Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.
Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1
1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования
Факторы и условия развития государственного сектора
6
10
1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60
Заключение
67
Список использованных источников
Приложение
Рисунок 3 – Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности, % [19,с.100]
Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотрим
общие параметры
объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
"Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [17, c.14].
Рассмотрим промышленную часть
отечественного госсектора
Сегодняшняя отраслевая
Хотя имеющиеся сведения о
российском госсекторе неполны
и не слишком точны, они все
же позволяют нарисовать общую
картину и уяснить основные
проблемы в развитии
Сопоставление интегральных показателей эффективности двух секторов отраслей российской промышленности позволяет сгруппировать их в три кластера. Первый включает отрасли с высокой эффективностью госсектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика. Второй кластер состоит из отраслей с умеренной эффективностью госсектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение. В третий кластер входят все прочие 12 отраслей-аутсайдеров (ниже 90%).
В настоящее время «право на
существование» по критерию
Государственным сектором является, как мы уже выяснили, совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);
добыча и экспорт сырья − "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.
информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [9, c.64].
В настоящее
время происходит формирование новых
государственных корпораций с использованием
как ядра (по аналогии с "Газпромом")"
Значительное укрупнение происходит также среди компаний с государственным участием. Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе" стал контролирующим акционером в проекте "Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная компания страны - "Роснефть" не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайскими инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате "Газпром" и "Роснефть" прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией [13,c.11].
В 2007 году
учреждено создание "Объединенной
авиастроительной корпорации" (ОАК)
с капитализацией почти 100 млрд. рублей,
в которую вошли все
Результаты анализа инвестиционной активности в промышленности в самый разгар мирового финансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционных проектов в промышленном секторе (общая сумма - 52 млрд долларов) резко увеличили предполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто о замораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государство выделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (на рефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд. долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по НДПИ [12,c.16].
Огромные финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годы правительство выделило 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [14, c.122].
Наличие в госсекторе крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению к субъектам госсектора может применять меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам.
Ряд российских ученых считает, что государственный сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в экономике: Управляя госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики.
2.2 ТЕНДЕНЦИИ
И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Одним из
важнейших институциональных
- создание
интегрированных структур
- увеличение
доли государства в отдельных
компаниях до величины, позволяющей
осуществлять корпоративный
Динамику развития числа предприятий и организаций в стране видно в таблице 1:
Таблица 1 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на конец года) [19,c.206].
Число предприятий и организаций, тыс. | ||||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего, в том числе по формам собственности: |
2249,5 |
3346,5 |
4767,3 |
4674,9 |
4771,9 |
4907,8 |
4823,3 |
4866,6 |
государственная |
322,2 |
150,8 |
160,4 |
141,7 |
135,0 |
129,9 |
119,4 |
115,5 |
муниципальная |
197,8 |
216,6 |
252,1 |
262,7 |
257,6 |
253,0 |
246,4 |
239,5 |
Частная |
1425,5 |
2509,6 |
3837,6 |
3855,4 |
3975,5 |
4128,1 |
4103,6 |
4164,6 |
собственность общественных |
95,0 |
223,0 |
252,5 |
212,3 |
197,4 |
187,8 |
157,0 |
149,6 |
Если в 2000—2003 гг. можно было говорить преимущественно об усилиях государства по оптимизации своего имущественного присутствия в экономике, сохранившегося после реализации программ чековой (1992—1994 гг.) и денежной (1995—1998 гг.) приватизации (динамика приватизации показана на рисунке 4), то последующий период характеризовался явным расширением масштабов такого присутствия посредством активизации деятельности существующих государственных компаний, которые стали на путь расширения масштабов своего бизнеса и его диверсификации, выходя на рынок корпоративного контроля. При этом с 2007 г. вновь активизировалась политика интеграции разрозненных активов, остающихся в собственности государства, в холдинговые структуры.
Рисунок 4 – Количество приватизированных государственных и муниципальных предприятий [19,c.205]
Наиболее
заметные отличия в строительстве
интегрированных структур в 2000-е
годы по сравнению с периодом 1990-х
годов связаны с отраслевым аспектом.
Если в то время холдинги создавались
преимущественно в топливно-
Важным
самостоятельным сюжетом, тесно
связанным как с интеграцией
государственных активов, так и
со структурной политикой, в 2000-е
годы стала реструктуризация естественных
монополий. Такое направление, как
увеличение доли государства до величины,
позволяющей осуществлять корпоративный
контроль, не получило особого развития,
реализуясь в виде штучных проектов
применительно к отдельным
K началу 2010 г. «глубина концентрации собственности»
в руках государства составила 40-45%.
Основными
тенденциями имущественных
– замедление приватизационного процесса;
– преобладание в общей структуре доходов федерального бюджета от приватизации и управления государственным имуществом возобновляемых источников, доля которых год от года растет уже несколько лет подряд;
– продолжение интеграции принадлежащих государству активов, общие масштабы которой оказались сопоставимы с 2008 г.;
– появление в российском правовом поле новой организационно-правовой формы, ориентированной на использование федерального имущества
– государственной компании, первым и пока единственным представителем которой стал общенациональный оператор федеральной дорожной сети, компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), призванная оказывать государственные услуги и выполнять иные полномочия в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления;