Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля
Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51
Техническое обеспечение контрольной работы представляет собой комплекс технических средств (КТС) и включает: электронно-вычислительные машины (ЭВМ); периферийное оборудование; сетевое оборудование; средства передачи и защиты данных; каналы связи.
Архитектура комплекса
технических средств
а) возможность ввода, хранения и обработки достаточных для решения задач объемов данных в заданные сроки;
б) формирование и ведение распределенных баз данных;
в) программную и техническую совместимость работы ЭВМ в локальной сети и по каналам связи;
г) передачу требуемых объемов информации между уровнями системы;
д) защиту конфиденциальной информации;
е) возможность поэтапного ввода комплекса технических средств, его перспективного расширения и развития [29, С.16].
Многообразие существующих в настоящее время технических и программных средств обусловливает многообразие выбора конкретного варианта при создании и развитии информационной системы из всего спектра допустимых решений. Такая ситуация предполагает на первоначальном этапе решения проблемы установить некоторые ограничения, как правило, группу требований к различным аспектам разрабатываемой АИС.
Требования к системе в целом носят в основном декларативный характер и накладывают ограничения на генеральное направление работ по созданию системы. Для налоговой службы это такие требования:
- непротиворечивость АИС общегосударственным нормативным документам, регламентирующим деятельность налоговой службы;
- возможность эволюционирования
АИС, модификации и
- опора при разработке
АИС на международные, и
- обеспечение расширяемости
системы, т. е. возможность
Программное обеспечение автоматизированной системы для целей налогового призвано выполнять следующий комплекс функциональных задач:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
- обеспечение правильности исчисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
- контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов на правильность определения прибыли, дохода, иных объектов обложения исчисления налогов и других платежей в бюджет;
- осуществление возврата
излишне взысканных и
- взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов;
- передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
- осмотр, фиксация содержания
и изъятия у предприятий,
- получение от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документов, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;
- приостановление операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; [21, С.53].
- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
- информирование органов власти о поступлении налогов (республиканских, городских);
Большинство из перечисленных задач решается на основе обработки большого объема исторических налоговых данных, описывающих поведение объектов налогообложения, принятые в прошлом решения, их результаты и т.п.
В хранилище данных ФНС
накапливается следующая
1) регистрационные данные
2) информация об имущественном состояния налогоплательщиков.
Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления. Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
3) информация о финансово-
- о ведении внешнеэкономической деятельности;
- об акционировании (приватизации) и ведении операций с ценными бумагами;
- налоговой отчетности
- о доходах граждан. [42, С.231].
Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (ЦБ РФ, предприятия всех форм собственности и т.д.). Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
4) информация о расчетно-
- всех видах счетов
- использовании счетов для
- нарушениях налично-денежного обращения;
- операциях свыше 10 тыс. долл. США;
- отчетности налогоплательщиков.
5) результаты завершенных
- актов завершенных
- о нарушениях налогового
- о контрагентах нарушений
- об административных нарушениях [57, С.16].
Источниками информации
служат: а) контрольное управление на
базе ФНС и территориальные
Информация поступает от органов государственного и городского управления. Информация такого рода необходима для учета особенностей налогообложения при аналитической обработке данных за длительный интервал времени.
Электронное информационное хранилище строится на базе региональной инспекции. По специальным каналам связи к нему обеспечен доступ из прикладных подсистем территориальных, инспекций.
На местном уровне инструментальным средством доступа к информационным ресурсам является система ЭОД. Планируется обеспечить интеграцию комплексов местного уровня (в настоящее время их 28) за исключением обеспечивающих (кадры, бухгалтерия и т.д.) в систему ЭОД, которая является единым стандартом в работе территориальных налоговых органов [33, С.21].
Таким образом, рациональная организация и построение налогового контроля, а также автоматизированные системы и компьютерные технологии являются необходимым условием эффективной деятельности в контрольной деятельности налоговых органов.
2.2 Оценка эффективности
информационного обеспечения,
Для всесторонней оценки эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ первоначально следует проанализировать показатели его результативности.
Интеграция информационных ресурсов остается одним из эффективных направлений реализации налогового контроля.
Так, анализ данных налоговой отчетности свидетельствует о наличии на протяжении 2009-2011 гг. тенденции роста уровня основных показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов. За истекшее время произошли положительные сдвиги в организации и проведении налоговых проверок .
Так, в 2011 г. налоговыми органами по результатам проведенных налоговых проверок в бюджетную систему дополнительно начислено неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пени) на 16% больше, чем в 2010 г.; в 2010 г. - 72,4 млрд. руб., или на 18% больше, чем в 2009 г. [30, с.70]. (Рис.2.2). [25, С.54].
Рис.2.2 -Дополнительно начислено неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов за период 2009-2011 гг.
Так, в 2011 г. значительные доначисления получены при проверках:
- крупнейших налогоплательщиков, представляющих ведущие отрасли экономики Российской Федерации (12 млрд. рублей),
- организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют «нулевую» отчетность (4,5 млрд. рублей);
- нефтяных компаний и организаций-экспортеров
- организаций и физических лиц, занимающихся оптовой торговлей (3,3 млрд. рублей);
- организаций, осуществляющих лов, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродуктов, в том числе реализацию нерезидентам (2,7 млрд. рублей);
- строительных организаций (2,5 млрд. рублей);
- организаций и физических лиц, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов (2,2 млрд. рублей) [25, с.55].
В РФ компании проверяются постоянно, и результаты учитываются по каждому налогу отдельно, поэтому для попадания в перечень нарушителей достаточно одной ошибки по одному налогу. Например, по самому проблемному налогу - НДС в 2008 году в Москве было проведено 1 млн. камеральных проверок. Лишь по 33 тыс. (3,3%) были выявлены нарушения [13, С.64].
За 2009 год налоговыми органами субъектов Российской Федерации проведено 2 777 766 камеральных налоговых проверок по результатам которых доначислено 210,36млрд.руб. [30, С.72]. (диаграмма 1).
Диаграмма 1 - Результаты камеральных
налоговых проверок налогоплате
Уровень поступивших (взысканных) платежей выше среднего значения в 2010 г. наблюдается в семи субъектах Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, который варьирует от 52,5 % (Республика Хакасия) до 68,4 % (Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа) [40, С.38].
Самый низкий уровень поступлений (взысканий) отличается в Республике Тыва - 1,1 % (дополнительно начислено платежей 110,4 млн. рублей, из которых поступило 1,2 млн. рублей). По камеральным проверкам основных налогоплательщиков уровень поступивших (взысканных) платежей значительно выше среднего значения по округу имеют Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа (84,0 %), Республика Алтай (83,3 %), Томская область (79,1 %), а также Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ (72,2 %) [40, С.39].
Одновременно с увеличением налоговых поступлений в 2006-2011 гг. наблюдается увеличение коэффициентов, характеризующих уровень собираемости налоговых платежей, рассчитываемых как отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме налоговой недоимки (коэффициент исполнения налоговых обязательств) и совокупной задолженности по налоговым платежам (коэффициент собираемости налогов).
Таблица 2.1 - Собираемость налоговых платежей в РФ в 2006 - 2011 гг., млрд. руб.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Налоговые поступления |
4 627,2 |
5 432,4 |
6 955,2 |
7 948,9 |
6 288,3 |
7 695,8 |
Задолженность по налоговым платежам |
754,2 |
757,4 |
574,9 |
559,1 |
698,9 |
703,4 |
Недоимка по налоговым платежам |
246,3 |
245,2 |
227,4 |
223,5 |
323,4 |
314,3 |
Коэффициент исполнения налоговых обязательств, % |
94,7 |
95,5 |
96,7 |
97,2 |
94,8 |
95,9 |
Коэффициент собираемости налоговых платежей, % |
83,7 |
86,1 |
91,7 |
92,9 |
88,8 |
90,8 |