Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3 – Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности, % [19,с.100]

 

Но большинство  экспертов склоняются к тому, что  если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в  ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.

Таким образом, налицо по существу огромный государственный  холдинг.

Рассмотрим  общие параметры государственного сектора:

объем реализованной  продукции 10 самых больших государственных  корпораций составляет более 20% российского  ВВП;

в десятке  наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат  государству;

"Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел  в тройку мировых лидеров; 

доля  госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [17, c.14].

    Рассмотрим промышленную часть  отечественного госсектора подробнее.

    Сегодняшняя отраслевая структура  промышленного госсектора России  весьма далека от оптимальной. Главная причина тому - ошибки, допущенные на стадии выбора направлений приватизации российской экономики.

    Хотя имеющиеся сведения о  российском госсекторе неполны  и не слишком точны, они все  же позволяют нарисовать общую  картину и уяснить основные  проблемы в развитии государственного  предпринимательства. Данные о  масштабах госсектора в отраслях  промышленности сгруппированы в  таблице А.1 (приложение А).

Сопоставление интегральных показателей эффективности двух секторов отраслей российской промышленности позволяет сгруппировать их в три кластера. Первый включает отрасли с высокой эффективностью госсектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика. Второй кластер состоит из отраслей с умеренной эффективностью госсектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение. В третий кластер входят все прочие 12 отраслей-аутсайдеров (ниже 90%).

    В настоящее время «право на  существование» по критерию интегрального  показателя эффективности отстоял  госсектор только первого и  второго кластеров, то есть  трех отраслей. С натяжкой к  ним можно приплюсовать микробиологическую  и легкую промышленность. Продолжение  деятельности остальных 10 отраслей  оправдывается в основном лишь  социальными императивами. Особые  опасения вызывает госсектор  стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, интегральная эффективность которого почти в 3,5 раза ниже, чем негосударственного. Таким образом, структурный анализ показывает проблемные промышленные отрасли для государственного сектора.

Государственным сектором является, как мы уже выяснили, совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);

добыча  и экспорт сырья − "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;

оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;

финансовый  комплекс - государственные банки  и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.

информационный  комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [9, c.64].

В настоящее  время происходит формирование новых  государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с "Газпромом")"Рособоронэкспорта". Экспортер вооружений ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа", за $700 млн выкупил 66% корпорации "ВСМПО-Ависма", единственного в России производителя титана. "Рособоронэкспорт" продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании "Оборонпром". "Оборонпром" купил Электромашиностроительный завод "ЛЕПСЕ". В декабре 2006 г. "Оборонпром" начал оформлять сделку по выкупу более 20% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", после ее завершения "Оборонпром" получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Уже сейчас "Рособоронэкспорт" владеет несколькими десятками различных предприятий, а его представители входят в советы директоров всех значимых машиностроительных компаний, что означает РОЭ прекращать экспансию в промышленность не намерен [8, c.227].

Значительное  укрупнение происходит также среди  компаний с государственным участием. Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе" стал контролирующим акционером в проекте "Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная компания страны - "Роснефть" не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайскими инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате "Газпром" и "Роснефть" прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией [13,c.11].

В 2007 году учреждено создание "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) с капитализацией почти 100 млрд. рублей, в которую вошли все отечественные  разработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составили знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, - АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение "Авиаэкспорт". В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Таким образом, новый авиагигант с момента своего образования стал монополией [12, c.17].

Результаты  анализа инвестиционной активности в промышленности в самый разгар мирового финансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционных проектов в промышленном секторе (общая сумма - 52 млрд долларов) резко увеличили предполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто о замораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государство выделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (на рефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд. долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по НДПИ [12,c.16].

Огромные  финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годы правительство выделило 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [14, c.122].

Наличие в госсекторе крупных государственных  компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению  к субъектам госсектора может применять меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам.

Ряд российских ученых считает, что государственный  сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в  экономике: Управляя госсектором, государство  осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики.

 

2.2 ТЕНДЕНЦИИ  И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

Одним из важнейших институциональных направлений  развития государственного сектора  в современной российской экономике  является расширение масштабов деятельности компаний с долей государства в капитале, диверсификация их бизнеса посредством участия в слияниях и поглощениях, процессах вертикальной и горизонтальной интеграции. Реализация данного направления развития госсектора обусловлена следующими процессами в российской экономике в первом десятилетии (особенно во второй его половине) XXI века:

- создание  интегрированных структур холдингового  типа на основе консолидации  государственных активов;

- увеличение  доли государства в отдельных  компаниях до величины, позволяющей  осуществлять корпоративный контроль.

Динамику  развития числа предприятий и  организаций в стране видно в  таблице 1:

Таблица 1 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на конец года) [19,c.206].

 

Число предприятий и организаций, тыс.

1995

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Всего, в том числе по формам собственности:

2249,5

3346,5

4767,3

4674,9

4771,9

4907,8

4823,3

4866,6

государственная

322,2

150,8

160,4

141,7

135,0

129,9

119,4

115,5

муниципальная

197,8

216,6

252,1

262,7

257,6

253,0

246,4

239,5

Частная

1425,5

2509,6

3837,6

3855,4

3975,5

4128,1

4103,6

4164,6

собственность общественных  
и религиозных  
организаций  
(объединений)

95,0

223,0

252,5

212,3

197,4

187,8

157,0

149,6


 

Если  в 2000—2003 гг. можно было говорить преимущественно  об усилиях государства по оптимизации  своего имущественного присутствия  в экономике, сохранившегося после  реализации программ чековой (1992—1994 гг.) и денежной (1995—1998 гг.) приватизации (динамика приватизации показана на рисунке 4), то последующий период характеризовался явным расширением масштабов такого присутствия посредством активизации деятельности существующих государственных компаний, которые стали на путь расширения масштабов своего бизнеса и его диверсификации, выходя на рынок корпоративного контроля. При этом с 2007 г. вновь активизировалась политика интеграции разрозненных активов, остающихся в собственности государства, в холдинговые структуры. 

Рисунок 4 – Количество приватизированных государственных и муниципальных предприятий [19,c.205]

Наиболее  заметные отличия в строительстве  интегрированных структур в 2000-е  годы по сравнению с периодом 1990-х  годов связаны с отраслевым аспектом. Если в то время холдинги создавались  преимущественно в топливно-энергетическом комплексе (естественные монополии, нефтяные компании и др.), то в 2000-е годы областью применения этого инструментария структурной  и промышленной политики стала в  первую очередь оборонная промышленность.

Важным  самостоятельным сюжетом, тесно  связанным как с интеграцией  государственных активов, так и  со структурной политикой, в 2000-е  годы стала реструктуризация естественных монополий. Такое направление, как  увеличение доли государства до величины, позволяющей осуществлять корпоративный  контроль, не получило особого развития, реализуясь в виде штучных проектов применительно к отдельным особо  значимым компаниям. 
K началу 2010 г. «глубина концентрации собственности» в руках государства составила 40-45%.

Основными тенденциями имущественных отношений  в условиях экономической рецессии стали:

– замедление приватизационного процесса;

– преобладание в общей структуре доходов  федерального бюджета от приватизации и управления государственным имуществом возобновляемых источников, доля которых  год от года растет уже несколько  лет подряд;

– продолжение  интеграции принадлежащих государству  активов, общие масштабы которой  оказались сопоставимы с 2008 г.;

– появление  в российском правовом поле новой  организационно-правовой формы, ориентированной  на использование федерального имущества

– государственной  компании, первым и пока единственным представителем которой стал общенациональный оператор федеральной дорожной сети, компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), призванная оказывать государственные услуги и выполнять иные полномочия в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления;

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития