Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:07, статья

Описание работы

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района на 2008-2010 годы, муниципальными целевыми и адресными программами.

Файлы: 1 файл

koncepcija_pikalevo_do_2020_goda.doc

— 2.34 Мб (Скачать файл)

В общем объеме неналоговых поступлений  в бюджете города в 2007 году наибольший удельный вес занимали:

- арендная плата за земли  (включая арендную плату за  земли, находящиеся в собственности  поселения) – 31 %;

- прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности поселений – 32 %;

- доходы от реализации имущества,  находящегося в собственности  поселений – 24 %.

Удельный вес остальных неналоговых  доходов составлял 13 %.

Рост поступлений в местный  бюджет доходов от продажи муниципального имущества по сравнению с 2005, 2006 годами связан с тем, что в соответствии с пунктом 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления до 1 января 2009 года необходимо произвести отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Так, в 2007 году реализовано имущества, находящегося в муниципальной собственности на сумму 5741 тыс. рублей, в 2006 году – на 228 тыс. рублей, в 2005 году – 817 тыс. рублей.

Увеличение доходной части бюджета происходит за счет увеличения финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, а не за счет развития собственной налоговой базы. В структуре доходов местного бюджета собственные доходы составляют 39 %. Финансовая помощь бюджету города в 2007 году составила 61 %. Подобная практика формирования бюджета является, по сути, перекрестным финансированием, экономически не оправданным.

Анализ бюджета города Пикалево свидетельствует, что доведенные доходные источники не соответствуют величине расходных обязательств вопросов местного значения.

Наблюдается несбалансированность бюджета в результате более высокого роста расходов по сравнению с доходами. Кроме того, остается незакрытая потребность в финансировании. Не обеспечиваются реальные финансовые потребности в развитии и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержании дорог общего пользования и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Основная часть средств бюджета  направляется на выплату заработной платы работникам муниципальных  учреждений и оплату коммунальных услуг. Несбалансированность бюджета привела к потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Для обоснованного определения  объема расходов местного бюджета требуется  разработка методик и критериев по определению реальных потребностей муниципального образования в осуществлении текущих и капитальных расходов в наиболее приоритетных отраслях экономики (ЖКХ, на содержание и ремонт дорог общего пользования, транспортное обслуживание).

Расчет налоговых и неналоговых  поступлений на период до 2020 года представлен в приложении № 14.

 

Цель бюджетной политики – обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального образования.

 

Проблемы бюджета города:

- несбалансированность бюджета;

- неполный сбор местных налогов;

- слабые стимулы к сокращению  издержек учреждений, а соответственно  к экономии бюджетных средств; 

- отсутствие ориентации учреждений  на достижение определенных социально-экономических  результатов, так как финансируется  сам процесс функционирования учреждений;

- недостаточная финансовая база  местного бюджета.

 

Задачи бюджетной политики муниципального образования:

- существенное увеличение налоговой  составляющей доходной части  местного бюджета; - качественное администрирование местных налогов;

- проведение работ по формированию  наиболее полной и достоверной  информации о налоговой базе  по земельному налогу и налогу  на имущество физических лиц  путем обмена данными между  заинтересованными органами, проведения  инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам; 

- для увеличения собираемости платежей по налогу на доходы физических лиц разработка системы мер, направленных на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума и вывода «из тени» доходов граждан, в первую очередь, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

- определение стратегии муниципального управления по каждому объекту муниципальной собственности, повышение эффективности использования муниципального имущества путем максимального приближения ставок арендной платы за землю к рыночной величине;

- активизация работы по взысканию задолженности по арендным платежам, в том числе посредством претензионно-исковой работы, оперативного взаимодействия с организациями;

- повышение эффективности использования бюджетных средств на основе перехода к новым формам финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам, внедрения новых методов формирования расходных обязательств, ориентированных на результат.

1.5. Анализ и оценка состояния системы управления муниципального образования

 

Структура органов местного самоуправления муниципального образования определена Уставом муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района, принятым в новой редакции Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района (решение от 29.11.2007 года № 75), и включает:

 

1. Совет депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района – выборный представительный орган муниципального образования, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города.

В представительный орган входят 16 депутатов, избираемых по восьми многомандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 4 года. Деятельность Совета депутатов осуществляется через работу постоянных профильных комиссий.

 

2. Глава муниципального образования (глава администрации) – высшее выборное должностное лицо, избранное населением на 4 года и возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава руководит администрацией муниципального образования на принципах единоначалия.

 

3. Администрация города – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области.

Структура администрации города утверждается Советом депутатов по представлению Главы администрации и состоит из структурных подразделений, возглавляемых заведующими.

Штатная численность муниципальных  служащих в администрации города утверждается распоряжением главы администрации в зависимости от объема выполняемых полномочий, в пределах средств, предусмотренных на финансирование органов управления муниципального образования.

Муниципальные служащие действуют  на основании законодательства, Устава муниципального образования и должностных инструкций. 

В соответствии с Уставом муниципального образования определяются полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Главы муниципального образования, Главы администрации, Совета депутатов, администрации города.

 

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) города Пикалево – форма участия населения в осуществлении городского (местного) самоуправления.

К сожалению, участие населения  в жизни города очень пассивно, на территории города не зарегистрировано не одного ТОС.

 

Свой вклад в управление социально-экономическим  развитием муниципального образования  вносят также политические партии и общественные организации, активная деятельность которых способствует формированию гражданского общества на территории города, снижению социальной напряженности, обеспечению общественного правопорядка. В полной мере их роль раскрывается в период избирательных компаний, референдумов, при разработке законодательных актов, затрагивающих интересы большинства населения.

В городе Пикалево действуют основные православные религиозные конфессии. Взаимодействие и конструктивный диалог представителей религиозных конфессий и национальностей положительно влияет на развитие местного сообщества.

Оценивая систему управления муниципальным  образованием в целом, следует подчеркнуть, что в настоящее время организационная  структура управления соответствует  основным требованиям текущей ситуации и отражает состав полномочий органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Система управления города Пикалево ориентирована на решение актуальных проблем и задач.

 

Цель системы местного управления – эффективная реализация полномочий по решению вопросов местного значения, переданных отдельных государственных полномочий.

 

Проблемы системы управления:

- пассивность населения в решении вопросов городской жизни;

- недостаточная оперативность в принятии решений и контроле их выполнения;

- длительное согласование и  получение в структурных подразделениях администрации города и Бокситогорского муниципального района разрешительной документации на проектирование и строительство объектов капитального строительства.

 

Задачи системы управления:

- активизация деятельности, результаты  которой носят стратегический  характер и направлены на повышение  качества жизни населения; 

- необходимость перевода диалога между собственниками хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, в плоскость совместной разработки долгосрочных приоритетов и целей развития бизнеса и местного сообщества, схем и механизмов взаимодействия, обеспечивающих устойчивое социальное и экономическое развитие территории;

- вовлечение населения в решение  вопросов городской жизни.

 

 1.6. Анализ и оценка состояния рыночной инфраструктуры города Пикалево по развитию и поддержки малого предпринимательства

 

В последнее время малое предпринимательство становится сферой экономической деятельности, способной, при должной государственной и муниципальной поддержке, обеспечить быстрый и значительный социально-экономический эффект: решение проблем занятости, снижение социальной напряженности, оздоровление промышленности, привлечение инвестиций в экономику города.

В городе Пикалево создана и работает инфраструктура поддержки малого предпринимательства, координирующее место в которой занимает администрация города и Некоммерческая организация «Фонд содействия и развития предпринимательства МО «Город Пикалево», созданный в 2002 году.

Согласно данным статистики и налоговой инспекции, на территории города зарегистрировано 428 субъектов малого предпринимательства, в том числе 69 - малых предприятий, на которых занято 1272 человека (9,8 процентов от трудоспособного населения) и 359 индивидуальных предпринимателя.

На 1000 жителей города приходится 3 малых предприятия (в среднем по городам области – 5).

Основные показатели малого предпринимательства и динамика развития малого бизнеса представлены в приложении № 15.

Несмотря на тенденции роста, наблюдаемые  в секторе малого предпринимательства  в последние годы, в нем имеют  место серьезные негативные явления, которые требуют дальнейшего усиления внимания государственных и муниципальных органов власти к вопросам развития малого предпринимательства.

Так, все еще высокими остаются масштабы «теневых выплат» заработной платы и «теневого оборота» в  секторе малого предпринимательства, особенно в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Остается крайне низким уровень  инвестиционной активности на малых  предприятиях.

Субъекты малого предпринимательства  ориентированы, в основном, на удовлетворение спроса местного населения.

Невысоким является уровень развития  малого бизнеса в таких социально  значимых отраслях, как здравоохранение, культура, физическая культура и социальное обеспечение. Практически не используется опыт по ведению туризма в Ленинградской  области.

Имеющееся  положение дел в  сфере бытового обслуживания населения, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения,  а  также важность реформирования системы  ЖКХ в условиях становления новой  системы местного самоуправления, необходимость развития предпринимательства  в сфере туризма, обуславливают  отнесение этих сфер деятельности  к приоритетным сферам развития малого предпринимательства МО  «Город Пикалево».

Информация о работе Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево»