Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:07, статья

Описание работы

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района на 2008-2010 годы, муниципальными целевыми и адресными программами.

Файлы: 1 файл

koncepcija_pikalevo_do_2020_goda.doc

— 2.34 Мб (Скачать файл)

Кроме того, перевозка пассажиров по городу также осуществляется маршрутными такси индивидуального предпринимателя, маршрутную сеть и расписание частный перевозчик осуществляет на основании договора  с администрацией. В 2007 году  активно развивалась служба частных такси, в настоящее время работает 7 диспетчерских телефонов по вызову такси.

Основные показатели работы общественного  транспорта представлены в приложении № 6.

 

Основные цели сферы транспортного обслуживания населения:

- обеспечение комфортабельных  условий в процессе транспортного  обслуживания населения;

- создание условий для формирования  конкурентной среды в сфере  транспортного обслуживания  населения.

 

Проблемы транспортного обслуживания населения:

- отсутствие железнодорожного вокзала, подъездных путей, платформ соответствующих   требованиям;

- высокая степень износа подвижного состава;

- неудовлетворительное состояние дорожного полотна;

- не достаточно развитая сеть маршрутных такси;

- транспортная инфраструктура  не рассчитана на обслуживание  городского населения численностью 22 тыс. человек, с учетом наличия постоянного населения в пригородной зоне до 5 тыс. человек при росте общей подвижности к 2020 году в 1,2 раза по отношению к 2005 году;

- развитие улично-дорожной сети  и сети пассажирского транспорта  общего пользования в полной  мере не обеспечивают повышение  безопасности и надежности всех  видов передвижений, снижение негативного  воздействия транспорта на среду жизнедеятельности до уровней, предусмотренных природоохранными стандартами; 

- улично-дорожная сеть и пассажирский  транспорт общего пользования  не могут обеспечить передвижения  по городской территории со  средними затратами времени  не более 35 минут для 80-90 процентов населения.

 

Приоритетные задачи  транспортного обслуживания населения:

- строительство железнодорожного  вокзала на станции Пикалево  I, строительство платформ, расширение подъездных путей;

- капитальный ремонт дорожного полотна;

- благоустройство действующих  магистралей – оборудование посадочных  площадок и пешеходных переходов  в одном уровне с проезжей  частью, устройство ливневой канализации,  устройство освещения;

- строительство новых магистралей  со всеми элементами благоустройства, которые необходимы для нормальной эксплуатации автобусного транспорта;

- обустройство конечных пунктов  для отстоя автобусов в соответствии  с нормативами;

- замена изношенного подвижного  состава на новые современные  экологически ориентированные модели автобусов средней и большой вместимости;

- развитие сети маршрутных такси.

1.4.2. Анализ трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы – лица трудоспособного  возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны и  лиц, получающих пенсию на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и пенсионеры). Экономически активное население – часть населения, включая всех занятых в экономике и безработных (официально зарегистрированных) горожан.

Баланс трудовых ресурсов представлен в приложении № 7.

Из представленных в таблице  данных обращает на себя внимание очень  значительный процент скрытой безработицы (трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике  или учебе с отрывом от производства) – 20,5 % всего населения или 32 % трудовых ресурсов города. В то же время на 01.01.2008 официально зарегистрировано только 116 безработных. Это составляет 1,3 % от экономически активного населения.

Динамика среднегодовой численности  работающих и динамика движения кадров (принятых и выбывших) представлена в приложении № 8. На протяжении последних 3 лет наблюдается снижение среднегодовой численности работающих, соответственно количество выбывших превышает количество принятых на работу.

Причины, которые определяют движение кадров: сокращение штатов (в процентах) наблюдается на протяжении 2005 – 2007 годов, растет и процент выбывших по собственному желанию.

Из 14 тыс. человек трудовых ресурсов города Пикалево только 61 % реально  заняты в отраслях экономики, из них  порядка 5 тыс. человек трудится на обрабатывающих производствах, что составляет 59 % от общей численности занятых в экономике. Здесь наблюдается некоторый «перекос» в сторону материального производства. Это объясняется тем, что Пикалево имеет ярко выраженную промышленную ориентацию и является монопрофильным или моноструктурным.  

Структура среднесписочной численности  работников по видам экономической  деятельности представлена в приложении № 9.

Ситуация с занятостью на протяжении 2004-2007 годов характеризуется неустойчивой динамикой, что также является следствием движения трудовых ресурсов и состояния отраслей в городе.

На 01.01.2008 число незанятых трудоспособных граждан, ищущих работу и состоящих на учете в центре занятости населения, составило 759 человек, что на 30 % меньше, чем на 01.01.2007 (1078 человек). Из них получили статус «безработного» 316 человек (на 31 % меньше, чем на 01.01.2007). Наибольшее количество незанятых трудоспособных граждан и официально зарегистрированных безработных за последние четыре года наблюдалось в 2005 году.

Ситуация с уровнем безработицы  представлена в приложении № 10.

На уменьшение численности безработных  и уровня безработицы за последние три года повлияли следующие факторы:

- стабилизация экономики города  и увеличение числа рабочих мест;

- увеличение банка вакансий  в центре занятости и свободный  доступ к ним; 

- увеличение на 10 % количества безработных  граждан, направленных на профобучение;

- изменение в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» в сторону ужесточения сроков и размера выплаты пособия.

 

Целью политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

 

Проблемы, связанные с трудовыми ресурсами города и занятостью:

- наличие деформированной структуры  занятости в городе. Имеющиеся  вакансии на предприятиях не  удовлетворяют требованиям соискателей.  Несмотря на некоторые положительные тенденции, сохраняется несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Это связано, во-первых, с несоответствием профессиональных характеристик «безработных» требованиям работодателей и, во-вторых, с низким уровнем заработной платы;

- ограниченные возможности выбора  места работы у желающих трудоустроиться; 

- преобладание в структуре свободных мест вакансий для рабочих.

 

Достижение поставленных целей  будет осуществляться посредством  решения следующих задач:

- повышение гибкости рынка труда и стимулирование легальной трудовой деятельности;

- развитие инфраструктуры рынка  труда, обеспечивающей рост занятости  и эффективности использования  труда, в том числе за счет  повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;

- усиление значения программ  профессиональной подготовки и переподготовки, осуществляемых образовательными учреждениями, отбираемыми на конкурсной основе правительством Ленинградской области;

- создание условий труда, позволяющих  обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;

- координация политики на рынке  труда, включая такие сферы  как заработная плата и социальная  защита работников, на основе  механизмов социального партнерства.

1.4.3. Анализ и оценка экономического потенциала муниципального образования

1.4.3.1. Промышленность

Производственный комплекс города Пикалево является основой его экономики  и значимой составляющей его социально-экономического потенциала. При этом, как и для большинства современных городов России, ключевым фактором выступает промышленный комплекс. Промышленность служит основным источником создания рабочих мест для городского населения и формирования доходной части муниципального бюджета.

Всего в экономике города занято 8,5 тыс. человек, из них 67 % - в материальном производстве, 33 % - в непроизводственной сфере.

Сегодня более 50 % всего промышленного  производства города Пикалево приходится на цветную металлургию. По 39 % и 10 % соответственно занимают промышленность строительных материалов и химическая. Электроэнергетика составляет лишь 0,3 %.

Определяющим фактором развития города стало строительство здесь глиноземного завода, которое было развернуто в  первые послевоенные годы. С этого  момента стали развиваться три  вышеперечисленные основные отрасли промышленности.

В настоящее время работают три  самостоятельных промышленных предприятия. Сегодня на этих предприятиях (филиал «Пикалевский глиноземный завод – СУАЛ» ОАО «СУАЛ», ЗАО «Пикалевский цемент», содо-поташное производство ЗАО «Метахим») занято 4,6 тыс. человек, что составляет 54 % от всех занятых в экономике города. Эти предприятия являются градообразующей базой для города Пикалево.

 

Предприятия цветной металлургии

Цветная металлургия представлена филиалом «Пикалевский глиноземный завод – СУАЛ» ОАО «СУАЛ». Это основное градообразующее предприятие города Пикалево, на котором работает в настоящее время 3,1 тыс. человек.

В 2005 году наблюдалось снижение объема отгруженных товаров, выполнения работ  и услуг в связи с проблемами поставки исходного сырья для производства, что повлекло снижения объемов производства на смежных предприятиях. В 2006 году поставки нефелина были возобновлены в соответствии с достигнутым соглашением о поставке в течение трех последующих лет.

В настоящее время из-за убыточности производства глинозема филиал «ПГЗ – СУАЛ» планирует провести перепрофилирование глиноземного производства с последующей возможностью выпуска клинкера и цемента.

Специалистами ВАМИ ведется разработка проекта по модернизации ПГЗ, и в июле 2008 года документы будут переданы на экспертизу в государственные органы.

После получения положительного заключения экспертизы проекта и разрешения на строительство начнется модернизации производства. На первом этапе перепрофилирования на производство цемента переведут только две печи спекания, остальные печи спекания по–прежнему будут производить глинозем.

В июне 2008 года состоялись публичные  слушанья по вопросу «О намерениях перепрофилирования Пикалевского глиноземного завода». Население города Пикалево одобрило намерение компании «Базэл Цемент» о перепрофилировании Пикалевского глиноземного завода.

ПГЗ всегда отличался своей социально-ориентированной  политикой, направленной на индивидуальный подход к каждому трудящемуся. На предприятии осуществляется комплекс социальных программ.

В сфере кадровой политики успешно  применяются ряд регламентов и программы: «Комплексная программа планирования карьеры в филиале «ПГЗ-СУАЛ», которая предусматривает формирование кадрового резерва, аттестацию руководителей, специалистов и служащих, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей; Программы переподготовки кадров и обучения профессиям.

В январе 2006 года на предприятии стартовал  проект «Безопасность – прежде всего». Цель проекта – вовлечение всего  персонала в процесс управления безопасностью.

На предприятии проводятся исследования на тему социально-психологических  аспектов профессиональной деятельности персонала.

Сформированы и утверждены три  общественные организации: «Совет молодежи», «ЖенСовет», «Совет мастеров».

Работают собственные программы  «Здоровье», «Спорт», «Культура», «Молодежь», «Забота».

Коллективным договором определен  перечень социальных благ, одинаковых для всех.

В 2006 году филиал «ПГЗ-СУАЛ» признан победителем конкурса «Предприятие высокой социальной ответственности» в номинации «Реализация социальных программ на предприятии» среди предприятий производственной сферы Ленинградской области и награжден почетным дипломом и памятным кубком.

Филиал «ПГЗ-СУАЛ» реализует  также и ряд экологических мероприятий.

 

Предприятия промышленности строительных материалов

ЗАО «Пикалевский цемент» - первое предприятие пикалевского промышленного комплекса. Строительство цементного завода было начато в 1936 году, но прервано во время Великой Отечественной Войны. После войны строительство продолжилось, первая линия по производству цемента была сдана в 1949 году. На данный момент предприятие принадлежит «Евроцемен-групп».

На текущий момент на предприятии  работает 1129 человек.

На перспективу предприятие  планирует создание собственной сырьевой базы и переход на другую технологию по производству цемента, исключающую использование белитового шлама. На предприятии в 2008 году приступили к работам по строительству карьера Пикалевского месторождения и к реконструкции цеха помола сырья. Окончание работ по реконструкции цеха намечено на май 2009 года.

Информация о работе Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево»