Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследова¬ния состоит в изучении особенностей информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- указать на роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере;
- выявить значение информационного обеспечения налогового контроля

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля 9
1.1 Роль налогового контроля в механизме контрольно-надзорной
деятельности государства в налоговой сфере 9
1.2 Значение информационного обеспечения налогового контроля
1.3 Правовое регулирование информационного обеспечения налогового
Контроля 42
2 Анализ особенностей информационного обеспечения, организации и
проведения налогового контроля в РФ в современных условиях 13
2.1 Исследование специфики информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля как элемента управления налоговыми
отношениями 17
2.2 Оценка эффективности информационного обеспечения, организации и проведения налогового контроля в РФ 21
2.3 Анализ проблем информационного обеспечения налогового контроля в РФ 21
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения,
организации и проведения налогового контроля в РФ 30
3.1 Разработка направлений по совершенствованию организации и
проведения налогового контроля 34
3.2 Предложения по модернизации информационных систем и улучшению качества организации и проведения налогового контроля в РФ 40
3.3 Зарубежный опыт регулирования отношений по информационному
обеспечению, организации и проведению налогового контроля и
возможность его использования в России 46
Заключение 51

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контролья в современных условиях 2012 (1).doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Комплексная автоматизация  выполняемых налоговыми инспекциями  функций «Камеральная налоговая проверка», «Выездная налоговая проверка», «Отбор налогоплательщиков для проведения контроля», использование современных информационных технологий функционирования налоговых органов будет способствовать достижению качественно нового уровня эффективности проведения налогового контроля  с наибольшим охватом налогоплательщиков.

Итак, сегодня у России есть уникальная возможность применить накопленный зарубежный опыт, создав оптимальную систему налогового контроля.

 

Заключение

 

 

Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что в настоящее время в налоговых органах все большее распространение приобретают информационные технологии, являющиеся необходимым условием эффективности налогового контроля, главным источником резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота.

В ходе работы нами установлено, что налоговый контроль, как и сама модель организационного построения налоговых органов, основан на функциональном принципе и принципе единства информационно-логической системы.  При помощи информационных технологий работа подразделений налоговых органов, сформированных для обеспечения функции проведения налогового контроля, проходит более рационально, тем более, если принимать во внимание тот факт, что формирование и развитие организации и проведения налогового контроля происходит в условиях радикального изменения экономических отношений и становления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разработки современных теоретических моделей института налогового контроля.

Вместе с тем проведенное исследование показало, что в области налогового контроля есть ряд проблем, требующих решения. Так, несмотря на радикальное реформирование и модернизацию налогового контроля в современной России, остаются еще нерешенными проблемы организационного и методического характера, в частности, неэффективное взаимодействие контролирующих органов, несовершенное методическое обеспечение процедурных вопросов налогового контроля, низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок и др. Недостаточно изученными остаются также вопросы комплексной оценки эффективности налогового контроля.

В НК РФ недостаточно четко описана процедура налоговых проверок; например, не установлен порядок документирования даты фактического начала конкретной камеральной проверки; нет в НК РФ и четкого определения понятия, границ и правил проведения углубленных камеральных проверок. Большие неудобства налогоплательщикам и налоговым органам создает ситуация, в которой разные налоговые декларации сдаются в инспекцию в разные сроки. Это увеличивает затраты рабочего времени налоговых органов на прием и обработку налоговых деклараций в налоговых органах и усложняет сдачу налоговых деклараций плательщикам.

Поэтому разработка приоритетных направлений совершенствования  налогового контроля, методики оценки его эффективности являются важной научной и практической задачей, решение которой будет способствовать повышению качества всей налоговой политики государства.

На наш взгляд, для совершенствования налогового администрирования налоговые органы должны стремиться к усилению аналитической составляющей в деле осуществления налогового контроля, понимая, что это необходимо для стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению возложенных на них налоговых обязательств.

Обобщение исследования зарубежного опыта дает возможность  сделать вывод о том, что: системы налогообложения, которые созданы в том или ином государстве, размеры налоговых платежей, порядок их взимания определяются каждым государством самостоятельно, а налоговые правила обязательны для выполнения резидентами на всей территории государства.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо эффективное правовое воздействие на отношения по информационному обеспечению налогового контроля. Это означает необходимость нормативного закрепления правил, устанавливающих применительно к контрольному полномочию налоговых органов:

- перечень информации, необходимой для реализации контрольных полномочий и обязательной для передачи, производства и сохранения в целях передачи;

- круг субъектов, обязанных взаимодействовать с налоговой администрацией при совершении указанных выше операций, и процедуру (включая срок и формы) такого взаимодействия;

- ответственность за нарушение правил информационного обеспечения и порядок привлечения к ней;

- цели и принципы информационного обеспечения, наличие которых облегчит регулирующее воздействие правоотношений, актов правореализации и правосознания при наличии пробелов и коллизий в нормативном массивее, касающемся налогового контроля.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Основные задачи  по совершенствованию практики применения информационных технологий и автоматизированных систем, применяемых для налогового контроля должны заключаться в:

- в обеспечении налоговых органов современной компьютерной техникой;

- в обеспечении налоговых органов современными централизованными программными продуктами, в том числе интеллектуальными информационными поисковыми системами, при этом центральные информационные массивы должны удовлетворять следующим требованиям:

а) все данные из местных и региональных массивов должны быть перенесены в централизованные разработки;

б) при невозможности технически выполнить слияние в полном объеме местных и региональных баз/банков данных в единый централизованный массив и для недопущения тенденции излишнего увеличения объема централизованных массивов необходимо предусмотреть ссылки в централизованном массиве на существующий источник в местном или региональном массиве, в котором можно найти нужную информацию;

в) в обеспечении налоговых органов методическими рекомендациями по применению программных продуктов, откорректированных и апробированных разработчиками совместно с учеными и практиками в целях адаптации программных продуктов и методических рекомендаций для дальнейшего применения в контрольной деятельности сотрудников налоговых органов;

- в качественной подготовке и переподготовке сотрудников налоговых органов по применению современных компьютерных технологий необходимо:

а) в обязательном порядке всем сотрудникам, принимаемым на работу в налоговые органы, уделять особое внимание приобретению и закреплению навыков по работе с компьютерными технологиями ;

б) в обязательном порядке не реже одного раза в год сотрудникам повышать уровень навыков по работе с компьютерными технологиями или в рамках переподготовки и повышения квалификации, используя систему дистанционного обучения;

в) в рамках проведения служебной подготовки повышать уровень навыков всех сотрудников налоговых органов по работе с компьютерными технологиями на базе научных и образовательных учреждений с обязательным проведением рубежного контроля знаний.

Совершенствование правовых и организационных основ деятельности налоговых органов, как представляется, скажется на совершенствовании ее контрольной  деятельности, а также защите прав налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция РФ. - М.: Омега-Л, 2009. -63 с.

2. Налоговый Кодекс  РФ (по состоянию на 05.04.2012). -М.: Омега-Л,, 2012. - 735 с.

3. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 21.11.2011) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012) // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об электронной подписи» // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

6. Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 № 116н (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2011 № 19557) // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

7. Приказ ФНС РФ от 19.01.2011 № ММВ-7-6/22@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков (на основе XML) (версия 5)» // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

8. Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (ред. от 07.11.2011) «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2011 № 20303) // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

9. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 08.04.2011) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

10. Приказ ФНС РФ от 17.12.2008 № ММ-3-6/665@ «Об утверждении Порядка ведения единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП» // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

11. Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 21.07.2011) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 № 8991) // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

12. Приказ ФНС РФ от 22.06.2011 № ММВ-7-6/381@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи») // СПС «Консультант» / www.consultant.ru

13. Абросимов, А.А. Целевые показатели - индикаторы эффективности финансово-бюджетного контроля / А.А. Абросимов // Финансы и кредит. - 2012. -№3. -С63-66.

14. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учебное пособие для студентов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 189с.

15. Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран / И.М. Александров. -М.: Бератор - Пресс, 2004.-144с.

16. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин В.А.  -М.: Экономистъ, 2006. - 591 с.

17. Басиев М.К. Налоговый контроль и налоговое администрирование: сущность и задачи // Экономист. -2011. -№2. -С.45-47.

18. Беликова, Г. Общее руководство по подготовке к выездной налоговой проверке / Г. Беликова // Финансы и кредит. - 2011. - № 19. - С.59-63.

19. Бетина, Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля / Т.А. Бетина // Налоговый вестник. -2010. - № 7. - С. 78 - 84

20. Борисов, А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ. Части первой. Части второй (с практическими разъяснениями и постатейными материалами) / А.Н. Борисов. -М.: Книжный мир, 2009. -1104 с.

21. Бурцев, Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов / Т.А. Бурцева // Налоговый вестник. - 2008. - №1. -С.52-54.

22. Бушмин, Е. В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий / Е.В. Бушман // Налоговый вестник. - 2007. - № 8. - С.3-6.

23. Ваганов, П.П. Использование современных компьютерных технологий в сфере налогообложения / П.П. Ваганов // Финансы и кредит. -2010. - №9. - С. 27-31.

24. Васильева, М.В. Методика оценки эффективности деятельности контрольных органов финансово-бюджетной сферы / М.В. Васильева // Финансы и кредит. - 2011. -№13. -С.105-108.

25. Головин, К.Л. Правовое регулирование деятельности контрольно-счетных органов в иностранных государствах / К.Л. Головин // МЭ И МО. -2012. -№ 1.  -С. 54-57.

26.Грачева, Е.Ю. Государственный финансовый контроль / Е.Ю.Грачева,  Л.Я. Хорина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272 с.

27. Гудимов, В.И. Налогово-контрольное производство в России / В.И. Гудимов // Финансовое право. - 2010. - № 1. - С.29-35.

28. Гурова, И.Н. О некоторых проблемах налогового администрирования / И.Н. Гурова // Финансы. - 2010. - № 2. - С.74-76.

29. Демурчев, Н.Г. Моделирование безопасности автоматизированной информационной системы налоговых органов / Н.Г. Демурчев, О.М. Лепешкин // Финансы и кредит. - 2011. - №2. - С. 15-19.

30. Егоров, М.П. Актуальные вопросы совершенствования процедур налогового контроля / М.П. Егоров // Налоги и налогообложение. -2010. -№ 12. - С.13-15.

31. Емалетдинова, Л.Ю. Структура и состав распределенной автоматизированной информационной системы управления налогообложением физических лиц / Л.Ю. Емалетдинова // Налоговый вестник. -2008. -№ 8. -С.19-22

32. Жуков, С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации / С.Н. Жуков // Финансовая Россия. -2011. -№ 5. -С. 3-12.

33. Иванов, С.П. Формирование платежных поручений в автоматизированном режиме / С.П. Иванов // Налоговый вестник. - 2006. -№11. -С.18-22.

34. Иванова, А.М. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / А.М. Иванова. -М.: Юнити-Дана, 2004. - 260 с.

Информация о работе Информационное обеспечение, организация и проведение налогового контроля в современных условиях