Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контролья в современных условиях 2012 (1).doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, имеет смысл  законодательно установить механизм подачи возражений по акту налоговой проверки путем их непосредственного представления в налоговый орган, что позволит повысить уровень законности выносимых решений по результатам камеральных налоговых проверок, а также исключить возможные злоупотребления правом в данной области.

Для комплексной оценки налоговых проверок должна приниматься во внимание система ключевых характеристик контрольной работы налоговых органов, представленная на рисунке 3.1, включающая: результативность, действенность, экономичность, интенсивность, адаптивность контрольной деятельности налоговых органов.

Рисунок 3.1 - Характеристики контрольной деятельности налоговых органов

 По нашему мнению, основными направлениями совершенствования налогового контроля должны стать:

1) организационно-правовые  меры, направленные на повышение  эффективности отдельных функций налогового контроля. В частности, эти меры должны касаться упорядочения внутренних связей между различными уровнями налоговых органов, а также совершенствование статуса налоговых инспекций в сфере осуществления контрольной и юрисдикционной деятельности;

2) нормативное закрепление задач и функций рассматриваемого вида финансового контроля, касающегося четкого нормативного определения контрольных полномочий должностных лиц налоговых органов, которые осуществляют соответствующее контрольное мероприятия.

Необходимо:

Ввести систему сбора и анализа информации о компьютерах, с которых ведется деятельность налогоплательщиков (подается отчетность, осуществляются операции по счету в банке), а также ввести понятие «массовый» компьютер, с которого ведется деятельность многих налогоплательщиков;

- создание Межрегиональной  ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам специализирующейся на богатых физических лицах;

- законодательно закрепить  положение о том, что все  выездные проверки крупнейших  налогоплательщиков должны проводиться  совместно с правоохранительными органами;

- постановка работы  с персоналом по разъяснению  главной цели работы налоговых  органов;

- организация работы  по направлению мотивации и  стимулирования взаимодействия  между  налоговыми  органами по выявлению  налоговых  правонарушений;

- пересмотреть показатели  инспекций так, что бы отчетные показатели отдельно взятой Инспекции отражали  эффект от её работы для достижения главной цели  налоговых  органов, как единой системы

- создание единого координационного центра контрольной деятельности  налоговых  органов

- изменения в налоговом контроле: создание отдела по раскрытию схем уклонения от  налогов  и сборов.

 Процедуру проведения  налогового контроля целесообразно  закрепить в Главе 14 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в этой главе целесообразно определить полномочия налоговых органов в сфере налогового контроля; порядок взаимодействия налоговых органов при организации и проведении налогового контроля; процедуры организации и поведения налогового контроля; виды и методы налогового контроля. Так же необходимо четко нормативно определить: сроки проведения налогового контроля; ограничения и порядок оформления результатов налогового контроля; случаи, в которых недействительны результаты налогового контроля, проведенного с грубым нарушением требований закона; права налогоплательщиков при проведении налогового контроля и др.

Итак, приведенные предложение в целом указывают на необходимость поиска новых концептуальных подходов к совершенствованию налогового контроля.

 

3.3 Зарубежный  опыт регулирования отношений  по информационному обеспечению, организации и проведению налогового контроля и

возможность его использования в России

 

Исследование такой важной проблемы как налоговый контроль, невозможно без применения метода сравнительного анализа. Данный метод позволяет исследовать разнообразные системы налогового контроля и дает возможность изучить особенности режима налогового контроля, которые имеют место в других зарубежных государствах.

Налоговый контроль за рубежом является основной составляющей налогового администрирования, однако в одних странах налоговые органы обладают самостоятельным статусом, в других являются структурными подразделениями финансовых органов или подчинены уполномоченному органу, который ведает государственными доходами.

Во многих зарубежных государствах сформирован режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков. Создана система своевременного реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений. Сформирован режим неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах и др.

Известно, что в системе государственной власти некоторых зарубежных государств сформированы самостоятельные органы налогового администрирования. В их систему включены: органы, которые отвечают за осуществление налоговой политики, органы, которые непосредственно занимаются взиманием налогов и сборов. В других государствах сформированы структуры, которые только осуществляют налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты законно установленных налогов и иных обязательных платежей [15, С.73].

В развитых зарубежных странах  налоговый контроль, как функция  и как важный участок работы налоговых органов, имеет свою законодательную базу, сложную организационную структуру и солидное технико-методическое обеспечение. Система налогового контроля включает в себя предварительный контроль (учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения), текущий контроль (общий надзор за соблюдением налоговой дисциплины в стране) и последующий контроль (проверки и ревизии отчетности налогоплательщиков и своевременности внесения ими налоговых платежей). Основной организационно-правовой формой налогового контроля является налоговая проверка. Вместе с тем, по конкретным задачам, методам и организации контрольной работы налоговые службы разных стран заметно различаются между собой.

В зарубежных странах  контроль осуществляется структурами, имеющими различные организационные территориальные уровни (местные, департаментские или региональные), как во Франции.

Их компетенция чаще всего определяется географическими  критериями и оборотом предприятий, которые надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне [49, С.262].

Обобщенными характеристиками налогового контроля в зарубежных странах являются:

1) право на получение  информации. Налоговая администрация  может потребовать от любого лица, чтобы она ему предоставила любую справку или подготовила любой документ, относящийся к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг либо физического или юридического лица, или третьей стороной этого лица.

Использование права  на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета.

Операции сбора информации должны иметь точечный характер и  ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, Великобритании использование этого права ограничено.

Право проверки можно  определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных данных, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящихся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:

- процедура, специфичная  для контроля физических лиц  не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);

- некоторые страны  не применяют контроля на месте  (Великобритания);

- одно из главных  различий между странами касается  неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, во Франции, например, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;

- большинство стран  предусматривают обязательное сотрудничество  с проверяемым налогоплательщиком;

- отсутствует ограничение  срока контроля на месте для  Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции;

- срок оговаривается  в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке;

3) право визита и  конфискации. Эта процедура является  процедурой неожиданного контроля, проводимой специализированными агентами [48, С.155].

Эти обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество с европейскими субсидиями.

Интересен опыт организации  налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков. Например, Служба внутренних доходов США заключает соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, по которому в случае обнаружения в 20% отчетности факта сокрытия налогов, предприятие обязывается выплатить сумму штрафных санкций в пропорции, как если бы это нарушение распространялось на всю сумму дохода.

Налоговый контроль может  быть проведен на основании заявлений, поступающих из непосредственного окружения налогоплательщика. Так, в США, в качестве благодарности за предоставление сведений может быть сделана скидка до 10% суммы неуплаченных налогов (но не более 100 тыс. долларов) [25, С.57]. Аналитическая составляющая является приоритетной в деятельности налоговых органов, в структуре которых созданы подразделения, отвечающие за анализ рисков (анализ вероятных налоговых правонарушений). Выявление налогового риска ведет к контрольным мероприятиям, фиксированию информации в базе данных налоговой службы.

Для налоговых органов  определены критерии их контрольной деятельности. В большинстве стран существуют специальные законодательные акты, закрепляющие либо права налогоплательщиков, либо общие принципы, на которых должны строиться отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, неукоснительно соблюдаемые налоговыми службами.

Анализ опыта регулирования  отношений по информационному обеспечению, организации и проведению налогового контроля иностранных государств указывает на необходимость внесения в Положения о ФНС России и положения ее территориальных органов, административные и должностные регламенты изменений, которые должны быть направлены на активизацию работы налоговой администрации по следующим направлениям:

- выявление способов снижения издержек на представление налоговой отчетности путем формирования рабочих групп с участием налогоплательщиков, проведения социологических исследований (на основе опыта Канады, Австралии, США);

- формирование базы данных относительно налоговых консультантов, руководителей, главных бухгалтеров организаций, применяющих схемы уклонения от уплаты налогов (на основе опыта Норвегии);

- создание и использование географических информационных систем в целях повышения эффективности администрирования имущественных налогов (на основе опыта Мексики);

- обучение сотрудников межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам основам производства товаров (работ, услуг) в соответствующих отраслях экономики с целью эффективного анализа информации о деятельности налогоплательщиков, занятых в этих отраслях (на основе опыта Канады);

- стимулирование (в том числе материальное) лиц, обладающих информацией о возможном совершении налогового правонарушения, к ее раскрытию (на основе опыта США, Германии, Франции);

- организация подразделений целенаправленного сбора сигнальной информации о налогоплательщике из открытых источников (на основе опыта Франции) [48, С.263].

С учетом зарубежного опыта, существует необходимость обосновать необходимость внедрения в практику налогового администрирования такой формы налогового контроля как заочная налоговая проверка.

При этом программные  продукты должны предоставить налоговым  органам возможность «увязать» различные показатели налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информацию, полученную от различных внешних источников, с основными финансово-экономическими показателями деятельности налогоплательщиков, а также отобрать объекты для проведения выездных налоговых проверок.

Информация о работе Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях