Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контролья в современных условиях 2012 (1).doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, важным направлением повышения результативности налоговых проверок является применение методологии отбора налогоплательщиков, имеющих высокий риск нарушения налогового законодательства. Данная методология, успешно применяемая в зарубежных странах, основывается на анализе получаемой от налогоплательщика финансовой отчетности и другой информации. В ходе анализа выявляются показатели и признаки, указывающие на высокую вероятность наличия нарушений (рисков) в деятельности того или иного налогоплательщика. В результате, в первую очередь внимание налоговых инспекторов должно уделяться группам налогоплательщиков с высокой степенью риска. Применение такой методики значительно повышает адресность и результативность мероприятий налогового контроля, в частности, в рамках камеральной проверки. При этом снижается вероятность применения процедур налогового контроля к добросовестным налогоплательщикам, уменьшая тем самым общую нагрузку системы налогового администрирования на субъекты предпринимательства.

Для улучшения качества проведения камеральных налоговых проверок необходимо:

1. Перейти к системе  комплексной оценки налоговых проверок. Для этой цели могут использоваться такие показатели, как, например: сумма доначислений в ходе проверок, доля камеральных проверок, приведших к выявлению нарушений, доля не оспоренных в суде доначислений.

2. Внедрить системы  комплексного накопления и оценки  данных по результатам проведения контроля.

3. Расширить количество  внешних источников информации. Первоочередным направлением является расширение информационного взаимодействия с Центральным банком России.

Формирование, сбор и  классификация информации должны осуществляться по следующим источникам:

а) Налоговая и бухгалтерская  отчетность; информационные ресурсы  по учету налогоплательщиков (ЕГРН), данные о результатах проверок; данные по учету контрольно-кассовой техники.

б) Информация о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, полученная из третьих источников. Среди них: сведения о налогоплательщиках, полученные на основании соглашений по информационному обмену; сведения, полученные посредством направления налоговыми органами запросов; сведения, полученные из рекламы и объявлений (сведения о реализации товаров, работ, услуг, приеме на работу с указанием заработной платы); сведения, полученные в форме сообщений граждан.

в) Результаты расчета  потенциальной налоговой базы налогоплательщика.

г) Информация о причастности налогоплательщика к схемам уклонения  от налогообложения [19, С.83].

4. Необходимо автоматизировать процесс истребования документов при проведении налоговой проверки в соответствии со статьями 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» и 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» НК РФ.

В целях совершенствования  положений налогового законодательства существует объективная необходимость законодательного закрепления порядка извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, посредством отдельного документа (уведомления о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки), подписываемого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом уведомление должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), одновременно с актом налоговой проверки [56, С.85.

В целом  совершенствование  правового регулирования налогового контроля должно быть увязано с совершенствованием правового положения должностных лиц налоговых органов, нуждается в совершенствовании также правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для подкрепления результатов налогового контроля необходимо совершенствовать налоговые процедуры, а также производство по применению административно-налоговых санкций.

В целях улучшения  качества правового регулирования  налогового контроля, представляется необходимым учесть основные судебные решения, касающиеся обжалования результатов налогового контроля. Кроме того, целесообразно учесть судебные и административные решения относительно обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов по применение мер организационного и принудительного характера, которые были реализованы в ходе мероприятий налогового контроля. 

Иными словами, дальнейшее совершенствование налогового контроля необходимо направить на ликвидацию пробелов, создающих возможности  ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.

Важными для решения  методическими проблемами развития налогового контроля в России являются вопросы совершенствования механизма досудебного рассмотрения налоговых споров, т.к. он позволяет сократить сумму налоговых выплат на 10%. Для усиления открытости системы налогового контроля необходимо закрепить в НК РФ порядок и процедуры разрешения споров в досудебном порядке. Особенно важно, анализировать случаи удовлетворения жалоб налогоплательщиков, чтобы оперативно корректировать деятельность налоговых органов и наказывать работников, деятельность которых систематически приводят к удовлетворяемым на досудебном или судебном этапе жалобам налогоплательщиков. Кроме того, налоговые органы должны регулярно (по итогам каждого года) размещать в свободном доступе, в том числе на сайтах УФНС России по субъектам РФ, информацию о результатах работы по досудебному урегулированию споров.

Дальнейшие перспективы  использования информационных технологий в контрольной работе налоговых органов должны быть связаны с подготовкой ведомственных целевых программ «Совершенствование работы с налогоплательщиками», «Совершенствование форм и методов налогового контроля», «Сокращение налоговой задолженности».

На ближайшую перспективу должны быть намечены разработка технологии получения и обработки всей исходной информации в едином центре обработки данных, внедрение автоматизированной подготовки и предоставления сводок и отчетов, программ, позволяющих ежедневно контролировать выполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Также должны активно разрабатываться специальные сайты в Интернете для налогоплательщиков.

Базисом для консолидированного представления ИТ-услуг ФНС России должны служить информационные ресурсы и рабочие процессы [31, С.19].

Реализовать все это  можно через портал.

Не пытаясь формально  определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотреться к общим характеристикам для всех порталов:

1)Прежде всего, порталы схожи своим предназначением - собирать информацию из различных источников, хранить и трансформировать.

2)Важной особенностью современного портала является персонализация - возможность настроить представление информации ИТ-услуги по своему желанию.

Развитие этого (портального) направления в налоговых органах связано с пакетом 33/ТАМР/IIFB/SBSQ «Разработка и реализация портала и web-сайта ФНС России».

В рамках данного пакета должны быть выполнены следующие работы: анализ и систематизация источников данных, необходимых для комплексного решения задач прогнозирования; разработка методологических принципов прогнозирования объема и структуры налогооблагаемой базы по основным видам налогов и сборов, контролируемых ФНС; разработка методологических принципов прогнозирования поступления налогов и сборов, контролируемых ФНС, с учетом результатов прогнозирования объемов и структуры налоговой базы; анализ возможности использования результатов прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений при установлении заданий по сбору налогов; разработка методик формирования проектов заданий по мобилизации налогов и сборов, контролируемых ФНС, с учетом результатов прогнозирования налоговой базы и поступления налогов и сборов; разработка и тестирование макета программного обеспечения, реализующего предложенные методики моделирования [36, С.11].

Кроме того, в последнее  время речь идет о создании программно-аппаратного  комплекса электронного архива бумажных налоговых дел ( «АИС-Архив») управления Федеральной налоговой службы (ФНС) России. Данная система предназначена для создания, ведения и регулярного изменения электронного архива, для обеспечения разграничения доступа к данным электронного архива, для обеспечения обмена электронной почтой и ведения обмена ( в режиме реального времени) между структурными подразделениями архива, организациями и подразделениями столичного УФНС, а также для централизованного использования высокопроизводительных сетевых устройств печати и сканирования.

Таким образом, перспективы  развития информационных технологий в сфере налогового контроля связаны с разработкой методических основ организации и построения эффективной контрольной работы, а также созданием корпоративной автоматизированной системы налоговых органов. 

Выше обозначенные направления способны повысить эффективность налогового контроля в РФ, поскольку позволяют оптимизировать трудозатраты налоговых органов за счет усовершенствования информационно-аналитической работы.

 

3.2 Предложения  по модернизации информационных  систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ

 

В настоящее время сохраняется необходимость в модернизации информационных систем и улучшении качества организации и проведения налогового контроля в РФ. В этих целях, на наш взгляд существует необходимость в:

- разработке автоматизированной системы обработки деклараций физических лиц;

- модернизации локальных информационно-вычислительных сетей в территориальных органах;

- совершенствовании корпоративной информационной сети;

- налоговые органы  должны быть дооснащены системами обеспечения надежности обработки и хранения информации; необходимы специальные меры по защите автоматизированных систем от несанкционированного доступа.

Отбор налогоплательщиков в качестве объектов налоговой проверки, как правило, производится в автоматизированном режиме с применением информационной системы обработки и анализа баз данных налогоплательщиков.

Необходимыми элементами такой системы, на наш взгляд, должны стать:

- интегрированная база  данных о налогоплательщиках, основанная  на информации из внутренних и внешних источников;

- критерии (группы и  подгруппы критериев) присвоения  налогоплательщику степени риска нарушений налогового законодательства;

- система оценки  налогоплательщиков на основании  критериев риска (алгоритмы применения критериев риска при анализе налоговой отчетности налогоплательщика и иной информации о его деятельности);

- механизм отбора налогоплательщиков для последующего применения к ним процедур налогового контроля (группировка налогоплательщиков, по итогам оценки, в соответствующие группы риска).

Здесь следует подчеркнуть  особую важность информационных технологий. Наряду с обеспечением рационального использования ресурсов (технических, кадровых) и повышением результативности камеральных налоговых проверок, информационные технологии, на наш взгляд, позволят решать ряд других важных задач. Во-первых, минимизировать влияние человеческого фактора при отборе налогоплательщиков и осуществлении мероприятий камерального налогового контроля. Во-вторых, выявлять фиктивные предприятия на более ранней стадии и в-третьих, эффективно контролировать деятельность нижестоящих налоговых органов в режиме реального времени.

Очевидно, затраты в такие проекты оправданы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как позволяют сократить:

- административные расходы  - система отбирает для проверки  только тех налогоплательщиков, в чьей деятельности присутствуют признаки совершения налогового правонарушения. Это в свою очередь сокращает число безрезультатных проверок, повышает охват недобросовестных налогоплательщиков системой налогового контроля, и, самое главное, снижает потребность системы налогового контроля в наращивании численности персонала;

-бюрократические процессы  и процедуры - принятие решений о применении мер налогового контроля осуществляется в более короткие сроки и с меньшими издержками на прохождение процедур согласования. Процесс основан на использовании объективных критериев, не подверженных влиянию человеческого фактора; [26, С.264].

- издержки для бизнеса  - налоговым проверкам подвергаются  только хозяйствующие субъекты, «заслужившие» пристального внимания налоговых органов. В результате улучшается налоговая дисциплина и повышается уровень доверия бизнеса к налоговым органам, которые «не беспокоят» добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим условием функционирования модернизированной  инспекции ИФНС России местного уровня является наличие в инспекции современной системы электронной обработки данных. СЭОД на основании первичных данных о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах должно формировать информационные базы местного уровня и обеспечивает к ним доступ в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа.

Информационное  обслуживание и инструментальная поддержка функциональных подразделений системой ЭОД должно обеспечиваться функционированием в подразделениях соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМов).

АРМы должны быть ориентированы на прием и регистрацию налоговой информации, ее обработку, анализ и прогнозирование, информационное обслуживание, принятие управленческих решений, выпуск налоговых документов, администрирование.

Для решения  задачи по созданию банка данных о налогоплательщиках введено понятие «Досье налогоплательщика», где в электронном виде накапливается информация статистического и аналитического характера, в частности вся сигнальная информация по налогоплательщику. Особое внимание в «Досье налогоплательщика» должно отводиться фактам нарушений налогового законодательства.

Весь нормативный массив подзаконных нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок  проведения налогового контроля, по нашему мнению, необходимо поместить в НК РФ. Такой подход в настоящее время соответствует требованиям регламентирования контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления. Так же для улучшения мероприятий межведомственного взаимодействия в деле осуществления налогового контроля, представляется целесообразным принять административный регламент взаимодействия различных органов исполнительной власти в сфере осуществления налогового контроля. Перевод мероприятий взаимодействия в сфере осуществления налогового контроля на качественно иной уровень правового регулирования обусловлен развитием законодательства о противодействия коррупции.

Информация о работе Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях