Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

Здесь следует  сразу сделать несколько важных замечаний и оговорок. Конкретные частные показатели масштаба и эффективности  госсектора зависят от целей проводимого  анализа. Если это детальный, углубленный  анализ, то работа должна идти с вектором частных показателей. Если же проводится макроэкономический анализ, направленный на уяснение основополагающих моментов в развитии госсектора, то следует  формировать сводную картину  на основе очень небольшого набора показателей[18,c.370].

Итак, рассмотрим базовые принципы оценки масштаба госсектора.

Как было сказано выше, размер госсектора может оцениваться по различным сторонам его хозяйственной деятельности, что предполагает использование разных частных показателей масштаба. Среди таковых в литературе, как правило, выделяются следующие пять показателей:

К– доля государственного сектора в общей численности занятых в стране;

К– доля государственного сектора в общем объеме основных фондов в стране;

К– доля государственного сектора в валовом выпуске продукции в стране;

К– доля государственного сектора в общей численности предприятий в стране;

К– доля инвестиций в основные фонды (капиталовложений) государственного сектора в общем объеме инвестиций в стране[5,c.118].

Выбор конкретных коэффициентов К1, К2, К3, Ки Кобусловлен их смысловой нагрузкой. Так, например, Ки Кпоказывают долю основных макрофакторов (труд и капитал), которая находится в распоряжении государственного сектора, чем достигается достаточно полный учет затратного аспекта его деятельности и соответственно его ресурсной мощи; показатель Котражает результаты (выпуск или объем производства), полученные предприятиями государственного сектора; Кхарактеризует относительную массу государственного сектора с точки зрения числа входящих в его состав хозяйственных структур; в отличие от предыдущих показателей, оценивающих текущее состояние госсектора, коэффициент Коценивает его «двигательные» возможности и «будущий» потенциал, заложенный в госсекторе. Интерпретация последнего коэффициента вытекает из самого понятия инвестиций (капиталовложений), которые создают предпосылки для будущего динамичного развития национальной экономики.

Заметим, что все рассмотренные показатели предполагают довольно простую и  однозначную оценку; исключение составляет только коэффициент К3, который может рассчитываться как по показателю добавленной стоимости, так и по валовому выпуску. Оба варианта расчета по отношению друг к другу являются эквивалентными заменителями, хотя предпочтение все же должно быть отдано показателю добавленной стоимости. Главное при осуществлении прикладных расчетов на основе Кзаключается в том, что расчеты для госсектора и всей экономики следует проводить с помощью одного и того же показателя; в противном случае возникнут грубые ошибки.

Важным  моментом является то, что значения приведенных показателей, как правило, сильно различаются. Например, в Великобритании 1979 года на долю национализированного сектора приходилось 12% валового внутреннего  продукта и лишь 8% общей численности занятых [4, с.120]. Во Франции в 1965 г. предприятия государственного сектора давали 8% ВВП, в то время как общая сумма их капиталовложений составляла более 17% валовых инвестиций всей экономики [4,с.121]. В связи с этим помимо вышеприведенных пяти «первичных» показателей масштаба госсектора возникает потребность в их «свертывании», взвешивании и усреднении для получения обобщенной (интегральной) оценки участия государственного сектора в национальной экономике. В мировой и российской практике аналитических исследований для этих целей используются интегральные показатели относительного масштаба государственного сектора К.

В разное время в литературе предлагались разные подходы к конструированию интегрального показателя. Так, в международной практике используется следующая формула усреднения частных показателей [4, с.124]:

                                                                                   (1)

Несколько позже в аналитических расчетах использовалась несколько иная формула:

                                                                                   (2)

Впоследствии  были предложения по «усилению» коэффициента (2), за счет рассмотрения уже не трех, а четырех частных показателей [3, с.103]:

                                                                              (3)     

Еще позже  был сделан шаг «назад» и показатель (3) урезался до более компактной и логичной формулы [9, с.53]:

                                                                                    (4)

По всей видимости, для российской экономики и нынешнего статистического обеспечения госсектора формула (4) представляется наиболее приемлемой в общеметодологическом плане. Действительно, в соответствии с (4) при оценке масштаба госсектора учитывается два классических макрофактора (труд и капитал) и результат их сочетания (выпуск). Кроме того, практические расчеты показали не только хорошую работоспособность формулы (4), но и преемственность подхода, лежащего в ее основе, с методами оценки интегральной эффективности госсектора (подробнее об этом ниже).

Надо  сказать, что подход, реализующий взвешивание частных коэффициентов по методу среднеарифметического, отражает идею о том, что все частные показатели масштаба госсектора являются равноправными и ни одному из них не может быть отдано предпочтение по сравнению с другими. Действительно, если попытаться определить вектор неодинаковых весовых коэффициентов, то мы неизбежно придем к субъективной процедуре, не имеющей строгого обоснования.

Особо подчеркнем, что показатель К представляет собой усредненную долю государственного сектора в экономике (отрасли, регионе), выраженную в процентах (это относится и к частным коэффициентам масштаба госсектора). Изменяться показатель К может в границах от 0 (отсутствие госсектора) до 100 (тотальный госсектор) процентов, что делает его очень наглядным.

При анализе  развития государственного сектора  в динамике уменьшение показателя К означает ослабление позиций государственного сектора в экономике (отрасли, регионе); увеличение К означает усиление роли и участия государственного сектора. Для стратегически важных отраслей и сегментов экономики отчетный показатель К следует сравнивать с предельно допустимым значением К*, определяемым экспертным путем, исходя из соображений обеспечения экономической безопасности и достижения важнейших целей социально-экономического развития страны. Таким образом, даже в своем простейшем виде показатель масштаба госсектора может непосредственно использоваться при формировании политики государственного регулирования национальной экономики.

Федеральной службой государственной статистики используется следующие показатели оценки масштабов государственного сектора в экономике страны:

- Федеральная  собственность и собственность субъектов Российской Федерации;

- Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, которые также являются государственной собственностью;

- Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью;

- Частной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам и юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое  в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Граждане  и юридические лица являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям.

Собственностью  общественных и религиозных организаций (объединений) является имущество, принадлежащее  на праве собственности общественным и религиозным организациям (объединениям).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и  большие расходы государства  на их содержание часто ведут к  осуществлению приватизации.

Приватизация  государственного и муниципального имущества - возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  или  муниципальных образований  имущества (объектов приватизации) в  собственность физических и юридических  лиц.

- Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущественный комплекс унитарного предприятия – все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Коммерческий  конкурс – одна из форм проведения торгов при приватизации. Продажей по коммерческому конкурсу считается приобретение физическими и юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий по отношению к объекту приватизации. Победителем конкурса становится участник, предложения которого полностью отвечают условиям конкурса и наилучшим образом соответствуют критерию выявления победителя, т.е. предложивший максимальную цену.

Конкурс – продажа государственного или муниципального имущества в случае, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения покупателем условий конкурса.

Аукцион – продажа государственного и муниципального имущества в случае, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется  в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При данном способе продажи идет последовательное снижение начальной цены имущества (цены первоначального предложения), установленной при продаже на несостоявшемся аукционе.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если его продажа посредством публичного предложения не состоялась[19,с. 205].

В первой главе мы исследовали основные теоретические  положения возникновения и функционирования государственного сектора экономики. Обозначили основные подходы к определению понятия госсектора российскими и зарубежными учеными. Провели параллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора и госсобственности. Рассмотрели подходы к оценке масштабов государственного сектора экономики в стране. Определили основные методы государственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства.

В следующей  главе проанализируем современное  состояние государственного сектора  экономики в Российской Федерации.

 

2 АНАЛИЗ  СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ  В РОССИИ

 

В данной главе попробуем проанализировать современное состояние государственного сектора экономики в России.

По состоянию  на 1 января 2012 года в реестре федерального имущества учтено 1369446 объектов. В  собственности Российской Федерации  зарегистрировано 1007930198 га земли. В  управлении Росимущества находится 2933 хозяйственных общества с государственным участием.

Можно сказать, что в последнее время резко увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифры государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению некоторых показателей, таких как: среднегодовая численность занятых в экономике (рисунок 3) на государственных и муниципальных предприятиях - 20566000 чел. (30,4% от общей численности занятых в экономике), на предприятиях смешанной формы собственности - 3880000 чел. (5,7%); число государственных и муниципальных предприятий - 413000 (8,6%), число предприятий смешанной формы собственности - 215000 (4,3%); на государственных и смешанных предприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, в том числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающем производстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятий приходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов - 20%, обработка древесины 7%, химическое производство - 20%, металлургическое производство - 11%, производство машин и оборудования - 16%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 70,2% [19,c.100].

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития