Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:07, статья
Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района на 2008-2010 годы, муниципальными целевыми и адресными программами.
Выгодное экономико-
2) 2013 год – 2016 год (этап прорывного количественного роста) – устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Пикалево.
К концу этапа «точки роста» города должны стать ключевыми в развитии города и определяющими его социально-экономическое положение. По основным направлениям деятельности и развития города обеспечены устойчивые позитивные изменения (увеличение рождаемости и численности населения, снижение смертности, увеличение числа рабочих мест, удержание низкого уровня безработицы, увеличение объемов производства товаров народного потребления и продовольственных товаров, увеличение объемов инвестиций, объемов жилищного строительства и т.д.). В структуре населения города доминирующее положение занимает «средний» класс. В целом заканчивается формирование гражданского общества.
Развитие отраслей экономики происходит на основе широкого внедрения инноваций, позволяющих повысить качество продукции и снизить издержки производства и обращения, снизить экологическую нагрузку, сократить затраты времени на производство и т.д.
3) 2017 год – 2020 год (этап инновационного качественного роста) – фактический переход к функционированию и социально-экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях. Объем созданной добавленной стоимости и ее структура по видам экономической деятельности должны существенно отличаться от существующих в настоящее время. Уровень благосостояния и качество жизни населения определяются как высокие и выше среднего по региону.
Таким образом, наиболее вероятным сценарием является переходный сценарий. Стратегическое целеполагание далее будет производиться исходя из выбора к реализации переходного сценария в качестве базового.
На основании анализа
Основные направления
Рисунок 3.1. – Стратегические цели социального развития и структура социальной политики органов местного самоуправления города Пикалево
Рисунок 3.2. – Стратегические цели экономического развития и структура экономической политики органов местного самоуправления города Пикалево
Таблица 3.1.
Приоритеты развития города и задачи органов местного самоуправления
Приоритеты развития |
Задачи органов местного самоуправления | |||
1. Социальная политика | ||||
1.1. Охрана здоровья населения |
повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: соблюдение правовых основ, создание экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество, объемы которых соответствуют уровню и структуре заболеваемости и запросам населения города | |||
создание условий и стимулов
для максимально возможного предотвращения
заболеваний и травматизма насе внедрение экологически безопасных технологий, сокращение негативных техногенных воздействий на здоровье человека; концентрация усилий лечебно-профилактических учреждений, медицинской общественности и населения для реализации приоритетного проекта «Здоровье» | ||||
1.2. Охрана общественного порядка |
обеспечение приемлемого уровня защиты личных и общественных прав и свобод и предоставления гарантий их соблюдения | |||
обеспечение выполнения законодательных и иных нормативных актов в области охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения пожарной безопасности | ||||
обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ||||
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций | ||||
формирование позитивного | ||||
координация деятельности по охране правопорядка, экономической, информационной, гражданской и общественной безопасности, соблюдению законности и прав граждан | ||||
координация взаимодействия деятельности правоохранительных органов, общественных формирований по охране правопорядка, детективных и охранных организаций города и частных лиц, иных служб силовых ведомств РФ, общественных объединений | ||||
формирование позитивного | ||||
привлечение общественных формирований к охране общественного порядка | ||||
1.3. Регулирование социально–демографических процессов |
создание условий, стимулирующих рождаемость населения города | |||
создание условий для | ||||
организация эффективной профилактики и борьбы с наркоманией, алкоголизмом, преступностью как факторами высокого уровня смертности | ||||
организация и осуществление мероприятий по оздоровлению экологической ситуации | ||||
1.4. Обеспечение занятости |
обеспечение баланса численности рабочей силы и числа рабочих мест | |||
изучение рынка профессий и содействие его пропорциональному развитию | ||||
проведение мероприятий по профессиональной ориентации молодежи | ||||
регулирование качества рабочей силы | ||||
создание условий для | ||||
содействие временному трудоустройству граждан и проведению общественных работ | ||||
защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством | ||||
осуществление контроля соблюдения требований техники безопасности и охраны труда и условий труда, соблюдения законодательства о рабочем времени, времени отдыха, применении труда женщин и подростков на предприятиях независимо от форм собственности | ||||
1.5. Развитие физической культуры и спорта |
реализация государственной | |||
создание условий для | ||||
изучение, анализ и прогнозирование потребностей и запросов населения в сфере развития физической культуры | ||||
обеспечение эффективного функционирования и развития системы учреждений физической культуры и спорта города Пикалево | ||||
пропаганда физической культуры как составляющей части здорового образа жизни | ||||
формирование информационной базы данных о наличном спортивном потенциале города, а также создание условий для его сохранения, приумножения и рационального использования | ||||
1.6. Развитие культуры |
реализация государственной | |||
создание условий для | ||||
изучение, анализ и прогнозирование потребностей и запросов населения в сфере культуры | ||||
обеспечение эффективного функционирования и развития системы учреждений культуры города Пикалево | ||||
обновление библиотечных фондов | ||||
формирование и развитие прогрессивных гуманитарных интересов населения | ||||
формирование информационной базы данных о наличном культурном потенциале города, а также создание условий для его сохранения, приумножения и рационального использования | ||||
пропаганда результатов | ||||
1.7. Развитие социально – бытовой сферы |
создание условий для | |||
осуществление контроля объемов и качества предоставляемых услуг | ||||
1.8. Развитие жилищной сферы |
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Пикалево и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством | |||
реализация Федеральной | ||||
ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда в городе Пикалево | ||||
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда | ||||
создание благоприятных | ||||
1.9. Обеспечение жилищно-коммунального обслуживания |
обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения | |||
обеспечение в границах города электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом | ||||
обеспечение сбора, вывоза, утилизации
и переработки бытовых и | ||||
обеспечение населения ритуальными услугами и содержание мест захоронения | ||||
1.10. Благоустройство территории города |
организация благоустройства и озеленения территории города, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах муниципального образования | |||
организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов | ||||
создание условий для | ||||
улучшение ночного облика города | ||||
улучшение цветового восприятия облика города | ||||
ограничение загрязнения улиц и площадей города (в том числе транзитным транспортом) | ||||
формирование уникальной ландшафтной архитектуры города Пикалево | ||||
1.11. Транспортное обеспечение населения |
содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города | |||
создание условий для | ||||
2. Экономическая политика | ||||
2.1. Обеспечение условий для рационального размещения производительных сил |
содействие планомерному развитию организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, финансовых и кредитных институтов, оптово-розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг, предприятий жизнеобеспечения независимо от формы собственности | |||
формирование развитой рыночной инфраструктуры | ||||
формирование конкурентной рыночной среды на территории города | ||||
содействие организации и | ||||
содействие организации | ||||
повышение эффективности использования экономического потенциала города, в том числе муниципальной собственности | ||||
мониторинг динамики интересов
и потребностей экономических и
неэкономических субъектов | ||||
мониторинг организаций города | ||||
мониторинг платежеспособности, материально-технических, трудовых ресурсов, ресурсных потоков предприятий и организаций города | ||||
снос ветхого и аварийного жилья | ||||
переселение населения из жилищного фонда, расположенного в санитарных зонах промышленных объектов | ||||
2.2. Формирование инвестиционной привлекательности |
формирование благоприятной | |||
преимущественное направление финансовых ресурсов за счет средств городского бюджета для социально значимых объектов, имеющих неприбыльный характер | ||||
размещение ограниченных капитальных вложений за счет средств бюджета города Пикалево строго в соответствии с решением главного распорядителя и исключительно на конкурсной основе | ||||
усиление контроля за целевым расходованием средств бюджета, направленных на инвестиции в форме безвозвратного финансирования | ||||
расширение практики совместного бюджетного и коммерческого финансирования инвестиционных программ и проектов | ||||
2.3. Развитие финансовой системы города |
обеспечение устойчивости финансов и рационального распределения финансовых ресурсов по приоритетным направлениям | |||
мониторинг законодательства с целью увеличения доходов городского бюджета | ||||
среднесрочное прогнозирование бюджетных поступлений | ||||
обеспечение высокой эффективности использования муниципального имущества и муниципальных земель как основы увеличения неналоговых поступлений | ||||
вхождение города Пикалево в федеральные и региональные целевые программы | ||||
обеспечение поступлений средств из альтернативных источников (благотворительных фондов, программ поддержки разнообразных инициатив, грантовых программ, спонсорской помощи и др.) | ||||
2.4. Поддержка предпринимательства |
формирование приоритетных направлений создания фирм малого и среднего предпринимательства в городе Пикалево | |||
координация и поддержка развития малого и среднего предпринимательства | ||||
формирование рыночной инфраструктуры, ориентированной на малое и среднее предпринимательство | ||||
2.5. Развитие международного |
содействие участию в международных мероприятиях (выставках, ярмарках, форумах, соревнованиях, конкурсах, смотрах и т.д.) предприятий и организаций города, творческих и спортивных коллективов, отдельных жителей города, представителей города | |||
содействие созданию совместных предприятий на территории города | ||||
содействие увеличению объемов производства экспортной готовой продукции реализация активной муниципальной информационной политики посредством сети интернет | ||||
развитие института городов- | ||||
вхождение в европейские и международные организации и программы содействия социально-экономическому развитию муниципальных образований | ||||
2.6. Развитие партнерских |
развитие системы социального партнерства на территории города | |||
разработка предложений по долгосрочному сотрудничеству в экономической и социальной сферах с организациями города (независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности), отраслевыми профсоюзами, представителями малого и среднего бизнеса, общественными организациями | ||||
осуществление управления социально-трудовыми отношениями на территории города | ||||
3. Экологическая политика | ||||
3.1. Улучшение экологической |
обеспечение соблюдения действующего природоохранного законодательства | |||
правовое и организационное регулирование формирования безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, бережного природопользования, сохранения исторического и культурного наследия, природных ландшафтов | ||||
содействие внедрению экологиче | ||||
пропаганда экологических | ||||
мониторинг объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, вредных и опасных факторов (выбросов, сбросов) | ||||
4. Пространственная (градостроительная) политика | ||||
4.1. Формирование уникального |
разработка Правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе Генерального плана города документации по планировке территории | |||
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города | ||||
осуществление информационного обеспечения
градостроительной | ||||
осуществление контроля использования земель города Пикалево | ||||
разработка приоритетов и |
В долгосрочном периоде необходимо решить следующие задачи:
- изменить демографическую
- обеспечить качественный
- возродить промышленность
- обеспечить благоприятные
В среднесрочном и краткосрочном периодах необходимо решить следующие задачи:
1) общие задачи социально-экономического развития города:
- повышение инвестиционного
- увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- повышение уровня занятости
экономически активного
- создание комплекса
- обеспечение решения задач по охране окружающей среды;
- развитие современной
2) задачи развития промышленности и энергетики:
- перевод промышленного
- поиск и внедрение новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности;
- формирование (развитие) благоприятных
условий для работы
- активизация инвестиционной деятельности в промышленности;
- развитие внутреннего рынка
сбыта и организация работы
на внешнем и внутреннем
- кадровое обеспечение
- формирование социальной
- модернизация технологического
оборудования, реконструкция и внедрение
экологически чистых
3) задачи строительного комплекса:
- развитие ипотечного
- ликвидация непригодного для проживания жилья;
- создание условий для развития
производства строительных
- увеличение объемов вводимого жилья;
- внедрение новых проектов
- строительство объектов
- модернизация и реконструкция имеющегося жилищного фонда и др.
4) задачи транспортного комплекса и связи:
- обеспечение телефонной связью жителей сектора частной застройки;
- обеспечение высокого качества предоставляемых услуг связи и расширение их перечня;
- планомерный переход на
- снижение нагрузки транспорта на экологию;
- обеспечение регулярности
- устранение отставания в
- ликвидация острого дефицита
парковочных площадок и площадо
5) задачи развития жилищно-коммунального хозяйства:
- повышение эффективности и
комплексное развитие инженерно
- реализация государственной
- содержание объектов ЖКХ (мест
общего пользования, систем
- преодоление большой степени износа основных фондов.
6) задачи развития жилищной сферы:
- переселение из непригодного для проживания жилья;
- обеспечение жильем социально
не защищенных слоев населения;
- содействие решению жилищных проблем молодых семей.
7) задачи охраны окружающей среды:
- совершенствование нормативно-
- снижение значений фактических выбросов до уровня, не превышающего нормативов предельно допустимых выбросов, и фактических сбросов до уровня, не превышающего нормативов предельно допустимых сбросов;
- реконструкция и создание системы очистки ливневых стоков;
- извлечение вторичного сырья из твердых бытовых отходов.
8) задачи развития потребительского рынка:
- размещение разнообразных
- обеспечение высокого качества торгового и бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных категорий граждан;
- кадровое обеспечение
9) задачи развития малого предпринимательства:
- обеспечение доступа малого предпринимательства к краткосрочным кредитным ресурсам; поддержка предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения для своей деятельности; создание кредитных историй для начинающих предпринимателей; создание рабочих мест;
- доведение инновационных разработок до производства конкурентоспособной продукции;
- развитие малого
- формирование и развитие
- оказание консультационной и методической помощи субъектам малого предпринимательства.
10) задачи социальной сферы:
- совершенствование нормативно-
- модернизация и развитие
- обеспечение организаций
- повышение эффективности
- внедрение инновационных методов работы;
- пропаганда здорового образа жизни;
- работа по выявлению и
- интенсификация клубной работы по интересам.
11) задачи развития социального партнерства на территории города: