли, которую играют в российской экономике доступ к  природной ренте, получение экспортных доходов и монопольное положение  на рынке для аккумулирования  финансовых ресурсов, значимых с позиций  расширения сферы влияния;

— наряду с «Роснефтью» и естественными  монополиями в качестве еще одного серьезного игрока, активно занимавшегося  поглощениями, обозначился ФГУП «Рособоронэкспорт» - государственное внешнеэкономическое предприятие, на долю которого приходится основная часть российского экспорта военно-технической продукции (полем приложения его усилий стали оборонная промышленность и машиностроение);

— большинство  состоявшихся поглощений можно отнести  к процессам горизонтальной интеграции и конгломеративным сделкам, что препятствует созданию или поддержанию конкуренции, вступая в объективное противоречие с теми целями и задачами развития отраслей, которые изначально ставились государством перед такими компаниями;

— резкий рост корпоративной задолженности (особенно внешней) государственных  компаний позволяет говорить о преимущественно  долговом способе финансирования осуществленных поглощений с помощью привлеченных средств (в основном банковских кредитов);

— довольно сложно классифицировать указанные  сделки по критерию характера отношений  между компанией-покупателем и  компанией-целью (дружественные или  враждебные), поскольку, с одной стороны, присутствие государства в капитале компаний-покупателей должно было ставить  их в заведомо выигрышное положение  по отношению к компаниям-целям, а с другой - акционеры и менеджмент последних также могли лоббировать свои интересы в органах власти, поэтому, вероятно, на практике имело место достижение компромиссов самого широкого спектра;

— отсутствие должной прозрачности не дает возможности  охарактеризовать техническую сторону  совершенных сделок, можно лишь с  большой долей вероятности предположить, что они совершались с привлечением специализированных компаний и в  денежной форме.

Одной из особенностей взаимодействия экономической  и политической сфер общественной жизни  в современной России является относительная  «беспомощность» российского бизнеса  как субъекта инновационного развития национальной экономики. Можно констатировать, что частный российский бизнес не в состоянии обеспечить экономически значимое предложение инновационной продукции потребительского и производственного назначения на внутреннем рынке, и в то же время ему не под силу сформировать достаточный спрос на инновационную продукцию производственного назначения. Эти функции вынуждено взять на себя государство, и оно пытается их реализовать посредством нацпроектов, федеральных целевых программ и, особенно, через деятельность государственных корпораций, т.е. своего рода зонтиковых структур, собирающих под своим началом целый ряд компаний и предприятий более или менее однородного профиля или целевого назначения.

 

 

2.3 КРУПНЕЙШИЕ  КОМПАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА  ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

В этом параграфе  рассмотрим подробнее несколько  крупнейших компаний государственного сектора экономики: ОАО «РЖД», Оборонно-промышленный  комплекс и Центральный Банк Российской Федерации.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим  звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный  подвоз жизненно важных грузов в самые  отдаленные уголки страны, а также  является самым доступным транспортом  для миллионов граждан.

Открытое  акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую  тройку лидеров железнодорожных  компаний. Это определяют следующие  факторы:

- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

- высокие финансовые рейтинги;

- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

- большая научно-техническая база;

- проектные и строительные мощности;

- значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства  РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа  реформирования железнодорожной отрасли  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

1 октября  2003 года – начало деятельности  ОАО "РЖД".

Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени  Российской Федерации полномочия акционера  осуществляет Правительство Российской Федерации.

Председатель  совета директоров ОАО «РЖД» с  сентября 2011 — Андросов Кирилл Геннадьевич. До него эту должность занимали Жуков Александр Дмитриевич (с 20 июля 2004 по сентябрь 2011), Христенко Виктор Борисович (16 октября 2003 — 20 июля 2004).

Президент ОАО «РЖД» — Якунин Владимир Иванович (с 14 июня 2005 года), до него — Фадеев Геннадий Матвеевич (23 сентября 2003 — 14 июня 2005).

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Миссия  компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение  потребностей государства, юридических  и физических лиц в железнодорожных  перевозках, работах и услугах, оказываемых  железнодорожным транспортом, а  также извлечение прибыли.

Стратегические  цели компании:

- увеличение масштаба транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической эффективности;

- повышение качества работы и безопасности перевозок;

- глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды  деятельности:

- грузовые перевозки;

- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы;

- прочие виды деятельности.

Основные  направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ составляет около 42 %, в пассажирообороте — около 33 %.Вклад РЖД в ВВП России составляет 2,5 процента. Чистая прибыль общества 208,324 млрд руб.(2010 год, МСФО)

Таблица 2 - Финансовые показатели РЖД по МСФО в 2006—2010 годах.

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка

877,9

млрд руб

 

1,016

трлн руб 

 

1,203

трлн руб 

 

1,126

трлн руб 

 

1,334 трлн руб

Операционные расходы

684,7

млрд руб 

821,5

млрд руб 

1,089

трлн руб 

1,013

млрд руб 

1,135 млрд руб

Операционная прибыль

194,7

млрдруб 

194,6

млрдруб 

113,9

млрдруб 

113,3

млрдруб 

198,9 млрдруб

EBITDA

 

267,5

млрдруб 

     

Чистая прибыль

139,8

млрдруб 

144,9

млрдруб 

76,4

млрдруб 

121,3

млрдруб 

208,3 млрдруб


 

Динамика  чистой прибыли наглядно продемонстрирована на рисунке 5:

Рисунок 5 – Динамика чистой прибыли ОАО «РЖД», мрд. руб.[20]

 

В железнодорожной  отрасли России, по данным В.Якунина (2012), работают 1 млн. 200 тыс. человек.

Российские  железные дороги потребляют до 6 % всей произведённой электроэнергии в стране, или 44 млрд. кВт в год, и 10 % дизельного топлива.

ОАО «РЖД»  владеет 99 % железнодорожных магистралей  в России общей протяжённостью 85 тыс. км (исключение составляют ряд  железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По протяжённости электрифицированных  магистралей (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире. По состоянию на конец 2007 года компания присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более половины грузовых и большая  часть пассажирских вагонов в  РФ. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок  по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

Оборонно-промышленный комплекс России.

Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.

В представленной таблице выручку предприятий, входящих в Оборонно-промышленный комплекс России.

Таблица 3 - Выручка крупнейших предприятий ОПК России [16,c.62].

Компания

Выручка от реализации, млн. руб.

Год отчетности

ФГУП «ММПП Салют»

16513.2

2009

ФГУП «КБ приборостроения»

12680

2007

ОКБ «Новатор»

8538.1

2009

ОАО СЗ «Северная верфь»

10719.5 

2009

ОАО ПО «Севмашпредприятие»

21160.8 

2009

ОАО НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского»

36272.4 

2009

ОАО «Уфимское моторостроительное ПО»

20014 

2009

ОАО «ПО «УОМЗ»

3828.5

2009

ОАО «Объединенная двигателестроительная  корпорация»

72347

2009

ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»

114000

2009

ОАО «НПО Сатурн»

15779

2007

ОАО «НПК „Иркут“»

36806.7 

2009

ОАО «Курганский машиностроительный завод»

4855 

2009

ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“»

31367.5

2009

ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“»

20966

2007

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»

127 432 

2011

ОАО «Вертолёты России»

57674.1

2009

ОАО «АХК „Сухой“»

49100

2009

Группа «Мотовилихинские заводы»

8200

2009


 

В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт.

В оборонной  промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек.

С 2000 по 2007 годы объём реализации российского  ОПК увеличился в 3,7 раза, в том  числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.

В 2005 году объём производства на предприятиях ОПК увеличился примерно на 10 %.

В 2009 году объём производства в российском ОПК вырос примерно на 10 %.

В 1995—2001 годах экспорт российских вооружений составлял около $3 млрд ежегодно. Затем он начал расти, составив в 2002 году $4,8 млрд,[17,c.25] в 2003 году — $5,0 млрд, а в 2004 году превысив $5,5 млрд.

В 2005 году объём экспорта вооружений достиг $6,1 млрд — рекордной величины за весь постсоветский период. В 2006 году экспорт составил $6,4 млрд. Объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов).

По итогам 2011 года военный экспорт составил около 12 миллиардов долларов. Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %).

В 2004 году Россия экспортировала вооружения в 57 стран, в 2005 году — в 61 страну, в 2006 году — в 64 страны. В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны.

Россия  имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем , Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией.

В 2005 году Россия подписала контракты на экспорт  вооружений на сумму $6,9 млрд, в 2007 году — около $10,5 млрд.

На начало 2006 года объём экспортного портфеля заказов в ОПК России составлял $22 млрд.

По итогам 2009 года, портфель заказов «Рособоронэкспорта» вырос с 22 до 32 млрд долларов.

Центральный банк Российской Федерации.

Представляет  собой главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития