Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.

Содержание работы

Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1




1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования

Факторы и условия развития государственного сектора
6



10


1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60

Заключение
67

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 155.95 Кб (Скачать файл)

Согласно  ст. 71 Конституции Российской Федерации  определено, что правом денежной эмиссии  обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия  осуществляется исключительно Центральным  банком Российской Федерации и оговорена  его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского  республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный  банк РСФСР.

Органами  управления Центрального банка на данный период времени являются Национальный банковский совет и Совет директоров.

Участники Национального банковского совета (НБС) за исключением председателя Банка  России не являются сотрудниками ЦБ и  не получают вознаграждения за свою деятельность. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым  большинством голосов.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» в Совет директоров Центрального банка Российской Федерации входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

-обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Основными задачами Банка России являются:

-регулирование денежного обращения;

-проведение единой денежно-кредитной политики;

-защита интересов вкладчиков, банков;

-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными  федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России выполняет следующие функции:

-во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

-монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

-является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

-устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

-устанавливает правила проведения банковских операций;

-осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

-осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

-принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

-осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

-организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

-устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

-устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

-принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;

-принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

-устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

-проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

-осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

-осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, за последние годы параллельно с  созданием "так называемой" суверенной демократии в России в экономике  создается государственный сектор, занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в  целом за счет практической монополии  внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на "товарищества с ограниченной ответственностью" высшей государственной бюрократии.

Данная  система породила массу проблем  функционирования госсектора. Низкие стимулы к повышению эффективности  ввиду господдержки. Цели формирования государственных корпораций, особенно в отсутствие четко отработанной и правообеспеченной системы приоритетов народнохозяйственного развития, как правило, формулируются размыто. А когда на основе формирования госкомпаний происходит нерыночная консолидация не связанных между собой активов, ее логика в ряде случаев вообще не прослеживается. Недостаточный контроль менеджмента со стороны государства, что порождает коррупцию, слабую ответственность государственных представителей за использование госсобственности. Во главе многих госкомпаний находятся бывшие чиновники, встает вопрос о компетентности высшего управления, необходимо проводить конкурсы на основе профессионализма для принятия на подобные должности; это касается не только топ менеджмента, но и более низших структур управления. Потеря управляемости и прозрачности ввиду сложности структуры госсектора. Сложное и нерациональное иерархическое строение размывает ответственность конкретных управляющих. Следует сформировать структуру штата с четкими обязанностями и правами, тем самым удастся избавиться от неэффективных работников. Для улучшения прозрачности следует создать единое информационное пространство госсектора, которое позволит с одной стороны налаживать между организациями партнерские отношения, с другой контролировать обществу протекание процессов в госсекторе. Следует обратить внимание на реализацию готового проекта - "Электронного Государства". Пробелы в законодательстве является одной из ключевых. Следует увеличить наказание за нерациональное использование целевых денежных фондов, хищение средств. Незавершенность многих реформ (административная, ЖКХ) тормозит потенциальное развитие государственного и частного секторов. Антимонопольное законодательство скорее формально существует, чем развивает конкуренцию на рынках в условиях государственных монополий. Предоставление государственным корпорациям права инвестировать многомиллиардные денежные средства в фондовый рынок чревато его "перегревом" и снижением привлекательности венчурного финансирования, весьма важного для развития рынка высоких технологий.

На сегодняшний  день наблюдается тенденция как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилении косвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частного партнерства (которое будет подробнее рассмотрено в 3 главе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА  ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

На сегодняшний  день государственное присутствие  в экономике остается слишком  велико, даже несмотря на то, что большая часть производственных компаний, предприятий сферы услуг относится к частному сектору экономики.

Экономическое развитие сдерживается недоверием бизнеса  к государству, его способностям гарантировать права собственности  и задавать стабильные и предсказуемые  правила рыночного поведения. Отношения  государства и общества не прозрачны  и обременены массой бюрократических  барьеров. Органы государственной власти и местного самоуправления не ориентированы  на потребности экономики и общества.

Диапазон  управленческих воздействий крайне узок, а сам их механизм неэффективен. Административные процедуры определены нечетко, оставляя широкое поле для  усмотрения чиновников, что приводит к коррупции.

Система оплаты труда государственных служащих фактически дестимулирует их результативную активность и создает эффект отрицательного отбора, когда на государственную службу приходят работники, которые не могут найти лучшего места на рынке труда[17,c.27].

При этом государство сохраняет за собой  избыточные функции, осуществляет избыточное регулирование экономики, остаётся крупным собственником, акционером многих коммерческих предприятий, владельцем ГУПов, деятельность которых напрямую не связана с исполнением неотъемлемо государственных функций. До сих пор до конца не решена проблема чёткого функционирования системы правоприменения в сфере экономического законодательства.

В совокупности эти факторы оказывают сильное  давление на экономику, подрывают принципы рыночной конкуренции, заметно снижают  эффективность функционирования имеющейся  производственной инфраструктуры, негативно  влияя на инвестиционный и предпринимательский климат.

Серьёзной проблемой является наличие “нерыночного”  сектора в экономике России. Достаточно большое количество предприятий  на сегодняшний день потенциально неконкурентоспособны и выживают лишь за счёт предоставляемых  государством льгот, отсрочек при уплате налогов, преференциям при получении  государственного заказа, заниженным тарифам на услуги естественных монополий, несовершенных институтов экономики. В значительной степени эта проблема обусловлена излишним вмешательством государства в экономические процессы, в том числе через регулятивные функции, государственную собственность, естественные монополии, несовершенные институты социальной сферы, которые в подавляющем большинстве случаев продолжают контролироваться государством[17,c.27].

Основными мерами, направленными на повышение эффективности управления госпредприятиями и хозяйственными обществами являются:

-  поэтапное сокращение избыточной части госсектора, не обеспечивающего выполнение государственных функций;

- внедрение модели управления госсобственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава госимущества государственным функциям на уровне региона;

- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций.

В среднесрочной  перспективе предстоит активизировать решение назревшей задачи снижения государственного давления на экономику. Основными направлениями деятельности должны стать: сокращение административного  вмешательства в деятельность хозяйствующих  субъектов; повышение эффективности  работы государственных органов; приватизация предприятий, не связанных с исполнением государством прямых функций по обеспечению обороноспособности и безопасности страны; повышение эффективности управления государственной собственностью (включая природные ресурсы); поддержка судебной реформы в увязке с реформой органов правопорядка.

Также одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы которые представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений. На сегодняшний день природные ресурсы используются государством недостаточно эффективно. Отсутствуют чёткие, прозрачные условия доступа недропользователей к ресурсам. Государственные интересы как собственника зачастую не защищены в полной мере, а недропользователи, в свою очередь не мотивированы к эффективному использованию предоставленных ресурсов. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность к рациональному недропользованию[13,c.20].

Необходимо  в ближайшее время: разработать  механизм установления и изъятия  природной ренты, выравнивающий  экономические условия деятельности в сфере природопользования и  в обрабатывающих секторах экономики; реформировать систему управления и сформировать эффективную стратегию  развития государственного фонда недр. Цели – обеспечение устойчивого  развития национальной природно-ресурсной  базы, ее рационального использования  и стимулирование диверсификации структуры  экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Необходимо  сформировать эффективную стратегию  развития государственного фонда недр, которая будет направлена на обеспечение  баланса воспроизводства и добычи полезных ископаемых в интересах  разных поколений. Она должна обеспечить устойчивые доходы бюджетной системы  на долгосрочную перспективу, предусматривать  удовлетворение потребностей национальной экономики в минеральном сырье и стимулировать развитие технологического и промышленного потенциала России.

Информация о работе Государственный сектор экономики россии: современное состояние и перспективы развития