Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор.
Введение
4
1
Теоретические аспекты исследования государственного сектора в рамках национальной экономики
6
1.1
1.2
Государственный сектор экономики: понятие, сущность, структура, объективные причины существования
Факторы и условия развития государственного сектора
6
10
1.3
Методы регулирования государственного сектора экономики
21
1.4
Показатели оценки масштабов государственного сектора экономики в стране
26
2
Анализ современных процессов развития государственного сектора экономики в Российской Федерации
33
2.1
Общая характеристика современного состояния государственного сектора экономики в России
33
2.2
Тенденции и факторы развития государственного сектора экономики в России
39
2.3
Крупнейшие компании государственного сектора экономики в России
44
3
Перспективы развития государственного сектора экономики в России
57
3.1
Стратегические направления развития государственного сектора в стране
57
3.2
Основные направления политики в сфере государственного сектора экономики
60
Заключение
67
Список использованных источников
Приложение
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.
Органами управления Центрального банка на данный период времени являются Национальный банковский совет и Совет директоров.
Участники
Национального банковского
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в Совет директоров Центрального банка Российской Федерации входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Основными целями деятельности Банка России являются:
-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
-обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Основными задачами Банка России являются:
-регулирование денежного обращения;
-проведение единой денежно-кредитной политики;
-защита интересов вкладчиков, банков;
-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Банк
России осуществляет свои функции в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным
-во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
-монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
-является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
-устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
-устанавливает правила проведения банковских операций;
-осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
-осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
-принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
-осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
-регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
-осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
-организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
-устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
-устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
-принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
-принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
-устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
-проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
-осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
-осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Таким образом,
за последние годы параллельно с
созданием "так называемой" суверенной
демократии в России в экономике
создается государственный
Данная
система породила массу проблем
функционирования госсектора. Низкие
стимулы к повышению
На сегодняшний день наблюдается тенденция как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилении косвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частного партнерства (которое будет подробнее рассмотрено в 3 главе).
3 ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
На сегодняшний день государственное присутствие в экономике остается слишком велико, даже несмотря на то, что большая часть производственных компаний, предприятий сферы услуг относится к частному сектору экономики.
Экономическое
развитие сдерживается недоверием бизнеса
к государству, его способностям
гарантировать права
Диапазон управленческих воздействий крайне узок, а сам их механизм неэффективен. Административные процедуры определены нечетко, оставляя широкое поле для усмотрения чиновников, что приводит к коррупции.
Система оплаты труда государственных служащих фактически дестимулирует их результативную активность и создает эффект отрицательного отбора, когда на государственную службу приходят работники, которые не могут найти лучшего места на рынке труда[17,c.27].
При этом государство сохраняет за собой избыточные функции, осуществляет избыточное регулирование экономики, остаётся крупным собственником, акционером многих коммерческих предприятий, владельцем ГУПов, деятельность которых напрямую не связана с исполнением неотъемлемо государственных функций. До сих пор до конца не решена проблема чёткого функционирования системы правоприменения в сфере экономического законодательства.
В совокупности эти факторы оказывают сильное давление на экономику, подрывают принципы рыночной конкуренции, заметно снижают эффективность функционирования имеющейся производственной инфраструктуры, негативно влияя на инвестиционный и предпринимательский климат.
Серьёзной проблемой является наличие “нерыночного” сектора в экономике России. Достаточно большое количество предприятий на сегодняшний день потенциально неконкурентоспособны и выживают лишь за счёт предоставляемых государством льгот, отсрочек при уплате налогов, преференциям при получении государственного заказа, заниженным тарифам на услуги естественных монополий, несовершенных институтов экономики. В значительной степени эта проблема обусловлена излишним вмешательством государства в экономические процессы, в том числе через регулятивные функции, государственную собственность, естественные монополии, несовершенные институты социальной сферы, которые в подавляющем большинстве случаев продолжают контролироваться государством[17,c.27].
Основными мерами, направленными на повышение эффективности управления госпредприятиями и хозяйственными обществами являются:
- поэтапное сокращение избыточной части госсектора, не обеспечивающего выполнение государственных функций;
- внедрение модели управления госсобственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава госимущества государственным функциям на уровне региона;
- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций.
В среднесрочной
перспективе предстоит
Также одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы которые представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений. На сегодняшний день природные ресурсы используются государством недостаточно эффективно. Отсутствуют чёткие, прозрачные условия доступа недропользователей к ресурсам. Государственные интересы как собственника зачастую не защищены в полной мере, а недропользователи, в свою очередь не мотивированы к эффективному использованию предоставленных ресурсов. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность к рациональному недропользованию[13,c.20].
Необходимо
в ближайшее время: разработать
механизм установления и изъятия
природной ренты, выравнивающий
экономические условия
Необходимо
сформировать эффективную стратегию
развития государственного фонда недр,
которая будет направлена на обеспечение
баланса воспроизводства и