Таким образом, для иностранных
инвесторов открываются широкие перспективы
для реализации своих проектов в Беларуси
с учетом новых возможностей выхода на
рынки России и Казахстана (Рисунок 3.3)
Рисунок 3.3 – Положительные
аспекты интеграции в ЕЭП для привлечения
иностранных инвестиций в Республику
Беларусь
Примечание - Источник: собственная
разработка
Прогнозируемое увеличение
объема грузопотоков в процессе дальнейшей
интеграции в (из) третьи страны, проходящих
через территории государств - членов
Таможенного союза, значительно повысит
транзитный потенциал Республики Беларусь.
Одним из направлений использования такого
потенциала является создание на территории
Беларуси современных транспортно-логистических
центров (ТЛЦ), предоставляющих грузоперевозчикам
весь комплекс услуг. Ряд крупных проектов
по строительству в Беларуси ТЛЦ уже реализуется
с участием иностранных инвесторов, что
требует систематизации соответствующей
работы с учетом планируемых объемов перевалки
и реального спроса.
Участие в Таможенном союзе
становится привлекательным для других
государств - членов ЕврАзЭС. Заинтересованность
в присоединении к данному интеграционному
объединению уже выразили Кыргызстан
и Таджикистан.
Увеличение числа членов Таможенного
союза будет способствовать расширению
внутреннего рынка этого интеграционного
объединения и росту объемов взаимной
торговли, создаст дополнительные условия
для углубления производственной кооперации.
Структурная перестройка, укрупнение
и рациональное размещение производства
необходимы на данном этапе интеграции,
поскольку усиление взаимной миграции
капитала и трудовых ресурсов, выравнивание
условий хозяйствования, гармонизация
законодательства, устранение торговых
инвестиционных барьеров должны способствовать
слиянию и поглощению компаний, концентрации
производства, формированию кластеров,
совместных производственных объединений
и, как следствие, формированию единой
производственной системы трех стран
и инфраструктуры. При всем положительном
эффекте структурной перестройки для
экономики в целом не стоит забывать, что
в каких-то отдельных ситуациях страна
может проигрывать, если ее отдельные
экономические субъекты недостаточно
конкурентоспособны, чтобы удержаться
на рынке.
Созданные
в советский период кооперационные связи
между российскими и белорусскими предприятиями
приобретают новое качество. Около 800 российских
предприятий имеют в настоящее время кооперационные
связи с белорусскими партнерами. Экономика
двух стран интегрирована в части топлива
и энергетики на 95 %, машиностроения - на 85 %,
сельского хозяйства - на 60 %.
Формируются
условия для рационального использования
имеющихся ресурсов, оптимизации затрат
на разработку и выпуск инновационных
продуктов, снижения операционных издержек,
а также совместного выхода на рынки развитых
стран с наукоемкой и конкурентоспособной
продукцией.
Обеспечивается
установление равнодоходных цен на природный
газ с возможностью некоторого снижения
его стоимости для Беларуси. Расширяются
возможности для более активных экономических
связей Беларуси с Казахстаном, в т.ч. как
с новым поставщиком нефти и газа.
По оценкам Российского института
народно-хозяйственного прогнозирования
РАН, макроэкономический эффект от создания
таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС
составляет не менее 5 % прироста ВВП в расчете
на 5-летнюю и около 15 % - на 10-летнюю перспективу.
Особенно заметным будет эффект в машиностроении
и агропромышленном комплексе. В целом
совокупный экономический эффект от создания
ЕЭП позволяет поднять темпы экономического
роста примерно в 1,5 раза. [6, с.6]
Важно подчеркнуть, что разработка
правовой базы ЕЭП осуществляется на основе
норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского
союза, что в перспективе делает совместимым
Единое экономическое пространство России,
Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим
европейским экономическим пространством
(ОЕЭП).
В целях увеличения экспортного
потенциала белорусских предприятий с
учетом преимуществ дальнейшей интеграции
Республики Беларусь в Единое экономическое
пространство в стране должна осуществиться:
- активизация кооперационного
сотрудничества в промышленной сфере,
в первую очередь в машиностроении, фармацевтике,
других отраслях;
- организация производства в
Республике Беларусь автокомпонентов
для сборочных производств моторных транспортных
средств иностранных марок, созданных в Российской
Федерации в рамках программы локализации
автокомпонентов.;
- максимальное использование
промышленного потенциала сборочных производств
сельскохозяйственной и автомобильной
техники, созданных в странах Таможенного
союза, для увеличения экспортных поставок
белорусских комплектующих;
- активизация сотрудничества
в инновационной сфере за счет реализации
с партнерами из стран Таможенного союза
совместных проектов в сфере высоких технологий,
развитие кооперационных связей с создаваемыми
научно-производственными холдингами
в сфере высоких технологий (ядерные технологии,
космические технологии, технологии в
области медицины, стратегические информационные
технологии);
- разработка новых перспективных
изделий, по техническим параметрам превосходящих
зарубежные аналоги;
- обеспечение участия белорусских
предприятий в государственных закупках
стран Таможенного союза, взаимодействие
с потенциальными покупателями в этих
странах, местными банками и другими структурами
для выявления потребности в приобретении
техники и возможности кредитования поставок;
- расширение продаж белорусской
техники за счет кредитных ресурсов ОАО
"Сбербанк России" и других банковских
структур России, поиск заинтересованных
банковских структур Казахстана для организации
аналогичных схем кредитования поставок
белорусской техники;
- расширение деятельности ОАО
"Промагролизинг" в целях поставок
продукции белорусских производителей
в страны Таможенного союза по схемам
международного лизинга;
- наращивание объемов продаж
в странах Таможенного союза продукции
агропромышленного комплекса, текстильной
и швейной продукции в сегменте более
дорогих и качественных товаров;
- увеличение экспорта строительных
материалов, в том числе в рамках реализации
целевых программ стран - участниц Таможенного
союза в области дорожного строительства,
развития транспортной системы, строительства
жилья, социального развития села, восстановления
плодородия почв, программ развития регионов;
- создание в регионах России
и Казахстана крупных оптовых структур
по реализации потребительских товаров
и центров продаж, гарантийному ремонту
и сервисному обслуживанию белорусской
техники.
С созданием ЕЭП неизбежен демонстрационный
эффект: вступая в более глубокую стадию
экономической интеграции, беря на себя
международные обязательства и беспрекословно
выполняя их, Республика Беларусь тем
самым демонстрирует мировому сообществу
и его отдельным странам, что она привержена
курсу либерализации, способна выполнять
взятые на себя международные обязательства
и готова к развитию долгосрочного сотрудничества
с другими странами мира.
Ожидается так же рост политического
влияния в мире: Республика Беларусь -
это малая экономика, не имеющая существенного
политического влияния в мировой экономике.
Однако многие малые экономики создают
таможенные союзы или другие интеграционные
союзы и в рамках них начинают действовать
как единое целое, представляя свои интересы
в мировом сообществе в рамках более крупного
экономического субъекта. Так, например,
страны действуют в рамках ВТО.
Существуют так же проблемные
моменты формирования ЕЭП:
- асимметричность интеграции,
когда интегрируются две большие
экономики (Россия, Казахстан) и малая
(Беларусь), когда присутствует явно
выраженный движущий центр интеграции
- Россия, когда степень перехода
к рыночной экономике в России
и Казахстане выше, чем в Беларуси,
когда степень вмешательства
государства в экономику в
Беларуси выше, чем в России
и Казахстане. Это влечет за
собой неравномерное распределение
выгод и издержек интеграции;
- низкая степень готовности
национальных экономик к развитию
глубоких форм интеграционного
взаимодействия, что связано с
неразвитостью частных и смешанных
форм собственности, неблагоприятным
инвестиционным и деловым климатом,
недостаточным развитием фондового
рынка, банковской системы, инфраструктуры;
- отсутствие открытого
мониторинга интеграции, когда отчеты
об исполнении принятых соглашений
и о росте показателей степени
интегрированности экономик трех
стран носят закрытый, непубличный
характер, когда отсутствует официальная
система индикаторов развития
интеграционного процесса и их
мониторинга;
- отсутствие соглашения
о налоговой политике, что, как
уже отмечалось, весьма важно
с точки зрения устранения
барьеров и более эффективного
функционирования общего рынка;
- форсирование перехода
от Таможенного союза к общему
рынку: например, в ЕС между началом
формирования Таможенного союза
и переходом к этапу общего
рынка прошло около 10 лет, сам
общий рынок официально формировался
как минимум 8 лет, а на самом
деле процесс устранения барьеров
и различий в законодательстве
продолжается в ЕС и по сей
день (в ЕЭП формирование общего
рынка планируется к 01.01.2016, т.е. за
5 лет).
Основные ограничения
между государствами ТС на пути создания
общего рынка, которые существуют сегодня,
могут быть сохранены до 2018-2020 годов, к
этому времени выработается стратегия,
с тем, чтобы отказаться от них до 2025 года.
Напомнил, что в настоящее время
система тарифных и нетарифных ограничений
предусматривает квоты на поставки нефти
в Беларусь и Казахстан, запрет на поставку
светлых нефтепродуктов из Казахстана
в третьи государства, запрет на поставку
темных нефтепродуктов из России в Казахстан,
балансовые поставки по светлым нефтепродуктам
в Казахстан.
Кроме того, Беларусь обязана применять
экспортную пошлину к нефтепродуктам,
которые экспортируются из этой страны,
и в полном объеме возмещать все эти суммы
в бюджет России.
Встает вопрос, сохраняется ли эта система
при формировании Единого экономического
пространства с момента создания Евразийского
экономического союза. Казахстан и Беларусь
настаивают на отмене всех этих ограничений,
т.к. это неизбежно положительно скажется
на бюджете страны.
Однако сценарий полного снятия
всех ограничений содержит самые большие
риски, потому что в этом случае Россия теоретически может
лишиться нефтяных доходов, речь идет
о сумме порядка $33 млрд. дополнительных
потерь ежегодно.
В случае реализации такого
сценария Россия может пойти на то, чтобы
резко снизить, до уровня Казахстана, экспортные
пошлины на нефть и нефтепродукты и перенести
налоговую нагрузку на НДПИ. В этом случае
произойдет резкое увеличение цен на внутреннем
рынке, в том числе на моторное топливо.
Чтобы сгладить эту динамику, придется
практически обнулить акцизы. Но останутся проблемы,
связанные с динамикой цен на нефтепродукты,
на которые нет акциз, возможно, придется
давать субсидии компаниям нефтехимии,
придется иначе формировать дорожные
фонды, придется менять бюджетную классификацию,
структуру налоговых и неналоговых доходов,
бюджетное правило. Это влечет много последствий.
На встрече глав
государств – участников ЕЭП было
решено, что вопросы, связанные с взаимодействием
в сфере нефти, нефтепродуктов и газа,
будут урегулированы до 2025 года в соответствии
с действующими соглашениями, заключенными
в 2010 году, и в соответствии с дополнительными
двусторонними договоренностями, которые
будут подписаны и обеспечат удовлетворяющий
стороны статус взаимодействия в этих
сферах на весь период до формирования
общего рынка
Последнее время проделана
большая работа на экспертном правительственном
уровне по подготовке проекта договора
о создании ЕАЭС. Подготовлен большой
объемный основательный документ на 600
страниц. По содержанию это
документ, который дает Беларуси, России
и Казахстану возможность сделать еще
один шаг в углублении взаимодействия.
Мы можем качественно изменить наше сотрудничество.
Это позволит нам выйти на повышение конкурентоспособности
экономик, сделать их более эффективными,
привлекать внутренние и внешние инвестиции.
И огромный рынок в 170 млн. человек,
может приобрести совершенно новое качество,
дополнительно приобрести привлекательность
и быть более эффективным и содержательным.
Сейчас эксперты должны в самый
короткий срок проделать большую работу,
для того чтобы определить принципы, на
которых будут основываться двухсторонние
отношения между Россией и Беларусью.
Прежде всего, это касается взаимоотношений
в области нефтепереработки.
На сегодняшний день Беларусь
и Россия уже договорились о поэтапной
отмене перечислений в российский бюджет
экспортных пошлин на нефтепродукты, и
Республика Беларусь не будет препятствовать
подписанию трехстороннего договора о
создании ЕАЭС.
Таким образом, ЕЭП - это поэтапно
формируемый общий рынок, открытый для
вступления новых стран, где учитываются
индивидуальные интересы и особенности
каждой страны-участницы, где базовые
соглашения основаны на нормах ВТО. В ЕЭП
выполняется очень важный для современных
интеграционных процессов принцип "интеграция
плюс развитие", когда параллельно со
снятием взаимных барьеров происходит
реформирование интегрируемых сфер экономики
стран-участниц. В ЕЭП также учитывается
принцип поэтапности, постепенности развития
интеграционного процесса в отдельных
сферах, применяются индивидуальные сроки
и подходы к интеграции различных сфер
экономических отношений.
Очевидно, что углубление региональной
интеграции позволяет получить экономические
эффекты не только благодаря расширению
торговых потоков, но и вследствие снижения
транзакционных издержек двустороннего
и многостороннего сотрудничества, улучшения
условий торгового и инвестиционного
обмена, получения преимуществ межстранового
разделения труда, создания новых рыночных
возможностей. При этом относительная
однородность технологического пространства
и общность языка позволяют значительно
облегчить взаимодействие между странами.
Именно поэтому, пройдя несколько этапов
интеграции (от зоны свободной торговли
к таможенному союзу) Беларусь, Россия
и Казахстан перешли к высшей
форме интеграции – ЕЭП, единственный
аналог которого в мире – Европейский
Союз и нацелены на создание ЕАЭС.[8 с.10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регионализация во всем мире
стала ответом глобальному экономическому
кризису. Снятие барьеров и ограничений,
формирование единого рынка – главный
способ вдохнуть новые силы в экономику
в современных условиях.
Во всем мире страны делают
для себя прагматичный выбор на основе
экономической мотивации: как двигаться
дальше, минимизируя экономические риски,
– в составе интеграционного объединения
или самостоятельно.
Беларусь, Казахстан и Россия
приняли решение развиваться в составе
интеграционного объединения. В основе
этого решения лежит понимание того, что
вместе три страны смогут не только снизить
негативные последствия глобальной нестабильности,
но и активно позиционировать себя на
внешних рынках.