Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контролья в современных условиях 2012 (1).doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, более четко сформулировано определение налогового контроля В.В. Сашичевым, под которым он понимает составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается проверка исполнения установленных законодательством о налогах и сборах обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков, осуществляющих перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий, для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также наблюдение за функционированием налоговой системы, выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшения налоговой дисциплины [53, С.41].

В целом изучению понятия налогового контроля посвящено значительное количество работ, анализ которых позволяет выделить следующие преобладающие подходы к его определению: 1) налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм; 2) налоговый контроль как совокупность приемов, способов, мер; 3) налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов.

При этом в процессе налогового контроля проверяется исключительно  законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности [37, С.9]. С этим сложно согласиться. НК РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

К числу задач налогового контроля относятся: обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных денежных фондов; обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием; улучшение взаимодействия и координации государственных и муниципальных органов в процессе контрольной деятельности; проверка своевременности и полноты соблюдения требований налогового законодательства налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами; оценка законности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов при исчислении и уплате налогов и сборов, использовании налоговых льгот; обеспечение соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков; предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.

Налоговый контроль является одним из способов обеспечения правопорядка в налоговой системе, поэтому от его организации, тактики и методов проведения зависит эффективность налогового администрирования, полнота налоговых поступлений в бюджеты различного уровня, а также защита прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков [27, С.30].

Современная система формирования доходов бюджетов в государстве во многом обеспечивается влиянием налогового контроля экономику, который в свою очередь является одним из основных элементов налоговой и финансовой системы. В условиях формирования новых экономических отношений, изменения взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан при ограниченности финансовых возможностей страны значение налогового контроля закономерно возрастает.

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Мероприятия налогового контроля, как правило, проводятся в ходе проведения налоговых проверок. Налоговые органы проводят камеральные, выездные и встречные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Кроме того, налоговые проверки по признаку повторности могут быть первичными и повторными. По степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются комплексные и тематические проверки [56, С.80].

По категории участников налоговых правоотношений выделяются проверки налогоплательщиков, проверки налоговых агентов, проверки плательщиков сборов.

 По статусу объектов  проверок выделяют проверки юридических  лиц, проверки юридических лиц  по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями, проверки индивидуальных предпринимателей, а также проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. По составу участников выделяют проверки проводимые силами налоговой инспекции, а также совместные проверки. По отношению к плану проверок выделяют плановые и внеплановые налоговые проверки

Имеют место случаи, когда отдельные мероприятия налогового контроля могут проводиться вне рамок налоговых проверок. К таким административно-налоговым действиям, в частности, относится: инвентаризация, истребование документов (информация), допрос свидетеля, осмотр, выемка, экспертиза и др.

Результативность налогового контроля напрямую зависит от организационных аспектов деятельности, в частности, содержания контрольных мероприятий, элементов контроля и основополагающих принципов: законности; гласности; соблюдения налоговой тайны; объективности; достоверности; эффективности; экономической целесообразности, презумпции невиновности налогоплательщиков; превентивности налоговых правонарушений; координации и согласованности действий налоговых органов с другими государственными органами [52, С.437].

Выше сказанные положения  дают основания утверждать, что налоговый  контроль обладает определенной автономией, которая обусловлена сферой его  реализации, целями, задачами, которые  стоят перед этим видом государственного контроля.

При осуществлении налогового контроля используются достаточно специфические методы администрирования, кроме того, рассматриваемый вид государственного контроля, дифференцируясь по видам, оказывает непосредственное влияние на его юридические последствия, а также социальное значение [54, С.5]. Более того, являясь частью государственного финансового контроля, который реализуется в форме налоговых проверок и распространяется на финансовую деятельность государства, органов местного самоуправления, а также налогоплательщиков физических и юридических лиц, налоговый контроль оказывает активное влияние на организацию планирования, учет и отчетность налогоплательщиков, способствует повышению эффективности сбора налогов в бюджеты различного уровня, бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также предупреждает налоговые правонарушения и обеспечивает конкуренцию.

Таким образом, от эффективности  налогового контроля зависят экономическое благополучие и финансовая безопасность государства.

 

1.2 Значение  информационного обеспечения налогового контроля

 

Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно: информационную технологию.

В соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4]. 

Учитывая превалирующее информационное содержание налогового контроля как одного из видов государственной деятельности, в современных условиях на первый план в механизме его регулирования выходят средства, регламентирующие обеспечение контрольной работы необходимыми сведениями. Более того, в настоящее время в российской экономической практике все большее значение приобретает вопрос повышения эффективности налогового контроля за счет снижения объемов бумажного документооборота. Это связано, прежде всего, с бурным развитием автоматизированных систем и компьютерных технологий. Соответственно, информационные технологии становятся сегодня важнейшим фактором обеспечения эффективной результативности работы налоговых органов.

Основной задачей ФНС  Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

По утверждению М.П. Егорова «основная цель разработки и последующего совершенствования информационных систем налоговых органов - построение функционально полной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой сети с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство [30, С.14].

Структура и состав системы  управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор контрольных задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

В органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению [23, С.28]. При этом государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обеспечивают достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Широкое внедрение  информационных технологий в процесс контрольной работы налоговых органов позволяет сократить затраты времени на стандартные операции; применение компьютерных технологий позволяет автоматизировать в налоговых органах процесс приема и обработки информации о платежах физических лиц, а также позволяет существенно облегчить работу территориальных налоговых органов и обеспечить своевременный учет исполненных по уплате налогов.

Главной целью использования автоматизированных систем и компьютерных технологий в контрольной работе налоговых органов - это обеспечение как можно большего охвата функций, задач, рутинных операций новыми программами, позволяющими ускорить процесс обработки налоговых данных, повысить эффективность работы налоговых инспекторов, сдвинуть центр тяжести в их работе с монотонного подсчета и бесконечных записей в «тетради» в область творческого анализа с использованием современных средств компьютерной статистики [31, С.20].

Отдельными задачами функционирования автоматизированных информационных систем и компьютерных технологий в налогообложении является:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

- получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота [59, С.24-25].

Таким образом, основная цель разработки и совершенствования автоматизированной информационной системы налоговой службы в области налогового контроля - построение функционально полной информационной системы налоговой службы.

Централизация обработки  данных за счет создания межрайонных инспекций решают задачи ввода, обработки, хранения и использования информации налоговых органов всех уровней. Централизация процесса ввода налоговой отчетности позволяет повысить производительность ввода данных в 6-7 раз. [14, С.8]. Это освобождает персонал инспекций от исполнения рутинных операций, предоставит налоговому инспектору информацию, необходимую для работы с налогоплательщиками.

При выборе налоговыми органами контролируемой организации большое внимание уделяется анализу финансовых показателей по отраслевому принципу [57, С.16]. Инспектор сравнивает данные конкретного предприятия с усредненными показателями других компаний, работающих в сходных условиях. Осуществлять подобный контроль помогают специальные автоматизированные информационные системы, установленные в налоговых инспекциях.

Вместе с тем внедрение информационных технологий, использование специальных средств защиты и ограниченность доступа к информации обеспечивает конфиденциальность данных налогоплательщиков.

 

1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового контроля

 

На развитие информационных технологий, а также на создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности в сфере налогового контроля, прежде всего, влияет правовое регулирование.

Информация о работе Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях