Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контролья в современных условиях 2012 (1).doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Обращаясь к его истокам  в России, целесообразно отметить, что в налоговых органах нашей страны с 1992 года начала свое существование автоматизированная информационная система «Налог». С этого времени удалось автоматизировать основные функции налоговых органов, связанные с приемом, хранением и обработкой налоговой информации. В последствии Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года для реализации права на доступ к информации провозглашает государственные гарантии.

Вместе с тем, принято считать, что своё начало информатизация налоговых органов берет с 10 марта 1999 года, когда было подписано Постановление Правительства РФ «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков», в соответствии с которым затем в составе интегрированной базы данных федерального уровня было создано хранилище данных, обеспечивающее многомерную аналитическую и статистическую обработку налоговой информации в целях информационной поддержки принимаемых стратегических решений. Таким образом, создаются реальные предпосылки создания единого информационного пространства налоговой системы России, функционирующего на основе единых принципов и по общим правилам [21, С.53].

На первом этапе была создана единая информационная система налогового администрирования деятельности инспекций бывшего МНС районного уровня, которая позволила автоматизировать все технологические операции обработки налоговой информации в районном звене. Таким образом, была создана информационная система с базами по физическим и юридическим лицам единой структуры. Эти системы реализованы на локальных сетях районных налоговых инспекций.

На втором этапе осуществляется выделение ряда технологических  операций (главным образом непроизводительного характера, требующих больших затрат ручного труда) и возложение их выполнения на специально создаваемые Центры обработки информации. К таким операциям относятся ввод информации, поступающей от налогоплательщиков и взаимодействующих организаций и распределение ее в соответствующие базы данных, массовая печать документов и др. [35, С.264].

На следующем, третьем, этапе развития автоматизированной информационной системы в целях налогового контроля налогового контроля потребовалось создание единой корпоративной сети, объединяющей все районные инспекции, Центр обработки данных и взаимодействующие организации (ГИБДД и т. д.). Такая сеть позволяет внедрить качественно новые информационные технологии в процесс обеспечения эффективности контрольной работы налоговых органов.

На современном этапе правовое регулирование информационного обеспечения налогового контроля обеспечивается при помощи таких документов, как:

-Налоговый Кодекс РФ;

-Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 21.11.2011) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012);

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об электронной подписи»;

- Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 № 116н (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2011 № 19557);

- Приказ ФНС РФ от 19.01.2011 № ММВ-7-6/22@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков (на основе XML);

- Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (ред. от 07.11.2011) «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2011 № 20303);

-Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 08.04.2011) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

- Приказ ФНС РФ от 17.12.2008 № ММ-3-6/665@ «Об утверждении Порядка ведения единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП»;

- Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 21.07.2011) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 № 8991);

- Приказ ФНС РФ от 22.06.2011 № ММВ-7-6/381@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи») и др.

При этом нормы налогового права, описывающие получение информации налоговой службой от частных субъектов, в большинстве случаев препятствует полной реализации обеспечительной функции норм, регулирующих рассматриваемую группу отношений.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование налогового контроля является важной частью государственного механизма и должно находиться находится в стадии постоянного развития и совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ особенностей  информационного обеспечения, организации  и проведения налогового контроля  в РФ в современных условиях

2.1 Исследование  специфики информационного обеспечения,  организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми отношениями

 

 

 Современный налоговый   контроль  направлен на реализацию фискальных интересов государства В рамках государственного финансового контроля налоговые органы решают специфические задачи по обеспечению наполнения доходной части бюджетов, своевременности и правильности расчетов физических и юридических лиц.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и  представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также контроля и надзора.

В целом сегодня в России постепенно создаются необходимые условия правового и организационного характера для эффективной контрольной деятельности налоговых органов. В результате административных преобразований Федеральная налоговая служба становится не только эффективно функционирующим контрольным органом, но и сервисным ведомством, которое от лица государства предоставляет качественные услуги налогоплательщику по исполнению им его конституционной обязанности по уплате налогов [17, С.46].

Основными формами налогового контроля в России на современном этапе являются налоговые проверки.

При этом, например, в ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

По окончании выездной налоговой проверки контрольным  органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражается предмет проверки и сроки ее проведения.

Не позднее двух месяцев  после составления данной справки  должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налоговой проверки фиксируются выявленные и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений либо отсутствие фактов нарушения налогового законодательства.

В случае выявления в  ходе проведенной проверки налоговых  правонарушений в акте налоговой проверки обязательно отражаются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются статьи НК РФ, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.

Акт налоговой проверки подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, а также руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем или их представителями. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт налоговой проверки и предоставить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия налогоплательщика с фактами или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, он имеет право в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Контролируемый субъект также вправе приложить к своим возражениям документы (заверенные копии), свидетельствующие об обоснованности его возражений [50, С.70].

Руководитель (его заместитель) налогового органа обязан в течение  двух недель рассмотреть акт выездной налоговой проверки и принять мотивированное решение о наличии или отсутствии в деяниях проверяемого субъекта состава налогового правонарушения либо о необходимости проведения дополнительных контрольных мероприятий.

Камеральная налоговая проверка относится к активной форме налогового контроля. Она проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [45, С.119].

Проведение камеральной проверки осуществляется без предварительного уведомления налогоплательщика и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Для начала проверки достаточно одной лишь поданной налоговой декларации (расчета).

На рис 2.1. отражены основные этапы камеральной налоговой проверки.

 

Рис. 2.1 - Основные этапы камеральной налоговой проверки

 

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников [52, С.40].

Система комплексного накопления и оценки данных по результатам проведения камерального контроля отражена в приложении Б.

Если декларация направлена по почте, то днем ее представления считается дата отправки почтовой корреспонденции. Следовательно, сдавая декларацию таким способом фактически можно уменьшить срок проведения   камеральной  проверки - на те дни, в течение которых письмо будет идти по почте.

При камеральной проверке декларации (расчета) инспекторы не вправе требовать какие-либо дополнительные сведения и документы. Так сказано в пункте 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Однако из этого правила есть исключения.

Общие случаи, когда инспекторы могут потребовать дополнительные бумаги, перечислены в статье 88 Налогового кодекса РФ. В частности:

- если налогоплательщик  использует налоговые льготы, то придется представить документы, подтверждающие право на эти льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

- если в декларации  по НДС заявлено право на  возмещение налога, то необходимо подать бумаги, подверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

- если компания подала  декларации по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов, то следует представить документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Также отметим, что по общему правилу требуемые документы представляют в виде заверенных копий (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако при необходимости инспекторы

Требование инспекторов  о представлении документов обязательно  должно быть письменным.

Здесь должен быть приведен четкий перечень конкретных бумаг, которые нужны инспекции для проверки.

Если все эти условия  выполнены, аптека обязана представить  необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня вручения требования (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Результатом камеральной  налоговой проверки служит вывод  контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах.

Таким образом, что формы налогового контроля имеют свою специфику, определенную законодательно.

Неотъемлемую часть налогового контроля на современном этапе составляет решение таких ключевых вопросов, как выбор состава вычислительной техники, определение стратегии вычислений и модели взаимодействия вычислительных средств, выбор системного программного обеспечения для различных уровней иерархии информационной системы, определение системных соглашений разработки прикладных программ и выбор средств управления проектом [29, С.15-16].

Информация о работе Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях